Борьба на море между Византией и арабами

Feb 13, 2010 14:13


Отступление военно-политическое
Обстоятельства сложились так, что в моем журнале параллельно развиваются две темы: возникновение  класса галер в Средние века и история русской галеры. Это не считая других, не связанных с этими направлениями, отступлений и размышлений. Поэтому приходится давать ссылки на предыдущие материалы, с которыми связана текущая статья. В данном случае мы продолжаем тему перехода от дромона к галере.

Победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой в битве при Акции в 31 г. до н.э. ознаменовала конец эры морских сражений с участием тяжелых военных кораблей, исход которых определялся успехом или неудачей таранного удара каждого корабля против корабля противника. Возведенная молодым триумфатором стена с рострами поверженных вражеских судов стала вместе с тем надгробным памятником для военно-морского дела в Древнем Риме. Как единственная морская держава, оставшаяся на Средиземном море, Рим больше не нуждался в эскадрах тяжелых боевых кораблей с большой численностью экипажей. В течение ближайших пятисот лет на Средиземном море уже не появится крупных объединений тяжелых кораблей. Оставались лишь несколько флагманов флота мирного времени, да странные корабли властителей, страдающих гигантоманией.  Рим ограничивался эскадрами небольших судов, призванных защищать морские коммуникации от пиратов, а также обеспечивать северные рубежи империи на реках Европы. Когда беспорядки в империи привели к гражданской войне в IV и V веках, необходимые морские соединения сколачивались наспех, их корабельный состав был непостоянен и разношерстен.

Крушение Римской империи в V веке привело к возникновению новых государственных образований, которые вступили в борьбу за право распоряжаться в Средиземном море. Ярким примером является возникновение королевства вандалов и аланов под руководством энергичного короля Гейзериха. Пиратские набеги вандалов стали реальной помехой на торговых коммуникациях и вынудили Византию и Западную империю провести против них две морских операции - впервые почти за пятьсот лет - однако без существенного успеха. В 468 г. Гейзерих, удачно использовав брандеры, разгромил флот византийцев, лишив их всякой надежды захватить Карфаген, столицу вандалов. И только в начале VI века император Анастасий положил начало длительному процессу организации регулярного флота Византийской империи, предусматривающему в перспективе создание имперского флота, обеспечивающего безопасность Константинополя, и флота административных округов - фемов, охраняющего остальную часть империи. Завершение процесса создания регулярного флота Византии относится к эпохе императора Юстиниана. В войнах Юстиниана под руководством его талантливого полководца Велисария морская мощь была существенным компонентом. Византия, в отличие от Рима, была существенно морской державой. Ее территория охватывала в основном узкую прибрежную полосу Средиземного моря, связь с которой могла поддерживаться только морским путем. Флот, превратившийся в реальную силу при Юстиниане, был необходимым средством поддержания целостности империи. Именно благодаря флоту удалось отразить натиск персов и аваров в начале 7 века.

Роль флота становится еще более важной с появлением в 634 г.на побережье Средиземного моря арабских воинов Ислама. Под их ударами к 641 г. пали Сирия и Египет.



Корабли арабских пиратов направляются на Крит.


Последующие четыре века характеризовались борьбой между византийцами и арабами за господство на Средиземном море. Именно этот период будет интересовать нас больше всего.

Мы уже говорили, насколько беден этот период документальными и, особенно, изобразительными документами. Но даже в тех малочисленных свидетельствах, которые дошли до нас, картину портит стремление их авторов продемонстрировать свою «начитанность», используя лексику и даже целые описания событий на море из древних авторов. Из сохранившихся текстов не всегда понятно, где автор описывает современные ему тактику боевых действий и технику, а где он использует знания, полученные из более ранних источников. Поэтому, например, мы не можем с уверенностью сказать, использовали ли боевые корабли Византии тактику таранного удара, или эта тактика осталась в античном прошлом.

