Название книги, имена персонажей и логика сюжета - шпаргалки

Jan 02, 2025 15:29

Мне постоянно приходят всякие письма от разных литкурсов и литсервисов, издательств. Иногда они очень информативные и содержат хорошо структурированные вещи, Аж удалять жалко. Как это письмо от Наташи Бондарь. Решила что там есть полезное, а все полезное у меня в ЖЖ храниться. Пусть и это здесь будет.
ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ НАЗВАНИЕОднажды мы проанализировали названия книг _ топ-20 слов, которыми писатели чаще всего называют книги.




Чтобы не назвать книгу именем, одинаковым с тысячей других писателей, держитесь трех правил.
  1. Обязательно вбивайте название книги в поисковик и смотрите, что выпадает в ответ на запрос. В будущем вам придется пробиваться через этот поток.
  2. Также вбивайте будущее название + рассказ (роман) / книга и проверяйте, не придумал ли кто-то уже такое же название. Ваше произведение будет легко перепутать с другим, и так вы потеряете часть аудитории.
  3. Выбирайте короткое и емкое название. У нашей памяти есть свойство: мы сопоставляем картинку и текст, при этом хорошо запоминая что-то одно. Чем короче будет название, тем больше шансов у читателя его запомнить, а у дизайнера - пространства для иллюстрации.


Придумайте нового героя

Первым делом я заполняю карточку, которая помогает потом отличить персонажа от других.
  • Укажите главную внешнюю черту - шрамы прическу, элемент одежды; то, что всем видно.
  • Укажите уникальный жест, который использует персонаж.
  • Укажите, какое знаковое событие произошло или произойдет с этим персонажем.
  • Какая у героя суперспособность (талант, ремесло)? Что он умеет делать лучше всего на свете?
  • Перед чем персонаж не может устоять?
  • Чего никогда не станет терпеть? Чего не любит в еде, людях и вообще? Какие использует специальные слова?
    Например, моряк будет использовать морские слова и поговорки в повседневной жизни; подросток будет использовать много сленга.
Вторым делом я придумываю персонажу имя. Для этого держу перед глазами шпаргалку, которую однажды написал Рю Чжун.




Рю Чжун (Ruy Zhong)
писатель, автор книги «Takuan from Koto» (список премии Circus Review)

Ничто не заменит писательской интуиции и авторской задумки, но мы в силах им помочь.

У меня есть на этот случай специальный чек-лист. Имена, которые приходят в голову, я проверяю с его помощью. Некоторые имена проверку эту легко проходят, а к другим возникают вопросы - посмотрите на мои примеры сами.
  • Сколько слогов в имени? В хорошем - обычно 2-3 слога. Коля, Володя, Вергилий, Ник, Мери, Тадзикарао.
  • Однозначное ли у имени ударение? Дженкинсон, Меладзе, Барнаби.
  • Имя не содержит трёх согласных подряд. Мартиросян, Мкртчян, Джеффри.
  • Имя склоняется по правилам русского языка. Дронт, Марта, Мери, Энкиду.
  • Имя подходит для культуры и мира, в котором разворачивается действие. Стен, Цю Минь, Аккрадараст, Храбромир.
  • Имя соответствует характеру персонажа.
Почти у всех этих пунктов есть исключения. Автору всегда лучше знать, какое имя точнее попадает в персонажа. Хоть шестой пункт и последний в списке, по важности он первый.

Потренируйте навык придумывания имен с помощью специального упражнения.
https://ridero.ru/faq/?p=2147&utm_source=vero&utm_medium=email&utm_content=control&utm_campaign=%5B25%5D%20January%20-%20Holiday%20text%20content&utm_term=Newsletter&vero_id=167457&vero_conv=HhcLRKhtrUiKwP3w26FBHtFyQ7ydwHmAqgvqIxnBXxsvMHXOLVG71NrvXalBkEkA4IX6bOJPZmc9pBfD39bXFPBA9IBXJ85pOA%3D%3D

Кстати, третьим делом я (это снова Наташа пишет) составляю костяк характера персонажа, про который вы можете прочитать у Лайоша Эгри.

