Потери в битве
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем
Евангелие от Матфея, 28:2
Был дан мне гроб - и плакать
На нем до Судного дня;
Но Тот, Кто видит все слезы, -
Он пожалел меня.
Один лишь день сквозь годы,
В том дне лишь час один,
Где Ангел, встав от гроба,
Мне камень отвалил.
Редьярд Киплинг. Садовник (пер. Т. Сургановой)
В комментариях к последнему посту френд
levkonoe очень эмоционально написала о незавидной доле участников войны на море. Женское чутье, видимо, подсказало ей, что битва при Лепанто - это не рядовой конфликт, а что-то необыкновенно страшное, потрясающее.
Распятие Santo Cristo de Lepanto из Кафедрального собора Барселоны, которое, по преданию, сопровождало дон Хуана в битве при Лепанто
Этот интуитивный вывод неспециалиста подтверждают и сухие цифры потерь в том сражении. Средние по разным источникам, они составили у турок 30000 человек. Если брать не число нулей, а число человеческих жизней. то цифра представляется громадной. Настолько громадной, что она не была превзойдена на протяжение следующих трехсот с лишним лет, вплоть до бойни под Лоо, между англичанами и немцами, в котором Р. Киплинг, отрывок из которого мы поместили в эпиграфе, потерял своего восемнадцатилетнего сына. (Я не беру Бородинское сражение, которое во всех отношениях стоит особняком в мировой военной истории.)
В число убитых не включены, видимо, гребцы-рабы. Их жизни в то время ничего не стоили.
Более десяти тысяч убитых и скончавшихся от ран было и на галерах Священной лиги.
Из 30 тысяч погибших турок более половины были профессиональные солдаты (в том числе около шести тысяч янычар), опытные моряки и аркебузьеры.
Число взятых в плен турок известно с точностью до одного человека: 3486 пленных было отмечено в документе, отражающем дележ добычи между победителями. Но это, конечно, нижняя граница, не включающая тех, за кого невозможно было получить выкуп по причине их полнейшей бедности.
Судьба пленных была печальна. В июне 1572 года венецианский Совет Десяти провел опрос находящихся в Венеции пленных турок с целью выявления среди них профессиональных моряков и аркебузьеров. Все эти лица были казнены. О причине такого бесчеловечного решения мы еще поговорим, но цель его понятна: чтобы стать настоящим моряком или лучником требовалась порой вся жизнь. Венеция не хотела вновь увидеть этих людей в рядах своих противников-турок.
В декабре этого же 1572 года посол Венеции при Мадридском дворе запросил секретную аудиенцию у короля Филиппа II, на которой информировал его о принятых в Венеции мерах и просил сделать то же самое с моряками-турками, находящимися в испанском плену. Филипп ответил, что он уже дал соответствующее поручение дону Хуану.
P.S. Надеюсь, мои френды не в претензии, что я ссылаюсь на них для обеспечения логической связи между отдельными записями в журнале. Меня извиняет то, что журнал - это не стройный роман о галерах и галерниках, а всего лишь отдельные мизансцены из него, которые лишь при соблюдении очень и очень многих условий могут стать таким романом (сан пур сан, не в этой жизни).