Кесарю кесарево
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему
Мк 12:14-17
Экспедиция христианского союзного флота 1570 года по спасению Кипра от турецкой оккупации, как мы только что видели, подошла к своему печальному концу. Продолжала сопротивляться Фамагуста - о ее осаде мы поговорим отдельно, - но судьба острова была решена. Общими усилиями мы установили и причины такого исхода. Вместе с тем, результат экспедиции имел и положительную составляющую. В столицах христианских держав Средиземноморья выросло понимание того, что дальнейшие политические игры, где каждый за себя, могут привести к краху всего христианского мира в Европе. Османская империя, как морское чудовище из старых легенд, охватила своей раскрытой пастью всю Европу и безвольное ожидание момента, когда эта пасть сомкнется, равносильно самоубийству.
Ощерёнными клыками этой разверзнутой пасти был турецкий флот. Вырвать эти клыки - значит надолго оставить чудовище голодным, неспособным к новой агрессии. Это становилось ясным всем европейским правителям, чьи интересы были тем или иным образом связаны со Средиземным морем. Не хватало объединяющего их начала. Таким началом стал папа Пий V. Мы не будем перечислять, в чем состояла личная заинтересованность понтифика в этой рискованной игре с неизвестными шансами, это увело бы нас в те сферы политики, где познания наши не так велики, как хотелось бы. Мы рассмотрим лишь вытекающие из его позиции стратегические действия и тактические маневры, относящиеся к нашей теме.
Получив известие о провале кипрской экспедиции 1570 года, папа, прежде всего, дал нелицеприятную оценку действий командующего испанской эскадры объединенного флота Джованни Андреа Дориа. В своих письменных инструкциях Помпео Колонне (как мы помним, родственнику и заместителю Маркантонио Колонны), которого папа направил ко двору испанского монарха, понтифик просил его обстоятельно доложить Филиппу о результатах экспедиции, «с такой же полнотой, как вы доложили мне». Помпео поручалось высказать протест против такого ведения дел, которое продемонстрировали некоторые «слуги» короля (имея в виду в данном случае, конечно же, Дориа), их неподчинение Маркантонио Колонне и неуважение к штандарту папы, из-под которого они дезертировали у Карпатоса. Своим поведением эти «слуги» испанского монарха вызвали небезосновательные подозрения у венецианцев в искренности помыслов испанских союзников по Лиге, подорвав «дух единства в борьбе с неверными». Помпео должен был убедить короля публично отречься от действий своих подданных, чтобы «весь мир смог убедиться, что они совершали свои поступки наперекор воле короля».
Помпео Колонна прибыл в Мадрид 23 ноября 1570 года. На встрече с королем Филиппом II он выполнил поручение папы, высказал его недовольство поведением Дориа и передал убежденность папы в том, что в наступающем году испанский король «сделает все необходимое для защиты Христианства». Одновременно с Колонной попытки убедить короля Филиппа в необходимости создания Лиги продолжал и тогдашний нунций в Мадриде Джованни Батиста Кастанья. Папа, таким образом, использовал все каналы давления на короля. Однако Филипп не хотел идти на уступки, храня обиду на папу за возложение короны Великого герцога Тосканы на Козимо I Медичи. Впрочем, это было не единственной и даже не главной причиной проволочек. Чем дольше шли переговоры, тем яснее становилось, что Филипп не подпишет союзного договора, пока не получит от папы денег.
Здесь мы вынуждены будем коснуться вопроса, в котором наша компетенция невелика, но без которой неполной будет картина политических маневров вокруг создания Священной лиги. Речь идет о роли папских денег в обеспечении благополучия испанской короны. На эту тему написано много специальных работ (наиболее глубокие из них, конечно, на испанском), но есть и относительно доступные. Из работ наших коллег хотел бы отметить пост
antoin Как правильно обобрать Церковь. Мы, повторюсь, не будем вдаваться в глубину проблемы налоговой политики испанской короны, приведем лишь отдельные детали, напрямую связанные с изучаемым нами вопросом.
В переговорах об условиях заключения Священного союза испанцы готовы были пойти на любые уступки, кроме одного: взамен на согласие вступить в союз папа должен был предоставить им «Три милости» (las Tres Gracias): subsidio, cruzada и excusado.
Попробуем разобраться в этих «трех грациях».