Для тех, кто в праздники хочет поработать над логикой текста

В каждой части текста есть самое важное событие, которое формирует вашу идею, развивает персонажей и ведет их к финалу. Ваша задача - связать такие события и действия в единую логичную цепь, чтобы читатель понял идею книги. Когда вы анализируете действия героев и события, вы выступаете в роли режиссера своего текста. Это можно сделать только когда готова хотя бы одна часть или арка.

Выпишите все события
Каждое (даже самое мелкое) событие, даже если думаете, что оно ничего не значит и никуда историю не двигает. Выписывайте по схеме «субъект + действие». В скобках можно указывать триггер (исток) события.

Например:
Серега вспоминает Марику (потому что видит табурет);
Серега снова хочет купить пистолет (видит плохо поющего соседа);
Серега идет в душ и расстраивается (из крана льется красная вода);
Серега идет гулять и расстраивается снова (лифт не работает).

Здесь есть субъект (герой), который совершает много действий. Видно, что он дважды расстраивается, и это состояние не усиливается. То есть, это действие лишнее. Когда вы соберете все действия каждого субъекта, поймете, где история проваливается.

Когда все события готовы, начинайте событийный анализ
Есть разные варианты анализа (на 5 событий, на 7 и 7+ событий). Рекомендую две книги, чтобы получше разобраться в них:
  • Владимир Волькенштейн «Драматургия»;
  • Мария Кнебель «О действенном анализе пьесы и роли».
Мы будем смотреть на пять основных событий. Посмотрите на них.




А теперь проанализируйте свои!
1. Найдите начальное событие. Это очень простой шаг, ведь начальное событие находится в самом начале. Оно влияет и связано с субъектом, который действует в первой сцене. Это не обязательно главный герой, но начальное событие все равно должно главного героя как-то коснуться.

Обычно в начальное событие заложены данные, которые будут двигать историю вперед: предметы, характеристики, обстоятельства.

2. Найдите исходное событие. Из него, как правило, возникает начальное событие. Возможно, как реакция на него, возможно, параллельно. Часто происходит за кадром сюжета. В исходное событие заложена основная идея или вопрос, определяющие основной конфликт для героя и персонажей.

3. Найдите финальное событие. Его довольно просто найти по кульминации:
  • это третья треть текста;
  • само действие яркое и сильное;
  • читатель кульминацию, конечно, чувствует.
Финальное событие связано с начальным событием напрямую. Исходное - начало. Финальное - конец. Если одно событие не получается продолжением другого, я ищу в таблице, какое событие из списка могло бы быть логичным, и думаю, как поменять эти события местами.

4. Найдите центральное событие. Оно отражает мысль и проблему, заданную в исходном событии. Оно содержит большой вопрос, ответ на который вы даете своим текстом. Центральное событие обычно находится в самом центре истории.

5. Найдите главное событие и основной конфликт.

Посмотрите на последнюю сцену и по аналогии с исходным событием найдите самое сильное событие. Главное событие заканчивает исходное событие, продолжает центральное событие и отвечает на основной вопрос.

Главное событие не всегда есть в тексте. Но если его нет, то нет и основного конфликта / идеи.

6. Все события, которые остались не пристроенными, - это предлагаемые обстоятельства.

Разделите их на группы:
  • по субъектам;
  • на те, что относятся к развитию и завершению исходного / центрального / главного событий;
  • на те, что относятся к развитию и завершению начального / финального событий;
  • на те, что относятся к определенным конфликтам внутри произведения.
Некоторые события будут в нескольких группах. Так и должно быть. Перечитайте и подумайте, могло ли получиться одно событие из предыдущего. Обычно нарушение логики сразу видно.

Некоторые события окажутся не связанными ни с какими другими. Это сюжетные дыры. Также, если вы записывали предметы, то теперь знаете, каким из них не хватает сюжетности.

После того, как вы разберетесь с этой работой, текст хорошо бы проверить на опечатки и ошибки. У меня есть чек-лист, который поможет не забыть об основной корректуре текста, доступной только автору.

Скачать чек-лист

литература, Зачем-то интересно, учиться никогда не поздно, миропознание, мысль

Previous post Next post
Up