Nov 17, 2011 16:44
эффект Даннинга-Крюгера.
Состоит он в том, что люди с малыми умениями и знаниями в какой-то области склонные преувеличивать свою компетентность, а люди с большими - наоборот. Одни думают про себя значительно лучше, другие значительно хуже.
Я после прочтения поняла, откуда в рукодельных ( или рисовальных) сообществах так много людей с беспомощной фигней, которую они искренне считают за шедевры. До этого я не верила, что они не видят уровень работ гораздо лучше себя. Мой умный муж убеждал меня, что они искренне не видят, но я не могла поверить. И вот в описании этого эффекта это сказано черным по белому.
Некомпетентные люди склонны завышать свой уровень мастерства в чем-то. ( В исследованиях они, скажем, оценивали, что хуже их 62 процента в их области, в то время как тесты показывали, что хуже их только 12 процентов, то есть они в самой нижней части неумелых)
Некомпетентные неумелые люди не могут разглядеть и увидеть настоящие умения в других. То есть они искренне не видят, чем мастера более умелые и знающие, чем они.
Эти люди не могут понять, до какой степени они неумелые. И что интересно, обратная связь, оценка - не влияет на это их чувство. Все комментаторы могут сказать им, какая дрянь у них сделана - и они этого не смогут понять, не смогут увидеть.
Но самое интересное для меня в том, что их оценка себя значительно улучшается в сторону адекватной, если их учить. Если, не говорить им, что они плохи в чем-то, а рассказывать что-то из того промежутка, что между ними и хорошим, какими качествами должна обладать хорошая работа, какие сведения нужно знать, что грамотно и правильно - их оценка себя становится более "нормальной", то есть они начинают видеть недостаточность своих умений, свой низкий уровень. При этом необязательно, чтобы они реально улучшились! Они могут не вырастать в мастерстве, но понимать, что делают недостаточно хорошо.
учиться никогда не поздно,
работа над расширенным переизданием,
устройство человека,
преподавание,
образование,
самосовершенствование