После дня казахского кино разговор и статья

Nov 28, 2024 12:11

Написала статью про фильм "Кара кыз" который посмотрела на дне казахского кино в "Родине", и уже потом с ответсеком и поэтом Леной состоялся интересный диалог.

Я пока на казахском кино сидела, поняла что сокучилась вот по всему такому прямолинейному.
Елена Луновская меня поддержала : в этих фильмах очень много того смысла, которого не хватает ни современным литераторам, ни всяким современным отечественным режиссерам, у них идея всегда прочная.Мир организован по принципам, которым люди не могут придерживаться в современности, по крайней мере, жители мегаполисов. Эта их архаичность и приверженность корневой проблематике делает их очень нужными. Мне кажется, если бы люди почаще смотрели этническое кино, а не пустышки всякие распиаренные кинопрокатом, самосознание могло бы сформироваться другое. Ну что вот я могу вынести из фильма, о котором тысячи кинокритиков напишут экшн-отзывы?!
Про всю эту кровищу, телесное... Если уже от одного отзыва хочется выйти на свежий воздух и вдохнуть,и забыть побыстрее...не то что смотреть эту гадость.
А после таких кинопоказов всегда задумываешься о чем-то,надеюсь, "Серебряный Акбузат" вернется к нам. Золотое время было, когда фестиваль шел, даже сюжеты, хотя бы картинка ЗАПОМИНАЮТСЯ.
До сих некоторые картинки из 2015 помню.

Казахская «смуглянка» попадает в сердце

На показе художественных современных фильмов Казахстана 25 ноября 2024 года яблоку было негде упасть. К началу показа красный зал уфимского кинотеатра «Родина» был заполнен до отказа. Изумительное явление - такой аншлаг. Как же нам не хватает фестиваля этнического и национального кино «Серебряный Акбузат»!

Фильмов было показано в «Родине» два - «Набат» и «Кара кыз» («Смуглянка»).

Выбрала рассказать про романтичную «Смуглянку» - так можно перевести с казахского «Кара кыз» - ласковое прозвище главной героини Алмагуль.

Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Кино про «счастье всех людей» - так бы я назвала искреннюю сверхидею фильма, это прямо прочитывается в драматических ситуациях - ах, если бы убрать в людях трусость, подлость, корысть, жестокость. Все эти качества показаны через фигуры злодеев и отрицательных персонажей. Там такие злодейские злодеи воруют зерно…

Оставить людям только хорошее - дружбу, доброту, доверие, взаимовыручку, разумность и любовь - и будет счастье на земле для всех людей. А это яркие и смелые положительные герои и героини.

И все они очень красивые артисты - и взрослые, и юные. И добрые, и злые. Театр представления, чистый беспримесный лубок. Попыток рефлексии было немного. Кино Казахстана не знает постмодернизма, оно прямолинейное как выстрел снайпера. Оно яркое, как восхитительные закаты над степью. Работа операторов заслуживает искренних аплодисментов.

Ритм фильма рваный, он апеллирует к чувствам и эмоциям - в каждом эпизоде своим, а не к ходу и развитию мысли и событий. Напоминает короткометражку. Серию короткометражек и актерских этюдов, перемежаемых хронологией войны и кинохроникой. Сначала такое частое вкрапление документальных кадров было странным, но когда Алмагуль стала фронтовым кинооператором, всё обрело смысл. Это кадры, которые сняты или могли быть сняты смуглянкой Алмагуль.

Смуглянка Алмагуль воплотила в себе собирательный образ казашек, которые стали в годы войны кинооператорами. Это выяснилось из интервью с режиссером и сценаристом фильма Талгатом Теменовым: «Много лет назад ветеран казахского и советского кино режиссер Дарига Тналина рассказывала мне, что в годы Великой Отечественной войны в ЦОКСе несколько девушек-казашек стали операторами и ушли на фронт. Так у меня зародилась идея снять фильм о какой-нибудь из них, но в итоге привязки к конкретному прототипу в сценарии нет. Образ собирательный, я стремился показать любовную историю на фоне войны».

Замысел замечательный. И фильм смог попасть в сердце. Видела, как зрительницы выходили из зала, вытирая слезы. Иногда надо быть прямолинейным и серьезным. Темы такие сложные и одновременно простые как река времени и детский вопрос - «А это всё на самом деле было?»

Люди плачут на таких фильмах - потому что пробуждается родовая память. На самом деле в каждой семье были свои Алмагуль и Ерлан, свои берегини и богатыри. И мы их внуки и правнуки. Мы все потомки выживших на войне, мы все потомки любви, которая смогла осуществиться. Но сколько любовей не смогли… Это увеличивает ценность каждой любви, каждого выжившего, каждой истории, каждого рода, каждого народа.

Искусство призвано сохранять самое ценное. Талгат Теменов это уловил и донес через эмоции и краски своего фильма «Кара кыз».
Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
https://istokirb.ru/articles/kino/2024-11-27/kazahskaya-smuglyanka-popadaet-v-serdtse-4026208

рефлексия, газета "Истоки", критика, Особенности национальной журналистики, разговоры, рецензия, режиссёр, кино, поэты знакомые

Previous post Next post
Up