(no subject)

Jul 31, 2007 10:32

С Ольгой Прохоровой мы познакомились через жж. То есть попросту - читали, читали и попросили нам писать. Что она и делает успешно каждый номер.
Изначально придумали, что она - такая умудренная взрослая умная женщина будет говорить о жизни с глупыми звездными мальчиками. Ну типа они там что-то лепечут, а она на них по-женски так по-взрослому смотрит. Но звездных мальчиков не оказалось, оказались звездные мужики - Тигран Кеосоян, Александр Гордон и маленькие дети - восьмилетняя телеведущая Саша Волконская. Ребенка оставим в покое.
Но вот про интервью с Гордоном. Перед каждым интервью Ольга Прохорова приходит советоваться и вот приходит она советоватья про Гордона - а ей все и говорят: главное - спроси, какого он фига письмо против Ходорковского написал, когда тот уже сидел. Она: да-да-да-да. Уходит. Приходит: "Я влюбилась! Что вы мне говорили, что он хам?! Он очень милый сдержанный умный мужчина". Ей все: про письмо спросила?. Ну а дальше получился текст в июньский номер Gala - читать до конца

Мизантроп вашей мечты
С телеведущим, сценаристом, режиссером, актером и благотворителем Александром Гордоном Ольга Прохорова разговаривает про озарения, процесс и про результаты его работы

Телевизионный ведущий, который редко улыбается, позволяет себе держаться чуть устало и не слишком воодушевляться, - такой образ на фоне жестикулирующих живчиков, атакующих собеседников бодро и напористо, озадачивает и трогает. Что стоит за этим образом?
Что побуждало Гордона делать ночную передачу на НТВ, которую едва понимала десятая часть аудитории? Что привлекает его в программе на Первом канале «Закрытый показ», в которой ведущий и гости вместе смотрят и обсуждают современное российское кино? Как все это вяжется с движением «Образ будущего», которое возглавляет Гордон, и благотворительным общественным фондом, который выпускает литературный журнал провинциальных авторов, а также рассматривает проекты вроде бесплатных прачечных для пенсионеров и очистки выгребной ямы в деревне Пузырево?

У вас уже долгий путь публичного человека. Есть ли в череде ваших проектов какая-то последовательность?
Последовательность выстраивается, когда ты крепок задним умом. Я всегда, от лени или по наглости, доверял тому, что называется «интуиция». Сформулированной сверхзадачи у меня нет. В конце концов пусть критики придают осмысленность моим барахтаньям. Задача-то одна - сеять разумное, доброе, вечное. Есть принципы, сформулированные не мною, - «прекрасное должно быть величаво» и «шедевры надо создавать шутя». В этом пространстве и происходят все барахтанья.
Вы пошли из актеров в режиссеры, чтобы не быть винтиком в процессе?
Я пошел в авторы и режиссеры из природной лени. Актер - чудовищно трудоемкая профессия. Каждый день в семь вечера изволь загримировать свою душу и по сотому разу повторяй текст, да еще ищи в нем новые нюансы. А режиссер придумал один раз - и свободен.
Чего не хватает для хорошего кино?
Трудно сказать. Еще полгода назад все кричали - где сценарии? Теперь спрашивают - где режиссеры? Все меняется. Вот сейчас позвонил замечательный режиссер-документалист - Валериу Джавеги. Я посмотрел его фильм. Очень сильная, очень внятная мастерская работа. Была бы. Если бы он был один. Но там есть еще автор сценария и продюсер, на деньги которого фильм снимался и с которым они разошлись во мнениях. И продюсер сам перемонтировал картину. Получился совсем другой продукт. Вот тоже сфера раскола - продюсерское кино, авторское кино. У нас нет ни того, ни другого. Есть хорошие продюсеры, которым я неинтересен. Есть те, кому я интересен, но с ними я работать не могу. Это проблема - актеру найти режиссера и режиссеру найти своего продюсера.
А бывает, что чудесным образом совпадают ваши желания, намерения и возможности?
Ну, только во сне, наверное. Я спать, грешным делом, люблю. Сны снятся - сюжетные, образные. Их в работу пускать в необработанном виде нельзя, этим баловался, скажем, Дали, что, по-моему, чушь ужасная и никакого отношения к искусству не имеет. Но в обработанном виде они годятся.
А то, чем вы здесь заняты, - здесь бывают удачи и удовлетворение?
Очень редко. Здесь я преодолеваю свою махровую мизантропию. Сцепив зубы, отрывая драгоценное время от сна, тупо помогаешь людям, и вроде как твоя совесть спокойна. Я никак по-другому к этому не отношусь. Но мне важно не что или как сделали, а зачем. Если я вижу некую осмысленность и целеположение, способность договориться об общих смыслах - тогда
я радуюсь.
Есть что-то, чем вы просто довольны?
Я доволен тем, что в нашей стране оказалось большое количество хороших людей. Я думал, что их меньше. Это не значит, что я плохих не люблю, а хороших люблю. Мизантропия предполагает, что я никого из них не люблю. Но есть люди, которые понимают, что если уж они живут и мучают других, то надо не только грести под себя, но и что-то отдавать.
Гордона явно забирает тема, но повышение градуса воодушевления словно дает ему сигнал - осадить конька. И он становится несколько усталым, подмешивает горечи в рассуждения. «Да он романтик!» - очаровываюсь я.

