Сражение при Лепанто

Mar 19, 2013 12:10


Перед боем



Дон Хуан Австрийский. Иллюстрация из книги Stirling Maxwell Don John of Austria; or, Passages from the history of the sixteenth century, 1547-1578, Vol 1

Выше мы сделали попытку разобраться в географическом описании места сражения. В свете сделанных там предположений и выявленных фактов еще раз посмотрим, как в различных источниках описывали последние часы перед боем.

Начнем сегодня, пожалуй, с записок участника битвы Бартоломео Серено. Под названием Commentari della guerra di Cipro e della lega dei principi cristiani contro il turco они были изданы в 1845 в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, монахом которого Серено стал в 1574 году. Серено был при Лепанто заместителем (лейтенантом) Онорато Гаетано, командующего морской пехотой папских галер и находился на галере Grifona (№37 в списке у Контарини) в центральной эскадре боевого порядка флота Лиги. Так что его Commentari - весьма авторитетный источник по истории сражения.

Характеризуя место, где встретились два флота, Серено пишет, что у противников не было другого выхода, как только принять бой. Отойти, сохраняя боевые порядки, было невозможно, многочисленные острова и узкие проливы не позволяли это сделать. Беспорядочный же отход был равнозначен поражению. Эта мысль Серено служит лишним подтверждением сделанных нами в прошлом рассказе предположений. В нынешних географических условиях христианский флот мог бы совершить любые маневры, не нарушая боевого порядка.



Патрасский залив

Далее Серено пишет, что рано утром турки вновь провели разведку сил флота христиан. Вновь ее проводил Кара Ходжа (в итальянских источниках той поры его называют Caracoggia), и вновь его миссия потерпела фиаско: корсар в утреннем тумане смог различить лишь галеры правого фланга и центра, галеры же левого фланга, которые шли по проливу между островом Курцолари (Curciolare) и материком, остались вне поля его зрения. Не видел разведчик и галер резерва, которые шли со значительным отставанием от основного ордера флота.

Получив эти сведения и удостоверившись, что флот противника значительно уступает турецкому флоту, Али-паша решил, не откладывая, дать сигнал к бою (выстрел пушки с флагманской галеры), опасаясь, что христиане, «обнаружив перед собой более сильного противника, попытаются уклониться от боя».

В ответ на выстрел с турецкого флагмана такой же выстрел, призывающий флот готовиться к бою, прозвучал с галеры Дона Хуана Real.

Здесь отметим, что помимо общей разведки флота христиан действовала и разведка каждого из входящих в его состав национального контингента. Так командующий папскими галерами Маркантонио Колонна для доразведки противника выслал вперед фрегат под командованием опытного моряка Чекко Пизано. Потомки славного капитана в калабрийском городке Бельведере-Мариттимо и сегодня чтут память этого героя Лепанто, установив в его честь памятную доску в местной церкви.



Гребной фрегат. Иллюстрация из книги Stirling Maxwell Don John of Austria; or, Passages from the history of the sixteenth century, 1547-1578, Vol 1

Чекко Пизано подошел к заданию очень ответственно. Опасаясь, что в утреннем тумане он не сможет правильно оценить численность флота противника, капитан фрегата попросил разрешения высадить группу наблюдателей на скалистый остров, находящийся поблизости (Серено не дает название этого острова, но последующие историки считают, что это был остров Курцолари) и с вершины этих скал провести тщательную оценку численности турецкого флота. Совершив этот маневр, Пизано установил, что в состав турецкого флота входит до 270 больших боевых кораблей. И вот дальше Серено пишет: вернувшись из разведки, Пизано поднялся на борт галеры Маркантонио Колонны и шепотом сказал ему

Spuntati l'unghie, Signore, … e combatti, che n’é bisogno.
Выпускайте когти, синьор, … нужно сражаться.

После чего сообщил Колонне все добытые данные о численности турецкого флота. Такая таинственность, поясняет Серено, необходима была для того, чтобы осторожные советники Дона Хуана, выяснив силы противостоящего противника, не отговорили Главнокомандующего от принятия боя.



Маркантонио Колонна

Сам Дон Хуан также провел свою разведку противника. Секретарь его старшего советника Рекесенса на борту галеры капитана Ромегаса отслеживал выход турецкого флота из Патрасского залива и сумел практически безошибочно оценить его численность. Несмотря на то, что силы турок значительно превышали цифру, которую Дон Хуан получил ранее, он не отказался от принятого ранее решения вступить в бой.

Над флагманской галерой союзного флота был поднят штандарт Священной лиги. На назначенные планом сражения позиции начали выводить галеасы.

Продолжение последует.

Чекко Пизано, Маркантонио Колонна, Лепанто, разведка

Previous post Next post
Up