Отличная статья Оксаны Кузьминой о книге Нила Геймана и кукольном фильме Генри Селика. По ссылке целиком
https://vk.com/feed?w=wall149550979_1892 речь идет о брошенном ребенке, до которого никому нет дела. А дети, оставленные без любви, не умеют выстраивать границы. Единственное, что они умеют строить - это иллюзорное счастье в предлагаемых обстоятельствах. Они едят то, что дали.
Анимационной Коралине подарили друга - такого же брошенного подростка. Заки, он же Заколебайка, он же Вайби (в англоязычной версии полное имя мальчика Wyborn. "Why were you born?" - шутит над ним Коралина, что означает "Зачем ты родился?"). Генри Селик словно почувствовал присутствие внутреннего собеседника и воплотил его в горбатеньком мальчике со странными повадками: в книге одинокая Коралина все время играет и разговаривает сама с собой, вот и в мультфильме она как будто вопрошает режиссера: зачем мне друг? И она так долго отталкивает Заки, что иногда мелькают смутные подозрения: а сама Коралина вообще положительный персонаж? Это принятие всех подряд и отталкивание того, кто тебе на самом деле близок... Как знакомо, да?..
Это такой полезный ужастик, от которого... не тошно.
"Коралина в Стране кошмаров" не заставляет прятаться под плед, чтобы пережить неприятные моменты. Она просто завораживающе красивая и философски ироничная. И ужас в ней какой-то понятный, принимаемый. Словно режиссер заранее договорился со зрителем о том, что таков единственный путь, обходных нет. Тот, кто сразу не понял самого важного, вынужден пройти через персональный карманный ад. Словно мы понимаем, что герои этот путь заслужили и они должны взять свой урок, а уж потом все будет хорошо. И Коралина действительно каждый раз отправляется в путь и что-то находит. Она все время куда-то ползет, пробирается, находит то ключи, то волшебный камушек, ищет вход в зазеркалье и выход из него. Она постоянно куда-то движется физически, с рюкзаком, с фонариком, веревками.
А вот ее родители - нет. Они, кажется, так и не поняли перемен, произошедших с ними, хотя и приняли новые правила игры. И это очень символично - вообще
Но Коралина идет дальше. Ее движение не заканчивается на отказе от пуговиц и спасении самой себя. Она освобождает души других менее осознанных детей, закрывает проход в тайный мир и выбрасывает ключ в колодец. То есть проходит человеческий, а не кукольный путь, призывая в помощники только Заки-Заколебайку. Но не родителей. Кажется, у взрослых изначально вместо глаз были пуговицы, там же они и остались.