Возвращаясь к кино - какой фильм мог бы вас приятно удивить?
Я смотрю фильмы дома, у меня есть проектор - хоть это и предательство по отношению к режиссеру, рассчитывавшему на большой экран, но это позволяет мне не чувствовать одиночество среди посторонних людей. Надо быть готовым воспринять, испытать чувства. Меня может удивить любой фильм, который заставит ощутить комок в горле - от неожиданно схваченной точной интонации или чувства. Потому что кино - это поэзия. Так мне кажется.
Как же вы делите этот интимный зрительский процесс с огромной аудиторией «Закрытого показа»?
Я выторговал три вещи в этой передаче. Поменять название - с «Премьеры со зрителем» на «Закрытый показ». Это содержит и парадокс, и прямой намек: ребята, это не всем нужно. Второе - слоган: «Программа для широкого и глубокого зрителя». И третье, я не скрываю своего отношения к увиденному - и как зритель, и как режиссер. Правда, я надеялся, что баланс между «мне нравится» и «мне активно не нравится» будет соблюдаться. Увы, я ошибался. Приходится довольствоваться параметрами, как «мне понравилось полфильма». Или - фильм неудачный, но уж очень хороший режиссер, поэтому мы поговорим не о картине, а о проблемах, которые она затрагивает. Но, конечно, мнения у всех разные. Некоторым, например, нравится фильм «Изображая жертву», а я его считаю личным оскорблением. Время от времени себя проверяю, смотрю - в сотый раз? - фильм Данелии «Не горюй», и по-прежнему комок в горле и все тут. Значит, не во мне дело.
Что нужно, чтобы снять такой фильм?
Талант, честность и стечение обстоятельств. Честность - не по отношению к жене или родине, а к самому себе.

Я выхожу от него окрыленная. Я встретилась с мизантропом своей мечты и, кажется, сумела не наговорить сугубых глупостей. Я совершенно забываю, что не задала ему вопрос о письме против Ходорковского, которое он написал вместе с Дмитрием Липскеровым и в котором, не стесняясь формулировок, обрисовал главу ЮКОСа как врага народа. Гадкое письмо… Я позвонила ему через пару дней.

Мне очень неловко, Александр, но я надеюсь, что вы мне ответите на этот вопрос. Скажите, зачем вы написали письмо против Ходорковского?
Написал сознательно - это было направлено против проплаченной и безнравственной журналистской истерии. Я хотел отмежеваться от визжащих либеральных свиней - и от самого Ходорковского. Я сказал этим визжащим свиньям-либералам: ни при каких обстоятельствах не считайте меня своим, не подавайте мне руки при встрече и плюйте мне в физиономию.

Я поблагодарила и повесила трубку. Мир не рухнул, как это случилось на первом курсе университета: я тогда узнала, что мальчик, с которым я целовалась на картошке, входит в комитет комсомола. Видимо, с тех пор я выросла и узнала, что
обаяние, интеллект и одаренность не обещают ничего, кроме самих себя. Ими можно любоваться, можно влюбляться в них на пару часов.
А главное - не задавать таланту лишних вопросов.

Статьи - Мизантроп вашей мечты

Previous post Next post
Up