В Испании интересующей нас эпохи церковь официально была освобождена от налогов. Однако, располагая большим богатством, она не могла остаться в стороне от участия в расходах государства. В конце концов к шестнадцатому веку получилось так, что бремя налогов на духовенство в Испании оказалось выше, чем налоги на других подданных короля. Естественно, увеличение доходов короны вело к снижению доходов папы. Но и корона страдала от того, что не все налоги с церковных доходов поступали регулярно, они зависели от решения папы, а часто просто от воли местного духовенства. Единственным регулярным налогом, имеющим твердую ставку, был tercias reales, который церковь платила короне с XIII века. Он равнялся двум девятым от церковной десятины. Остальные налоги церковь платила нерегулярно, под давлением монарха, как правило на конкретные проекты и как уступка папы в сложных политических (и не только) баталиях того времени.
Налог subsidio (это по-испански; в старых документах пишут термин и на итальянский манер: sussidio) представлял собой часть дохода церкви со всех приходов Испании, которую папа добровольно уступал королю на определенные цели. Как правило, это была постройка галер (налог так и назывался: subsidio de galeras ) Впервые он была уплачен в 1519 году, в последующем платился через нерегулярные промежутки времени: в 1532 году в сумме 372 тысячи дукатов, в 1536 году - 212 тыс. дукатов, и в 1551 году - 500 тыс. дукатов. Только начиная с 1567 года subsidio становится регулярным обложением испанской церкви в ежегодном объеме, установленном в соглашении между Филиппом II и Пием V, в 420 тыс. дукатов.
В 1560 году буллой Quemadmodum onustae папа предоставил subsidio на галеры, в соответствии с которой из церковных сборов выделялось 300 000 дукатов ежегодно на протяжении 5 лет на создание и содержание эскадры из 50 галер. Новая эскадра получила название «Escuadra del Clero de España» и предназначена была для ведения боевых действий против турок и пиратов Северной Африки.
Галера аделантадо Кастилии
Однако 50 галер для таких целей естественно не хватило. Два года спустя новой буллой папы Ad Romani Pontifici выделялось по 420 тыс. дукатов каждый год для пополнения флота еще шестьюдесятью галерами (по семь тысяч дукатов на одну галеру), которые вместе с сорока уже введенными в строй представляли существенную военно-морскую силу на Средиземном море. Механизм действия этого налога был таким: общее решение папы должно было возобновляться каждые пять лет на переговорах с королем Испании, если удавалось достичь согласия («concordia»), местное духовенство выплачивало указанную сумму, как правило двумя траншами каждый год. В 1570 году, о котором у нас сейчас идет речь, как раз наступило время для подтверждения этой «конкордии». Папа умело использовал этот момент для вовлечения Испании в антиосманский союз.
Но у Филиппа были и другие проблемы, требующие финансового обеспечения. В частности, война во Фландрии. Тогда папа Пий V ввел новый платеж церкви в королевскую казну Испании, так называемый el Excusado (булла Circa pastoralis officii, 1567 год), предусматривающий передачу Короне десятины от третьего по размеру доходов объекта (монастыря, храма и т.п.) в каждом приходе. Однако Филиппу этих денег не хватало, и он настаивал, чтобы в обмен на его вступление в Лигу было перечисление в королевскую казну десятины с самого богатого объекта каждого прихода. Мы можем сказать, забегая вперед, что ему это удалось и в булле папы Sane alias от 21 мая 1571 года, в канун официального создания Священной Лиги, это условие Филиппа было выполнено.
Монастырь Поблет, один из крупнейших монастырей Испании
Нам осталось рассказать о третьей «грации», о cruzada.
Bula de la Santa Cruzada (1581)
Введению этого налога папа сопротивлялся дольше всего (мы уже говорили о его отношении к взиманию платы за индульгенции). Налог формировался от продажи индульгенций, платили его и священнослужители, и миряне. Впервые право использования этого налога было предоставлено испанскому монарху папой Иннокентием III в XIII веке. Процедура сбора его была несложной: сначала с кафедры собора читали буллу de la Santa Cruzada, затем собирали деньги, по два реала за каждую индульгенцию в Кастилии, немного больше в Арагоне. Впоследствии эта практика была внедрена на Сицилии, Сардинии и в Америке.
21 мая 1571 года папа уступил, и даровал cruzada сроком на шесть лет, тремя отдельными периодами по два года каждый.
Этот пост писался долго и тяжело. И материал незнакомый, и с испанским языком у меня не очень. Но собран большой материал, который, надеюсь, удастся использовать в дальнейшей нашей работе.
До встречи