Арабы, столкнувшись с необходимостью противодействия действиям византийского флота, оперативно организовали поиск корабельных мастеров на захваченных у Византии территориях и мобилизовали их на постройку военных кораблей тех же типов, которые до этого строились по заказу византийских императоров. В качестве гребцов и матросов использовались сирийцы и копты, хорошо знавшие это ремесло. Сами арабы первое время занимали лишь командные должности. но при этом старательно учились у местных моряков морскому искусству. Первый арабский флот в составе 1700 кораблей и судов был сформирован наместником в Сирии будущим халифом Муавией ибн Абу Суфьяном в 648 году для похода на Кипр. В Акке была открыта судостроительная верфь, работавшая на местном материале. Ливанские кедры славились со времен Финикии. Одновременно с Сирией началось военное кораблестроение в Египте. Наместник халифа Абдалла ибн Абу Сарх в качестве корабельных мастеров нанял коптов, которые соединили теоретические достижения древней Александрийской школы и практический опыт службы в византийском флоте. Лес для постройки судов поступал из Сирии, а взамен Египет посылал туда канаты и парусину. Первое крупное сражение между арабским и византийским флотами произошло в 655 году у юго-западного побережья Малой Азии, на траверзе горы Феникс. В последующем это сражение получило название Битва Мачт (  معركة ذات الصوارى   maʽaraka dhāt al-ṣawārī). Арабы соединили свои корабли цепями, чтобы не дать возможность византийцам прорвать их строй. Флот Византии в этой битве потерпел первое серьезное поражение. Однако арабы не закрепили успех по внутриполитическим причинам, и возобновили свои действия только в 669 г. В 670 г. они высадили большие силы в Северной Африке, а в 673 г. началось первое из двух наступлений на Константинополь. Осада столицы империи продолжалась до 679 г., когда имперский флот, руководимый Константином IV Погонатом, вооруженный греческим огнем, вышел из бухты Золотой Рог и разгромил флот противника
Хотя первый натиск арабов на Северную Африку был отражен, им все же в конце концов удалось в 695 г. захватить Карфаген. К 700 г. вся центральная часть Северной Африки оказалась в руках арабов и халиф Абд эль-Малик направил тысячу кораблестроителей-коптов правителю Карфагена Мусе ибн Нусайру, с приказом создать военно-морскую базу и судостроительную верфь в Африке. Такая база была создана в Тунисе. К 704 г. был завершен захват западной части Северной Африки. Отсюда арабы смогли пересечь Гибралтарский пролив и начали захват Испании. Произошло это потому, что византийский правитель Сеуты, вступив с сговор с арабами, передал им свои корабли, на которых в 710 г. первая группа мусульманских войск под командованием ат-Тарифа переправилась на пиренейский берег.

В 717 году началась вторая осада Константинополя. Арабский флот численностью 1800 кораблей при поддержке арабской армии с азиатского берега Босфора и болгарских войск с европейского направления начал методические боевые действия против византийских сил. Именно в это время император Лев III Исаврийский приказал протянуть ставшую знаменитой цепь, которая перегородила вход в бухту Золотой Рог. Зимой 717-718 гг. удалось убедить болгар повернуть свои войска против арабов. Имперский флот, оснащенный греческим огнем, атаковал арабские корабли и уничтожил многие из них. Осада столицы была снята, Лев продолжил преследование арабских сил, оттесняя их в на юго-восток. До 747 г. продолжался обмен ударами на морском театре военных действий. И только в 747 г. Византии удалось повернуть ход событий в свою пользу: объединенный флот Сирии и Египта был разбит флотом морской фемы Кивирреотов, который базировался на островах Эгейского моря и в южных портах Малой Азии. Следует отметить, что среди населения фемы Кивирреотов важное место принадлежало мардаитам, о которых нам еще предстоит поговорить. Морская мощь Омейядов в Восточном Средиземноморье была окончательно подорвана. Флот Египта смог возродиться только в 10 веке.

