Состояние галерных флотов Средиземноморья до и после Лепанто

Sep 08, 2012 20:07


2. Флот мальтийских рыцарей

Он был самых рыцарских понятий о чести...
          А. П. Чехов. Тина.

Мы уже достаточно подробно освещали историю возникновения и развития флота иоаннитов вплоть до момента перемещения госпитальеров на Мальту. Еще раз подчеркнем, что этот флот был невелик, однако решал весьма важные задачи. Подобно Вене на сухопутном фронте, Мальта являлась форпостом в противостоянии христианских стран Западной Европы и Османской империи.



Вотивное живописное изображение галеры Великого магистра ордена «San Giovanni»


Первой же задачей, которую предстояло решать флоту иоаннитов на Мальте, стала охрана морских коммуникаций между мальтийской базой и северным побережьем Африки. Мы помним, что испанский король Карл V, предоставив госпитальерам резиденцию на Мальте, одновременно поручил им и оборону Триполи от наседающих турок. С 1530 до 1551 года иоанниты успешно выполняли эту задачу, для чего им пришлось сдерживать все попытки барбарийских корсаров захватить господство на морских путях, связывающих Мальту с Северной Африкой. Даже после потери Триполи в 1551 году мальтийский флот продолжал патрулирование магрибинских вод Африки, не позволяя свободно действовать кораблям мусульманских пиратов.



Вотивное изображение бригантины ордена, уходящей от галеры османов на всех парусах и на веслах.

Второй задачей флота госпитальеров явилось, как уже было отмечено, выполнение функций по сдерживанию турецких эскадр, наседавших с востока. Образно в литературе эта задача называлась удержанием передовой линии Христианства на море. Успешное отражение Великой осады Мальты в 1565 году вошло в легенды, которыми так богата история христианско-мусульманского противостояния в XVI веке. Умелые действия по охране побережья, создание в кратчайшие сроки заграждений вокруг Великой гавани из цепей и подводных свай вынудили турок высаживать войска своего десанта на мелководье вдоль полуострова Сенглеа.



Mateo Pérez de Alesio Прибытие турецкого флота на Мальту. Фреска во Дворце Великого магистра в Ла-Валетте (XVI в.)

По пути до суши турки потеряли большое количество тяжелого вооружения. Вода нанесла также непоправимый ущерб перемещаемым на берег запасам пороха. Мальтийцы извлекли уроки из тяжелой обороны своего острова, начав строительство новых фортификационных укреплений, названных впоследствии Валетта, на склонах горы Скиберрас. Однако турки никогда уже не предпринимали прямых попыток захвата Мальты.

Третьей задачей флота Мальтийского ордена являлась обеспечивающая функция в создаваемых время от времени коалициях военно-морских сил христианских держав Средиземноморья, предназначенных для отпора турецкому флоту. Иногда, как это было при Лепанто в 1571 году, задачи эти из обеспечивающих превращались в боевые. Вклад иоаннитов в морские силы Священной Лиги был невелик - всего три галеры (S. Maria della Vittoria, S. Giovanni и S. Pietro) из приблизительно 211. Но они сыграли заметную роль в этом сражении, анимая позицию на крайнем правом фланге центральной эксадры альянса. Когда левый фланг турецкой эскадры ворвался в прорыв, образовавшийся в результате неосмотрительных действий Андреа Дориа, рыцари-мальтийцы стойко удерживали свои позиции, что позволило христианским галерам ликвидировать прорыв и предотвратить выход турецких кораблей во фланго эскадры. В ходе этой битвы госпитальеры на время даже потеряли свою флагманскую галеру, захваченную турками, однако последующие действия христианского флота и захват флагмана турок свели эту временную победу противника к нулю.

Однако основной задачей мальтийского флота, особенно после битвы при Лепанто, являлось корсарство, фактически пиратство, хотя и выполнявшееся под флагом крестоносного движения. В выполнении этой задачи участвовали не только корабли ордена, но и частные корабли и суда, которые получали корсарский патент и разрешение на временное базирование на Мальте.



Говард Пайл. Капитан мальтийского корсара на палубе.

Маршруты мальтийских приватиров не ограничивались прибрежными водами Северной Африки, но и пролегали далеко к востоку, в Левант. Большие купеческие суда, совершавшие рейсы с островов Эгейского моря и из Александрии в Стамбул нередко становились добычей иоаннитов. Для обеспечения этих действий госпитальеры устроили в Восточном Средиземноморье на удаленных греческих островах несколько временных баз снабжения.

