Как я сделала стеклянное пресс-папье

Sep 08, 2014 19:08

Ещё в январе я была на уроке по изготовлению стеклянного пресс-папье.
Что же это такое и как я впервые поработала со стеклом, я здесь и расскажу, пока все воспоминания не выветрились у меня из головы.
Я уже писала о том, что производство изделий из стекла очень развито и показывала Chihuly garden and glass. Мастер, который вёл наш мастер-класс, сказал, что здесь погода позволяет. В мастерской очень жарко, и если на улице тоже жарко, то работать очень тяжело.
В каждом городе пригорода Сиэтла есть своя мастерская-магазин-школа стекла. В самом Сиэтле несколько. В Редмонде тоже оказалась такая школа. Воспользовавшись скидкой (и призвав пару друзей для смелости) я отправилось в неизвестность.
Как выглядит пресс-папье из стекла никто из нас троих не представлял. Мы это выяснили уже на месте.
Вот они какие.


После долгих рассказов о технике безопасности мастер (имя которого я, конечно же, уже забыла) быстро показал, что и как мы будем делать. А дальше делал с каждым индивидуально, пока остальные прохлаждались у раскалённых печей, в ожидании своей очереди.
Нам было предложено выбрать из двух возможных вариантов дизайна: "спираль" или "вселенная".


Из всей группы спираль делала только одна женщина. Не только потому, что "вселенная" всем больше понравилась, но и потому, что больше можно сделать самому.
А теперь по порядку.
Сначала мастер берёт длинную "палку" и макает её в бесцветное расплавленное стекло. Оно находится в специальной печи и всегда поддерживается в таком состоянии (если я ничего не путаю).


После этого он отдаёт "палку" участнику класса и ты, прокручивая "палку", придаёшь стеклу форму и охлаждаешь его одновременно. Охлаждать его надо для того, чтобы набрать на получившийся объём ещё стекла.


Когда нужный объём набран добавляется цвет. Как объяснил нам мастер: работа с цветом в стекольном деле подчиняется законам химии, а не живописи. То есть если смешать стекло синего и жёлтого цвета, то получится не зелёный, а коричневый. В большинстве случаев получится коричневый. И если взять слишком много разных цветов, то получится просто грязно-коричнево. Поэтому рекомендуют брать 2 цвета, максимум 3. Нам показали образцы работ, что бы мы понимали, как цвет будет выглядеть в готовом изделии. Вот эти кучки разноцветные на столе с образцами и есть цветное стекло, которое добавляется на прозрачную основу. Основа просто прижимается к кучке желаемого цвета и стеклянная крошка прилипает к горячему стеклу.


Затем изделие помещается в специальную печь (glory hole furnace), где цветное стекло соединяется с прозрачным в единую заготовку.


Следующий этап - добaвление особого стекла, дихроического. Оно придаёт готовому изделию перламутровый блеск. Это стекло может быть разных оттенков. В нашем случае оно было зеленоватое.
Вот здесь оно серебристое.



В отличие от цветного стекла, используется не крошка, а небольшие прямоугольники (примерно 4х5 см). Для того чтобы приклеить дихроическое стекло к основе, его помещают в специальную печь. Она нагревает стекло до нужной температуры, но не расплавляет.


Дальше снова в печь. После этого мастер поправляет форму, а я сажусь в ожидании самого интересного.


Дальше этап для "спирали" и "вселенной" различается. Для них используют разные инструменты. Похожие на ножницы - для "спирали", маленькие щипцы - для "вселенной", большие щипцы - для всех.


Сначала про спираль. Что бы сделать пресс-папье такого вида загатовка вытягивается в продолговатую форму. Делают это используя стол.


Потом верхнюю часть заготовки захватывают "ножницами" с дыркой и закручивают


Образовавшийся на верху прозрачный шарик срезают ножницами.
Дальше всё происходит одинаково для обоих видов, по этому я сначала расскажу об отличающемся этапе в изготовлении "вселенной".
Заготовка не вытягивается, а используется в более шарообразном состоянии. Чтобы получить пресс-папье такого вида надо припомощи щипцов захватывать и закручивать стекло. При этом перемешиваются цветное, дихроическое и прозрачное стекло и образуются пузыри. Закручивающие движения надо делать очень быстро. Стекло пластичное, но тугое. К тому же оно остывает а инструмент накаляется. Так что время от времени изделие надо нагревать, а щипцы охлаждать.






Это было моё пресс-папье в работе.
А так это выглядит у профессионала.


А дальше всё делается одинаково для всех видов.
Добирается прозрачное стекло, и изделие формуется. Формуют при помощи специальных деревянных ковшиков. Для таких ковшиков используется древесина вишни - она хорошо впитывает воду и плохо горит. Изделие вкладывается в ковш и прокручивается в нём, приобретая нужную форму. Если стекло темнеет - значит оно остыло, и надо его погреть в печи. Действия с ковшом и печью повторяются несколько раз, пока будущее пресс-папье не достигнет желаемой формы.




Когда формование завершено в ход идут большие щипцы. Они служат для того, что бы отделить изделие от "палки".
Пока мастер прокручивает изделие, участник класса нежно но уверенно сдавливает стекло в месте окончания "палки". Если давить слишком сильно, то стекло издаёт неприятный скрежет.




Завершает отделение мастер. Когда стекло немного подостыло он кладёт изделие на не горящую ткань и откалывает его от "палки" лёгким движением инструмента, похожего на стамеску.


А затем обратной стороной этого инструмента делает углубление на дне изделия.


И запаивает все неровности.


После этого все будущие пресс-папье помещаются в печь, в которой медленно остывают несколько дней.
Сложно сказать, что получится и от того ещё интереснее получать их через несколько дней.
Вот что сделали мы.


Отдельно моё. Здесь видно, что дихроическое стекло зеленоватое, что очень подошло к выдранным мною цветам.




Попытка показать, как это выглядит на просвет.


Очень приятно, когда получаешь новый опыт, изучаешь что-то неизведанное и у тебя дома остаётся такое красивое напоминание о том, что вокруг много интересного.

личный опыт, США, жизненно, фото

Previous post Next post
Up