Галеры с фонарями на корме
А тут еще поезд нам встретился, с тремя фонарями на служебном вагоне. У них, у кондукторов, знак такой: ежели на служебном вагоне три фонаря, положим, два флага или что-нибудь другое условное, то на станции, значит, контролер.
Чехов Рыцари без страха и упрека
>
Camocio, Giovanni Francesco (15..-1575?). [Lepanto] ... qui rappresenta à V. S. brevemente il successo della mirabile vittoria della armata di la Santa Lega christiana contrala potentissima, et orgogliosa di Sultan Selim, principe ottomano, . (Карта сражения при Лепанто. Опубл. в 1572 году. Нац. библиотека Франции. Увеличенное изображение на отдельной вкладке - по клику)
Сегодня поговорим немного о кормовых фонарях галер. Итальянцы их называли fanale, на венецианском диалекте это было fanò, французы и испанцы писали fanal, а еще раньше fenal. Широко использовался и термин lanterne. Сейчас больше всего в ходу английское назвние кормовых фонарей - lantern.
Когда появились на галерах эти фонари?
Вот что по этому поводу пишет известный немецкий историк морского дела Мондфельд:
Кормовые фонари появились на галерах уже в XVI в., но еще не были повсеместны. Обычно их применяли только на командных галерах, но и там почти всегда это был только один фонарь - в отличие от парусных судов, которые нередко несли до пяти. Галеасы почти всегда имели кормовые фонари, но, очевидно, и здесь довольствовались единственным.
Вольфрам Мондфельд, «Галеры от средневековья до нового времени», 2000.
Но мы не согласимся с мнением Мондфельда. В документах галерного двора Руана (изданы мадам Anne Merlin-Chazelas в 1977-1978 годах) содержатся инвентарные ведомости, указывающие на наличие галерных фонарей еще в 1341 году («6 lanternes [pour une galere]», а в рукописи 1370 года указывается на наличие именно кормовых галерных фонарей («12 lanternes, 2 grandes lanternes pour la pouppe de ladte galee [de Cosme Grimaldi]», Fennis, Jan , Trésor du langage des galères (1995)).
Кормовой фонарь венецианской галеры. Ок 1570. (Переделано в подвесную люстру)
О том, как использовали галерные фонари для передачи необходимых сигналов, речь впереди. Сейчас же, когда мы обсуждаем некоторые вопросы сражения при Лепанто, нас будет интересовать другая функция кормовых галерных фонарей - как отличительного знака особого класса галер, galeras de lanterna, lantern galley. Подобрать эквивалентное русское название для этих галер мне не удалось. Поэтому будем называть их лантернами.
Известный историк и знаток морского дела (хотя и служивший не на флоте, а в военно-воздушных силах США) John F. Guilmartin, Jr в своей книге «Порох и галеры» (Gunpowder and Galleys) пишет: «lantern galleys получили свое название из-за наличия на них нескольких кормовых фонарей (как правило, трех) служивших как для передачи сигналов, так и для сбора в ночное время галер эскадры в определенном месте». Эти галеры не обязательно были больше стандартных галер, также как и не обязательно большие галеры - бастарды - были лантернами. Не обязательно также флагманские галеры capitanas были одновременно и лантернами, хотя обычно этот факт имел место. Чем отличались лантерны, так это более мощным, чем стандартные галеры, артиллерийским вооружением и большим комплектом гребцов.
На одно весло лантерны могло размещаться до семи гребцов (для сравнения заметим, что на флагманской галере дона Хуана Real в битве при Лепанто на каждом весле находилось только шесть гребцов; правда, число банок на этой галере равнялось 35, что требовало около 420 гребцов на галеру плюс 400 сардинских аркебузиров). Лантерны являлись как бы фокусами боевых порядков галер в морском сражении. Именно на основе своих лантерн венецианцы создали новый тип парусно-гребных кораблей - галеасы.
Тактику использования лантерн в бою можно лучше всего оценить в битве при Лепанто. Превосходно вооруженные, укомплектованные и оснащенные лантерны были размещены в критических, фокусных точках предстоящего сражения. До нашего времени дошел датированный 9 сентября 1571 года документ, составленный почти за месяц до сражения, в котором был подробно разработан боевой порядок следования галер к месту битвы и боевой порядок непосредственно на сам момент начала сражения. Эти два порядка, кстати, очень мало отличались один от другого. Схема включала только 188 галер (в нее не вошли 11галер Джованни Андреа Дориа и несколько галер из областей, находящихся под влиянием Генуи; возможно, они еще не подошли к тому времени, а возможно там были какие-то политические соображения.). Из 24 лантерн объединенного христианского флота лишь 3 были размещены на левом фланге, из них 2 - венецианских (кстати, у Венеции из 99 галер было только 4 лантерны). В центре находилось 13 галер-лантерн, причем 2 из них на правом крыле центральной группировки и одна - на левом, а оставшиеся десять размещались вокруг флагманской галеры Дон Хуана. На правом фланге объединенного флота находилось пять лантерн. Отсюда можно сделать вывод о предназначении лантерн: они являлись ядром ударной группировки, в случае Лепанто - Центра, предназначенного по замыслу дона Хуана для лобового удара по центру турецкого флота.
Как мы уже сказали, данный план дислокации галер от 9 сентября отличался от плана 7 октября. В последнем случае из 206 галер было 25 или 26 лантерн. Самый низкий процент галер этого типа был у венецианцев: 7 из 108, в то время как у испанцев и их сателлитов - 14 из 75. Это можно объяснить тем, что боеспособность стандартных венецианских галер была значительно выше за счет использования свободных гребцов, которые в бою брались за оружие наряду с солдатами морской пехоты.
Приблизительные оценки показывают, что в турецком флоте было минимум 21 лантерна из общего числа 230 галер и 70 галиотов, а вероятнее всего - 25-30. Как и в случае христианских галер, для обеспечения высокой скорости более тяжелых лантерн требовалось больше гребцов. Причем на лантернах мусульман использовались как правило свободные гребцы-арабы, а не рабы (каламбур какой-то получился).
Кормовой фонарь турецкой галеры.
На размещенной в начале поста карте мы можем разглядеть размещение лантерн в общем боевом построении сторон (к этой карте мы еще вернемся в дальнейшем, на ней очень много важных для нас деталей). Хотя на некоторых других изображениях сражения художники рисуют все галеры с кормовыми фонарями, не придавая им, видимо, никакого значения. Как например на этом фрагменте полотна венецианского живописца Томмазо Долабелла, работавшего в Польше (Краковский музей).
Продолжим позже.