Тактика галер: походные и боевые порядки
Нравится мне художник Уинслоу Хомер (Winslow Homer), особенно его морские пейзажи. Но сегодня приведу его работу, к морю, казалось бы, отношения не имеющую. Называется она Snap the Whip («Щелчок кнутом», написана в 1872 году).
В своем детстве я не помню такой детской игры, как эта: люди, держась друг за друга, выстраивают цепочку, после чего первый в этой цепи начинается беспорядочное движение, в результате вся линия также приходит в движение, причем чем дальше человек от начала, тем более непредсказуемы и беспорядочны его перемещения. Возникающие при этом ускорения настолько велики, что в конце концов последний отрывается от общей цепи. Игра эта проводится или на траве, или на льду. Ее название Snap the Whip или Crack the Whip, видимо, связано с аналогией кнуту, которым опытный пастух производит щелчки, подобные выстрелу (за счет преодоления кончиком хлыста звукового барьера, если вдаваться в физику явления).
При чем здесь наша тема? А при том, что картина этой игры напоминает картину движения шеренги галер, построенных в походный или боевой порядок: борт к борту.
Схема из манускрипта BARRAS DE LAPENNE (1729) -Divers mémoires sur les ordres de bataille, de marche et de combat des galères.
Тактически линия галер походного ордера борт к борту накладывает определенные ограничения на движение галер. Каждая галера должна соизмерять свое движение не только с флагманом, который как правило находится в центре ордера, но и и галерами, находящимися между ней и флагманом. Так как галеры, находящиеся поблизости от фланга, фактически не видят флагмана, а также потому, что каждая галера должна определять свою позицию в строю относительно своего ближайшего соседа, ошибки в положении накапливаются. Каждый, кто ходил в составе парадного расчета знает, что на правофлангового равняются лишь первые несколько человек в шеренге, остальные же удерживают линию по ближайшим соседям справа. И много потов сойдет, пока шеренга не перестанет «гулять».
Аналогичная картина имеет место и для галер в походном или боевом ордере. Чем галера ближе к флангу, тем больше приходится ее гребцам затрачивать усилий, чтоб всего лишь удерживать свое место в строю. Особенно трудно этим галерам приходится при совершении поворота. Квалификация гребцов и опыт капитанов галер на флангах должны быть исключительно велики, чтобы совершить поворот строя из 50-60 галер на 20-30 градусов, подобный тому, который совершили галеры левого фланга флота христиан под командованием Агостино Барбариго
Веронезе. Портрет Агостино Барбариго
Помимо «эффекта кнута» близкие к флангам галеры вынуждены еще считаться с «эффектом гармошки», кода нарастающие перемещения галер совершаются вдоль строя. Впрочем, об этом явлении я распространяться не буду, все, кто двигался в пробках знает его по своему опыту. Так же как пронырливый водила может использовать образующиеся в результате этого эффекта «разрежения», свободные промежутки, чтобы вклиниться в колонну, так и опытный противник может использовать промежуток между галерами чтобы прорваться внутрь боевых порядков флота и атаковать его галеры с фланга, откуда они наиболее уязвимы. В таких случаях огромную роль играет мастерство рулевых, о нем мы еще поговорим позже. Подобные проблемы возникали на левом и правом флангах объединенного флота христиан при Лепанто, разговор об этом у нас тоже впереди.
Предположим, что флагманский корабль в составе эскадры из шестидесяти галер движется с постоянной скоростью в 2 узла, не меняя своего курса. Тогда корабли на флангах эскадры вынуждены в силу отмеченных выше явлений менять свою скорость от практически нулевой до скорости в 5-6 узлов, чтобы удерживать свою позицию в ордере. Большая часть этих изменений скорости вызвана как раз «эффектом гармошки». Чтобы обезопасить галеры от атаки с бортовых направлений, для чего и служил в сущности применяемый тогда боевой порядок галер борт к борту, нужно, во-первых, ограничить размер эскадры по фронту. Поэтому опытным путем и был определен этот размер - 60-65 галер, при большем количестве кораблей строй держать было невозможно. Этот размер соответствовал как раз размеру эскадры Центра в битве при Лепанто. Но и в этом случае не было гарантий, что удастся избавиться от разрыва строя, особенно если учесть, что турецкие галеры были проворнее и маневреннее, чем галеры объединенного христианского флота. Для устранения подобных проблем требовалось перекрытие флангов центра соответствующими флангами галер двух других эскадр. Эти фланговые эскадры могли сохранять свою управляемость лишь при количестве кораблей в их составе от 53 до 54, в противном случае становилось невозможным удержать в строю галеры на наиболее удаленных флангах.
Plafón de cerámica, representando la batalla de Lepanto , reproducción del original por el ceramista Joan Baptista Guivernau en el Museo Marítimo de Barcelona.
Турки при своем построении использовали строй полумесяца, учитывая большую маневренность своих галер, однако при столкновении с жестким линейным построением христиан все преимущества их строя сошли на нет.
Рассмотренная здесь тактика при организации боевого ордера дала возможность противоборствующим сторонам в сражении при Лепанто выставить приблизительно по 170 галер, каждая из которых имела возможность использовать свои силы в полной мере. Но управление таким протяженным строем требовало большого искусства. Как осуществлялось это управление - поговорим в следующий раз.