“Знаешь, почему в Америке никогда не будет революции?” скажет мне один подающий надежды юрист, выпускник Колумбийского университета, с которым мы разговорились о Новом Орлеане. “Потому что в этой стране белые и черные ненавидят и боятся друг друга больше, чем бедные - богатых”
США - вирусный банк, где хранятся штаммы всех существующих в мире национальных конфликтов. На соседних улицах живут арабы и евреи, индийцы и пакистанцы, японцы и корейцы. Разбитые по нейборхудам (районам) национальные общины очень плохо поддаются ассимиляции. Держать же “дружбу народов” под спудом, худо или бедно формировать из нового поколения эмигрантов американскую идентичность помогают четыре вещи: деньги, развлечения, наркотики/лекарства и мощнейшая репрессивная машина. Закончатся деньги - закончится и мир на улицах, начнут искать крайних. Именно поэтому за свое сегодняшнее положение, за свой господствующий статус Америка будет драться хоть со всей планетой сразу, невзирая на потери. Чужие потери, разумеется. Отказ от роли мирового гегемона означает для этой страны гораздо более страшные перспективы, чем распад СССР для СССР.
“Знаешь, почему здесь никогда не будет бунта?” спрашивает уже другой мой знакомый, Питер, представитель уходящего поколения американцев, поколения, которое знало, как устроен двигатель внутреннего сгорания. “Потому что мы незаметно победили голод. Зеленая революция позволила заполнить желудки до отметки, на которой революция уже не не имеет смысла”. Он прав. Дешевый жир (cheap fat) сделал это. В гетто пухнут от сытой бедности. Представьте, бедность может быть сытой, рыгающей. Справедливо и для Нью-Йорка, и для Парижа. Эта сытость, конечно, отправит тебя на тот свет раньше срока. В США гетто почти всегда - территория диабета. В Гарлеме он у половины взрослого населения. Диабет без медицинской страховки означает, что вскоре у тебя начинают разрушаться суставы. Ни в одной стране мира, ни в одном городе я не видел такой концентрации людей с костылями, палками, всевозможными подставками, подпорками для ходьбы. Диабет и астма. Астма и диабет.
Люди в гетто лишены главного - возможности мыслить. Лишены возможности осознавать происходящее, осознавать, что превращаются в биомассу, в студень из костей и мяса, в полуфабрикат для так любимых детьми чикен-наггетсов.
Шесть миллионов заключенных - временно или постоянно, в частных и государственных тюрьмах. Шесть миллионов! Иосиф Виссарионович, вы можете себе это представить?
Грустная получается картина. Слишком грустная, чтобы напоследок не разнести ее вдребезги. Когда в 2006-м все мировые телеканалы в 12485709803-й раз хоронили Фиделя, судьба занесла нас в Гавану. С хромосомно-расовой точки зрения, с точки зрения доктора Менгеле, на Кубе проживают точно такие же негры, метисы, креолы и мулаты, как и в Испанском Гарлеме или в Новом Орлеане. Точно такие же. Каково же было мое удивление, когда вместо увешанных золотыми цепями, наряженных в шаровары обезьян мы встретили на улицах Гаваны людей, исполненных собственного достоинства, открытых и честных. Да, бедных, да худых, но это были люди, понимаете? На Кубе есть правило - поскольку личный автомобиль - роскошь, а общественный транспорт не справляется с нагрузкой, каждый автомобилист обязан бесплатно подвозить незнакомых людей. На туристов это правило не распространяется, но мы подвозили ради интереса. И вот знаете, в чем принципиальное отличие Гаваны от Нового Орлеана? В том, что в Гаване твоим случайным попутчиком может оказаться 50-летняя темнокожая тетка, преподаватель государственного медицинского университета. Она не знает пока, что такое Taco Bell, у нее нет купленного в кредит смартфона, на ее убогой кухне простая и грубая еда, но у нее есть чувство собственного достоинства. Она знает, что не задохнется от приступа астмы, ее не завалят в гангстерской перестрелке, а дочь не изнасилует драгдилер, ее не будет допрашивать полицейский патруль, она не будет корчиться от почечной колики на пороге Emergency Room. Ни одному человеку в мире не придет в голову назвать кубинцев обезьянами или рабами, хотя рабы там - в каждой семейно родословной. Именно поэтому не надо в присутствии кубинцев шутить по поводу Фиделя. Можно получить в морду. Точно так же как не надо шутить в присутствии венесуэльцев по поводу Чавеса. Можно получить пулю.
И последнее. Ураган Катрина, разрушивший дамбы в Новом Орлеане, шел в Америку через Кубу. Власти Кубы провели своевременную эвакуацию, позаботившись о каждом, кто не мог позаботиться о себе сам. Потерь среди гражданского населения на Кубе практически не было. В Новый Орлеан, когда переполнились морги, пришлось доставлять продуктовые рефрижераторы.
https://www.facebook.com/KVSyomin/posts/302588803268171