Отличные мысли и рассуждения о музыке выложил вокалист Матвей Горбань, студент философского факультета. Недаром он пошел к Богатову учиться. Если так продолжится, то когда-нибудь я прочту у Матвея цельные эссе о энергетической сущности музыки и о важности артистической правды. По ссылке оригинальный пост
https://vk.com/wall205606179_1802 Несомненно, в музыке есть что-то неуловимое, всегда проскальзывающее между словами. Мы чувствуем это, и потому наше восприятие из раза в раз оживляется, чтобы вслушаться в одно и то же …
Недавно я выступал на одном значимом для университета мероприятии с песней «Алёша». По прошествии некоторого времени, после выступления у меня появилось то, о чём хотелось рассказать ещё с того момента как я начал публично выступать и рефлексировать над тем, что происходит. Но точку отсчёта стоит взять с моей прошлой работы, поскольку именно после неё я стал приближаться к тому, о чём далее пойдёт речь.
С того момента, когда я ушёл из «солнечного» - мне приходилось петь нечасто, и по незначительным случаям. В основном я был больше слушателем: знакомился с новыми для себя исполнителями и всячески рефлексировал над тем, что есть то, что я слушаю.
Очевидно, что такого рода занятия можно назвать не более, чем умозрительными, потому любое действие (ход мысли) предполагает, что всё будет происходить в плоскости мышления, и не выходить за её рамки. Это странно, ведь когда-то я прочитал, что мысль есть ничто иное как жизнь (cogito ergo sum). Но сравнительно недавно для моего восприятии открылась новая плоскость высказывания, столь сильная, что, явившись однажды, она затмила всякую мысль о музыке как феномене человеческой жизни (имеется в виду начало моей работы в «солнечном»).
Я говорю о подлинном переживании музыки: музыке как об энергийном феномене. В целом эта мысль не нова, и интуитивно она угадывается в сочинениях пифагорейцев и Платона (гармония небесных сфер). Интересно здесь то, что музыка, являясь человеку, заставляет его что-то ПЕРЕЖИВАТЬ. Это никак нельзя отнести к навязчивым мыслям, или бредовым рассуждениям. Но это можно обуздать лишь в непосредственном, в случившемся здесь и сейчас.
Странно, что эта мысль не пришла мне в голову, когда я работал в «солнечном», наверно, энергийное начало музыки полностью меня поглотило, что, кстати, стало, полагаю, следствием моих эмоциональных поступков.🤭 Но всё это лишь занимательные частности, когда в этом тексте-размышлении я хочу прийти к чему-то более общему.
И вот как раз это самое общее - энергийное, что было поймано в мысли о сущности музыки - пришло после мероприятия в университете. Потому с этих самых пор я стараюсь различать то, что я могу думать о музыке, от того, что могу переживать музыку (конечно, было бы хорошо в будущем попробовать избавиться от этой дихотомии). Мысли можно отложить (поставить на паузу), с переживанием такое провернуть не удастся. Когда я что-то пою, но положим, что минусовку остановили - моё переживание продолжится при условии, что мне удалось проникнуться песней. Учитывая тот факт, что порой приходится выходить на сцену и петь не двум, трём известным людям, но полному залу неизвестных тебе людей - лгать всем и всякому было бы убийственно для себя же.
Почему убийственно? Потому что в таком начинании нет ничего БЛАГОГО. Уж лучше было бы вовсе не выступать, чем, выйдя на сцену, "играть" трагедию … Думаю, греки бы сказали, что таким образом ты лжёшь не нам, но богам.
В этом тексте, полагаю, есть многое, что я хотел сказать о своём творчестве. Но пока на этом я хочу кончить своё рассуждение.
(С)Матвей Горбань
О преданности музыке⛰️🎶
https://vk.com/wall205606179_1802 Меня до сих пор не покидают приятные впечатления от поездки в предгорье Кавказа - в Горячий ключ. Буду краток, потому поделюсь тем, что я понял, пребывая в столь живописных и высоких местах. Начну с очень простой и лаконичной сути: в горах ни на секунду не прекращается музыка!
В горах происходит много разных событий, бытие которых ни на секунду не упускается от вслушивающегося субъекта: все звуки будто находятся в одном месте. Причиной тому служит массовая неровность ландшафта, но поскольку речь идёт о горах, то и ландшафт стремится только ввысь, в небеса! Звук остаётся в ловушке, и не может выбраться за пределы плотных и высоких возвышенностей: всё, что есть в горах - в горах и останется
Любой звук, возникший в таком месте, - подчиняется его воле. Если одушевлять эти места, то можно сказать, что горы научились владеть звуком намного раньше, чем человек. Они очень вольны, и определяют, какому звуку в них быть, а какому нет. Это положение раскрывает одну очень важную особенность - горы живые. Это отличает их от той же студии звукозаписи, где звук просто умирает в стенах, окутанных экранами для погашения звуковых волн. В горах можно услышать то, что должно было бы быть забыто, предано забвению. Однако по каким-то причинам это донеслось звуком до вслушивающегося субъекта … Он услышал бытие!
Поэтому всё, что находится в горах - предано им. Каждая жизнь, издающая в таком месте звук - предано ему. Горы хранят неотъемлемую часть сущего - звук. Каждое животное, издающее звук, - издаёт его с неизвестным для нас смыслом. Что это за смысл? Я слышал, как падает большое дерево, слышал его стон, тресканье, удар об землю … Что это было? Возможно, об этом знают горы, но они очень высоки, чтобы что-то мне, напуганному этим событием, сказать
Быть может, я ещё не готов это услышать … Быть может, я ещё не предан музыке, которая не прекращается в горах …
P.S. На фотографии изображена лира, которая, если верить дате, была вырезана в камне, в далёком 20-м веке. Художник данного культурного памятника неизвестен, но даже так можно сказать, что человек, который оставил такую красоту - думал о вечной горной музык