Я всё продолжаю с карандашом в руках изучать текст Германа Садуллаева о смерти искусства, кроме театра. Я ищу в нем рецепты выживания, и да, нахожу - и про уфацентризм, и про места силы и создание городской легенды. Всё, что мы делаем на УФЛИ и в "Истоках", всё чем являются выкопанные Яниной в Антологии местные стихи и проза 19- начала 20 века.
"Регионализация и локализация искусства, как и прочих производств. Это очень серьёзный удар поддых глобализации. Участвуй в этом.
62. Советский Союз пытался делать именно так. Поддерживать огромную армию творческих работников можно было только за счёт регионализации. Не все могут быть всесоюзно известными писателями. Допустим, десять могут. Но в каждом регионе могут обретаться ещё пять регионально известных писателей. Для писателя средней руки - это и есть успех, и выход, и стратегия, и программа. В СССР искусственно поддерживалась ситуация, когда были пять воронежских писателей, вполне известных в Воронеже, а за пределами области нет. Воронежские писатели, дураки, думали, что «кровавая гебня» не пускает их к мировой славе. А «кровавая гебня» их спасала от глобализации. Где они теперь, воронежские писатели? Нигде. Впали в ничтожество. Выпили палёной водки и умерли.
63. Не только в национальных республиках, во всех регионах была регионализация культуры! Это было не «угнетение великороссов», не «нацменские квоты», а ре-ги-о-на-ли-за-ция! Теперь же только в национальных республиках сохранились остатки культуры «местного значения», а в русских регионах вообще ничего нет, только центральное телевидение и Гарри Потер. Однако некоторые писатели удачно использовали региональную специализацию как стратегию личного успеха (Алексей Иванов на Урале, Василий Авченко на Дальнем Востоке) и она - работает!
64. Не надо пытаться стать «всемирно известным». Вы не станете Чаком Палаником. Не потому, что вы пишете хуже (допустим, не хуже), а потому, что Чак Паланик уже есть. Это место занято. Данный эффект глобализации известен. Мы не можем стать Швейцарией просто потому, что Швейцария уже есть, место Швейцарии в мировой системе уже занято Швейцарией. То же самое с Чаком Палаником и Мишелем Уэльбеком.
65. Не пытайтесь стать и «великим писателем земли русской». На этом тесном пъедестале уже толпятся двенадцать человек, хотя места там на двух-трёх, не больше. А довольно ли воспета ваша родная губерния? Создан ли её миф, её текст? Ох, извините меня, что говорю, как последний коуч из мастерской «творческого письма», я сейчас закруглюсь. В общем, надо найти свой регион, свою тему, может, не географический регион, а какую-то гиперпространственную категорию, противостоящую глобализации и бестселлеризации литературы.
66. С этого плацдарма, если суждено, будет проще и российскую, и мировую известность получить. Но, скорее всего, не суждено. Не обольщайтесь. Главное - почва под ногами. Обрести почву.
https://litrossia.ru/item/vse-umrut-ostanetsya-tolko-teatr/