В течение второй половины восьмого века и первой четверти девятого Средиземное море стало фактически византийским озером. Отдельные вылазки сирийцев, попытки небольшого флота Шарлемана закрепиться в северо-восточной Испании, боевые действия Венецианских кораблей в северной Адриатике - вот, пожалуй и все события на морском театре в этот период. Они не угрожали морской мощи Византии. Угроза возникла изнутри, как не раз бывало в византийской истории. Восстание Фомы Славянина в двадцатых годах девятого века, которое поддержал фемный флот, хотя и было успешно подавлено, однако ценой уничтожения кораблей эгейского флота. Корабельный состав византийских морских сил резко сократился. Этот факт, а также совпавшее по времени усиление морского могущества Аббасидского халифата привело к тому, что изгнанные из Александрии испанские арабы со своим флотом захватили Крит, который оставался в их руках на протяжении полутора веков. Несмотря на неоднократные попытки империи вытащить эту занозу, владения арабов на Крите составляли постоянную угрозу византийским коммуникациям в этом районе Средиземного моря. Не меньшую опасность представило начало захвата в 827 году арабами-аглабидами Сицилии,  которая являлась ключом к господству в Западном Средиземноморье. Византийцы обороняли Сицилию долго и упорно, и лишь в 902 году пал последний очаг сопротивления арабам. И опять пагубную роль сыграло внутреннее предательство. Сицилийский фемный флот под командованием Ефимия сдался противнику. С 841 г. начались регулярные набеги арабов на побережье Италии и рейды в Адриатику. На этот период приходится первое упоминание об использовании греческого огня арабами. Господство Византии на Средиземном море было подорвано, чтобы уже никогда не возродиться. Все большую роль стали играть корабли мусульман, большей частью пиратские, которые контролировали обстановку во всех районах за пределами Эгейского и северной части Адриатического морей. Базы пиратов появились на итальянском побережье в Калабрии и Апулии. Надвигалась новая угроза, на этот раз с севера. Русы и варяги пересекли Черное море и осадили Константинополь в 860 году.

Светлым пятном в этой черной полосе византийской истории оказалось правление Императора Василия Ι, на сторону которого перешли силы взбунтовавшихся арабов Леванта. Была организована экспедиция на Крит и в 879 году удалось сокрушить оплот пиратов на острове и обеспечить спокойствие в Эгейском море до конца столетия. Удалось даже на короткий период вернуть Кипр. С помощью венецианцев были ликвидированы базы пиратов в Бари и Отранто. Однако этот период продолжался недолго. В 888 г. вышедший из Константинополя флот был уничтожен севернее Сицилии, что почти на тридцать лет лишило Византию возможности контролировать обстановку к западу от Италии. В восточном Средиземноморье вплоть до 923 года обстановку дестабилизировали набеги Льва Триполитанского. Византиец по происхождению, он принял ислам и перешел на службу к арабам. Во время осады Фессалоник им впервые были использованы плавучие осадные башни путем соединения кораблей попарно с помощью корабельных рей и румпелей.

Перелом наступил во время правления императора Романа Лекапена (920-944). В 922 году во время очередного набега у острова Лемнос был уничтожен флот Льва Триполитанского. В 961 г. византийцы под командованием будущего императора Никифора Фоки отвоевали у арабов Крит, а в 965 - Кипр. Мусульманские корабли вынуждены были покинуть порты Киликии и северной Сирии. Не так успешно дела шли в западном Средиземноморье. Византийцам не удалось воспользоваться борьбой между Фатимидами и Омейядами за контроль над Магрибом, в которой победителями вышли фатимиды благодаря своему большому сицилийскому флоту. После этого флот Фатимидов нанес поражение крупным силам Византии в Мессинском проливе. Византийскому флоту удалось вернуться в эти воды только после 1025 года.

Последняя треть десятого века отмечена борьбой между морскими силами Византии и Фатимидов в восточном Средиземноморье за господство на побережье Сирии. Отвлечение сил на борьбу с болгарами на севере, внутренние волнения и перевороты в Византии привели к тому, что император Василий ΙΙ не смог выставить нужного числа кораблей и в 998 г. византийский флот потерпел поражение под Тиром. Однако и арабский флот был серьезно ослаблен, в результате чего господство в этой части Средиземного моря постепенно стало переходить к флоту Венеции.

Первая четверть одиннадцатого века была относительно спокойной на море, за исключением прибрежных вод Италии, где продолжались рейды арабских пиратов, базирующихся на Сицилии, на адриатическое и тирренское побережья. В 1025 году Василий направил крупные силы, поддержанные флотом, для умиротворения Италии и освобождения Сицилии. Мусульманский флот, был почти полностью уничтожен разыгравшимся штормом еще до соприкосновения с кораблями византийцев. После этого крупномасштабных столкновений на море между византийцами и арабами зафиксировано не было. Падение их морской мощи наблюдалось параллельно с нарастанием численности и могущества итальянских флотов. Города -государства Лигурийского побережья Генуя и Пиза, отразив атаки арабских пиратов, сами перешли в наступление на их опорные пункты в Италии и в западной части Средиземного моря. Росла мощь и конкурента этих городов на Адриатике - Венеции. Наступала новая эра военно-политического противостояния в Средиземноморье.

арабские пираты, Византия, арабский флот, битва мачт

Previous post Next post
Up