БОСЫЕ НОГИ - МЕТАФОРА ОБНАЖЕННОЙ ДУШИ

Oct 15, 2019 23:28

Театр XXI века делают люди, которые уже родились в XXI веке. И спектакль «Снег», сделанный этими юными людьми, мы увидели в театре-студии «Республика Х» в то воскресенье, 13 октября. Погода была пасмурная, ожидания были смутными, но даже опытных зрителей лицедейство по рассказам Александра Цыпкина пробрало. Спектакль пересказывать не будем, это надо видеть. Зато попытаемся донести до вас обсуждение после спектакля.

Обсуждением управляла Гузель Абушахманова, художественный руководитель театра-студии.

Под гром аплодисментов на диктофоне удалось разобрать только имя самого юного актера, Назара Мурашева. Еще были самая красивая бабушка Полина, ангел смерти Вита и два мистера Х.

Гузель Абушахманова сказала, что некоторые люди считают Александра Цыпкина подорожником, потому что его рассказы лечат. Первоначально были сделаны этюды без рассказа «Снег», который был добавлен впоследствии. Спектаклем это сложно назвать, это такой маленький спектакль на тридцать пять минут. И создавался он самими детьми. Когда спрашивают, кто режиссер? - Невозможно ответить: участвовали все. Этот спектакль посмотрели все хедлайнеры, которые к нам приезжали от Константина Хабенского - Матвеев плакал, Аня Михалкова рыдала. За год много друзей Хабенского приезжает, и они говорят «Вы Цыпкина переплюнули». На самом деле, литература, она тем и хороша, что ее можно адаптировать к сцене. Александр Цыпкин - это хорошие рассказы, где есть скомпонованный сюжет, анекдот, это Салтыков-Щедрин современности.

Московский драматург Александра Фомина прокомментировала:

Сценическое воплощение шикарно - лица, руки, движения. Главная актриса, ангел смерти, впечатляет. Это мое личное мнение, но мне как драматургу нужна какая-то все-таки более связная история. Я могу сказать, что у меня история ушла на задний план. И что если текст убрать, оставить только вас, актеры, вот та сцена, где вы ругались без слов - просто супер! Если убрать весь текст, оставить только сценическое движение, спектакль ничего не потеряет.

Позволю не согласиться с московским драматургом: в тексте тоже случились шикарные куски. Например, игра слов: «прости тут, прости там, прости Господи» - чего только стоило! Потом «так хаять человека можно только из любви к нему» - просто в мемы войдет!

Средства выражения на сцене в современном театре стали другие, и текст, он как бы выхватывается фрагментарно. Поэтому текст данного спектакля, возможно, нужно дорабатывать.

- Какой все-таки должна быть литература, чтобы ее можно было воплотить на сцене? - Спросила ответственный секретарь сайта «Истоки» Елена Луновская. - Чехов, Шекспир - понятно, но что должен сделать современный драматург?

Гузель Абушахманова ответила:

- Я не знаю. Сейчас современная драматургия идет за театром вслед, а современный театр говорит все меньше. Мы даже сокращаем слова, говорим «пжлст», «ок» и лайкаем. К сожалению, значение текста уходит. У нас есть поэтический спектакль «В кварталах дальних и печальных», который мы поставили. Там очень много речи. Одна речь и пластика. Тот традиционный театр, у которого много приверженцев еще осталось, он уходит. Потому что мы хотим, чтобы люди сами домысливали, сами ассоциации считывали. Все, что мы хотим заложить в голову зрителя - они сами до этого доходили, чтобы это были их ассоциации. Вообще, проблема речи в современности не только в театре - люди разучились говорить, разучились доносить мысли. В спектаклях очень много мы танцуем, очень много символов, режиссер стал доминировать. Я не могу вам сказать имя современного стопроцентного драматурга, все равно режиссер придет и все переделает, как он хочет. А Макдонах для нас слишком жесток (английский драматург - примеч.), все равно когда его на сцене ставят, не ставят текст; ставят то, что за текстом. У любого английского, ирландского, японского драматурга режиссер все переделывает.

Перешли к разговору с ребятами-актерами. Я спросила, кто какой вклад внес в спектакль, кто что придумал, откуда взялись песни? Очаровательный Назар Мурашев умильно сказал: «я ничего не делал». Он - стопроцентный исполнитель, он исполняет, сейчас таких очень мало, у всех режиссерские амбиции. Зато как исполняет! Каков уровень выразительности.

Почему такая музыка? - Ребята ответили, что залезли ВКонтакте в аудиозаписи Александра Цыпкина и выбрали те, которые он наиболее часто слушает. Поняли по его плейлисту, что его любимая группа «Depeche Mode». А народную песню предложил Андрей Климак, один из друзей, клоун Полунина. Он часто приезжает, сам родом из Харькова, и это украинская народная песня.

IMG_9386.JPG

Артисты к концу спектакля остаются босиком, это показатель Того света: когда персонаж уходит из жизни, он снимает носки, это такой символ перемещения между мирами.

На вопрос из зала, о чем спектакль, один из мистеров Х ответил:

- Лично для меня этот спектакль о том, что мы в конечном итоге смертны и нужно успевать жить, нужно успевать делать добрые дела и наслаждаться этой жизнью. Кем бы ты себя не считал, как бы высоко не взобрался, все равно смертен.

Одна из актрис заметила:

- Человек не доживает и до ста лет, а суетится на все триста!

Гузель объяснила некую бессюжетность структуры спектакля:

- Мы делали это калейдоскопом набросков - воспоминания в классе, в поезде, в больнице. И подытоживали началом. Это не сквозная линия, когда он пришел, что-то сделал, а фрагментарные воспоминания, которые главному герою приходят. Их воссоздают напарницы его и ангел смерти, и эти ассоциации через музыку, через движение мы хотели бы, чтобы понял наш зритель.

После обсуждения нас пригласили прийти на спектакль, где будет сюжет. Это «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира.

https://www.istokirb.ru/articles/%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%85%20/bosye-nogi-metafora-obnazhennoy-dushi/

драматургия, театральный бум в Уфе, артист, современность, театр, дети

Previous post Next post
Up