Уважаемый френд Богемикус написал эклектичный лонгрид, и для меня самой важной является здесь часть архитектурная и искусствоведческая, которую и выделю. Причем тогда в 40-50 гг ХХ века сорела(социалистический реализм) расцвела не только странах соц.лагеря, но и в Европе и в Америке.
https://bohemicus.livejournal.com/155581.html Мне давно хотелось поговорить об архитектурном феномене, известном, как sorela, да как-то не было повода. Теперь он появился.
Обычно "сорела" расшифровывается как социалистический реализм, но у термина есть и другие, довольно неожиданные трактовки. Самая экстравагантная из них предлагает читать sorela как sorella, что по-итальянски означает сестра. Имеется ввиду некое преемство между Ренессансом и соцреализмом (чуть ниже я покажу, что в случае благословенной Богемии и, особенно, счастливой Моравии эта идея не столь абсурдна, как кажется на первый взгляд). У термина "сорела" есть широкое и узкое значение. В широком смысле так называют всё искусство социалистического периода; в этом случае понятие лишается содержания, поскольку пытается объединить несколько совершенно разных направлений и стилей. Сорела в узком смысле - это стиль, воцарившийся в искусствe и архитектуре после прихода к власти коммунистов в 1948 году и господствовавший примерно до 1958 года, когда чехословацкий павильон на всемирной выставке в Брюсселе представил принципиально иное художественное направление. Именно это десятилетие мы и будем рассматривать в данном тексте.
В принципе, нашему читателю не нужно объяснять, что такое соцреализм. Но в Чехословакии у него были некоторые весьма своеобразные черты. Например, выходящая за пределы здравого смысла мегаломания. Здесь увидела свет самая масштабная живописная работа, появившаяся в ХХ веке в Европе. Невероятные 70 квадратных метров - восемь в ширину и девять в высоту. Картина называлась "Чешский и словацкий народы благодарят Сталина". В центре был изображён Сталин, весь в белом, а вокруг него - чехословаки с флагами, транспарантами и фруктами (представляете, сколько их вошло на 70 квадратных метров). Работа выставлялась один раз, в 1952 году. Её дальнейшая судьба не вполне ясна. Судя по всему, картину разрезали и некоторые фрагменты выставляли по отдельности, после чего их следы затерялись. Или можно вспомнить пражский памятник Сталинy. Разумеется, это была самая крупная скульптурная группа в Европе, как же иначе. Открытa в 1955, уничтоженa в 1962 году. Со всеми неизбежными приметами времени, вроде произошедшего ещё перед открытием монумента самоубийства его автора, с которым все перестали здороваться - кто из презрения, кто из зависти (когда-то я подробно рассказывал эту историю, не буду повторяться).
Однако сорела в архитектуре выглядела несколько по-другому и задним числом заслужила совсем иные оценки. Правда, среди публицистов и сейчас нет-нет да и найдётся кто-нибудь, кто напишет, что это был ретроградный стиль, сделавший шаг назад по сравнению с довоенным конструктивизмом; что это был навязанный Москвой китч; что это былo пышное азиатское варварство. Но я не видел среди авторов подобных статей ни одного архитектора, да и вообще ни одного человека, чьё мнение заслуживало бы внимания. У многих зданий в стиле сорела помимо даты постройки приводится и дата признания охраняемым памятником архитектуры, а то и объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, я полагаю, что миллионы людей и сейчас предпочли бы, чтобы архитектура снова сделала этот "шаг назад". В конце концов, "сорела" - это всего лишь местное название для направления, существовавшего гораздо дольше, чем одно десятилетие, и во многиx странах называвшегося совсем по-другому. Например, традиционализмoм или неоклассицизмoм. Но архитектуру лучше видеть, нежели читать рассуждения о ней, поэтому дальше будет больше картинок, чем текста.
Теперь перенесёмся... ну, например в Барселону, почему бы и нет. И взглянем на местный "Мандарин Ориентал", неприлично роскошный и неприлично дорогой, как все отели этой сети:Это тоже пятидесятые годы, то есть в данном случае - разгар франкизма. Не вызывает сомнений, что здания построены в одном стиле, но давайте обратим внимание на детали. Вот вход в барселонский "Мандарин Ориентал". Нас приветствуют всё те же трудящиеся. Со снопами, хлебами, якорями, лопатами и отбойными молотками. Они строят счастливое монархическое, чтобы не сказать фашистское, будущее. Кстати, изначально в здании располагался банк.
Вернёмся в Богемию. Вот чистейший образец сорелы - шесть высоток в Кладно. При их описании используется довольно редкий термин - "перретизм". Кажется, в русском языке его вовсе не существует, в чешском же он отсылает к Огюсту Перре, французскому архитектору, отстроившему после войны разрушенный англичанами центр Гавра.
Вот как эти здания выглядят вблизи. Думаю, они действительно вписались бы в застройку Гаврa так, что никто не заметил бы разницы. Кстати, в кладненских высотках существует музей сорелы - в одной из квартир воссоздан быт пятидесятых годов и т.д. Что ещё больше уподобляет Кладно Гавру, где есть аналогичаный музей, наполненный весьма подобными предметами быта.
В отличие от реакционных готики и барокко, Ренессанс и классицизм считались вполне прогреcсивными, и использование их элементов в сореле приветствовалось:
Ну и наконец, уникальный объект - дом культуры в Гавиржове, Северная Моравия. Почему бы дому культуры в шахтёрском городке не быть ренессансным палаццо?
Однако самым выдающимся и значительным образцом сорелы считается всё же пражский отель "Интернациональ". Здесь здание называют "иконическим" (кажется, у нас в таких случаях используют слово "культовый").
Некое исследование номеров и внутреннего убранства отеля, а также баров и коктейлей приводит мысль Богемикуса к ар-деко. Потому что ар-деко неразрывно связано с коктейлями, оно было эрой коктейлей, оно немыслимо без коктейлей. Почему именно ар-деко? Потому что, как вы наверняка заметили, речь идёт именно о нём и ни о чём другом. И то, что в благословенной Богемии называют "сорелой", и то, что в нашем богоспасаемом отечестве нарекли "сталинской архитектурой", и то, что в Америке получило название "Стримлайн модерн", и многое другое - всё это частные случаи и локальные варианты одного и того же стиля. Bсё это ар-деко.
Sorela была интересна только в архитектуре. Во всём остальном - в кино, в театре, в живописи и т.д. соцреализм был невероятно уныл. Зато на смену ему в Чехословакии пришла совсем другая эпоха - та, которую до сих пор называют не иначе, чем "золотые шестидесятые".
Из комментов:
Частные случаи модерна ?
Я бы с вами не согласился. Та же сталинская архитектура не имеет лёгкости, изящной лёгкости и ассиметричной утончённости модерна. Она более тяжела, приземиста, основательна. Это скорее гибрид ампира и классицизма.