Корсарство обеспечивало мальтийским рыцарям обосновывать перед христианским миром право на свое существование даже после того, когда угроза османской агрессии была ликвидирована. Конечно же немалое значение имел и доход, поступающих от пиратского промысла. Чтобы обеспечить успешность своего ремесла, мальтийские приватиры требовали все более скоростных кораблей. Им не нужна была мощная артиллерия, так как они не желали уничтожать корабли своих жертв и их груз. Задачей был захват судна, овладение его грузом, обращение экипажа в рабство и дальнейшая перепродажа судна в Европу. Пиратский бизнес на Мальте строго регламентировался. Конечно же занятие им под мальтийским флагом невозможно было без получения специального патента. Все споры в этой области решал специальными судами рыцарей. Были приняты детальнейшие законы, определяющие распределение доходов от пиратской деятельности. Десять процентов отчислялось на неотложные нужды Ордена, свою долю в 11 процентов получал капитан корабля, владельцы и инвесторы получали свою долю в соответствующей пропорции. Один процент от полученного дохода получал аргузин, обеспечивающий охрану и поддерживающий дисциплину среди находящихся на галере невольников. Это привело к тому, что с 1590 по 1680 год от 15 до 25 процентов мальтийского работающего мужского населения было занято корсарским ремеслом и его обеспечением. Не упускала своей выгоды от этого бизнеса и католическая церковь. На спуск каждой галеры ордена прибывал специальный посланник от папы, благословляя новый корабль. На борту галер постоянно находились капелланы, обеспечивающие духовное сопровождение приватиров.

Наибольший доход, конечно, приносила продажа захваченных судов и обращенных в рабов членов их экипажей. Цена раба колебалась от 8 до 320 скудо. Мне не удалось найти данные о золотом эквиваленте мальтийских скудо (scudo, множ. scudi) тех лет; по данным нумизматов 750 г хлеба стоили в XVII веке 1 таро, ежедневное жалование солдата составляло 4 таро. 1 скудо равнялось 12 таро. Стоимость постройки одной галеры равнялась 5500-6500 скудо. Официально мальтийское казначейство выплачивало за одного раба 137 скудо и 6 таро. За захваченные призовые суда в 1662 году выплачивалось, в зависимости от их размеров: saica - 640-1311 скудо, petacchio - 3000-4000 скудо, galiot - 550 скудо, carabo (или garbo) - 200-300 скудо.

Пиратским атакам госпитальеров подвергались не только суда мусульман, но и христианские купцы. Особенно неприязненно относились иоанниты к грекам-ортодоксам, которые наиболее часто привлекались турецкими купцами для перевоза их товаров. Играли роль и старые счеты между иоаннитами и греками. Доставалось в этой войне на море и венецианцам, как наиболее процветающей нации региона. Им наиболее часто предъявлялись претензии в перевозке контрабандных товаров мусульманских и еврейских купцов.
Следует признать, что процветанию официально признанного пиратского промысла на Мальте способствовало общее обнищание населения Средиземноморья в XVII веке. Связано оно было с демографическим кризисом, вызванным эпидемиями чумы, а также с перехватом инициативы в морской торговле странами североатлантического бассейна, в первую очередь Голландией. Голландцы фактически монополизировали торговлю специями и вместе с англичанами наводнили Средиземноморье дешевыми промышленными товарами. И хотя пиратство маскировалось лозунгами о «священной войне», от этого оно не прекращало оставаться чистой воды морским разбоем. Трудно провести линию раздела между деятельностью североафриканских (барбарийских) пиратов, приватиров Мальты и корсаров Карибского бассейна.
О пиратском ремесле госпитальеров мы поговорим еще в следующий раз.

С 1530 по 1700 год основу флота мальтийских приватиров составляли галеры: обычная галера с 26 банками на каждом борту, и флагманская - с 30. Гребцы - невольники и добровольцы в различном численном соотношении, одними из первых стали использовать систему гребли a scaloccio . Одной из особенностей применения этой системы на мальтийских галерах являлось использование в качестве загребных на каждой банке свободных гребцов, а не невольников, чтобы они могли задавать темп гребли, исключая тем самым случаи саботажа, когда мальтийская галера шла на захват судна с соплеменниками рабов, используемых на ней. В качестве отличительного признака для свободных гребцов было разрешение иметь усы, хотя голова должна быть обрита у всех гребцов, как свободных, так и невольников.

Примерно две трети всех галер мальтийского ордена строились на зарубежных верфях Средиземного моря: в Марселе, Неаполе, Барселоне. В этом списке отсутствует признанный лидер галеростроения - Венеция, но на это были свои причины, коренившиеся в постоянной вражде венецианцев и иоаннитов. Впрочем, возможно были и другие причины; в частности, венецианцы широко практиковали поставки на внешний рынок полуфабрикатов для галер, которые достаточно было собрать на собственной верфи. Конечно, на Мальте имелась неплохая школа собственных корабельных плотников, но, например, с 1565 по 1620 год они практически поголовно были заняты на строительстве Валетты;, по этой причине, видимо, за этот период не было построено ни одной галеры, за исключением, может быть, отдельных единиц, собранных из поставленных иностранными верфями полуфабрикатов. Не способствовал развитию строительства галер и дефицит строительных материалов. Только парусину производили на Мальте, все же остальное, включая весла, нагели, пеньку, краски, приходилось импортировать.

Продолжение - по мере готовности.

корсары, флот иоаннитов, Мальта

Previous post Next post
Up