"ИЗУМРУДНЫЕ БАБОЧКИ НА ФОНЕ МЯТНОЙ ЛУНЫ" вчера звонил
Эхин и прочел свое стихотворение с этими живописными строчками, рассказал как оно родилось- был в гостях, где имела место такая форма общения - каждый по очереди ставил песню, которая для него что-то значит, или почему-то была любимой. Он ставил клип какой-то ирландской группы, который не пересматривал и не переслушивал десяток лет, и взглянул на него новыми глазами поэта, там и был видеоряд, который родил в нем стихотворение.
Брат Костя ставил мне на даче два альбома - собственно Никольского и старый группы "Воскресение". В старом альбоме я почти наизусть знала когда -то песни и поняла вдруг, что я ни фига в отрочестве не понимала многие строчки , теперь они обрели наполнение, все эти метафоры.
А еще поняла что там много Боба Дилана, когда Дилану дали Нобелевку я взялась читать его тексты и осталась в замешательстве... Рассказала Айдару Хусаинову вчера в парке о песнях Никольского и нобелевских текстах Дилана - Айдар во всегдашней безапеляционной манере ляпнул "Согласись, полная хня".
Сейчас вдруг сочиняя мысленно спектакль на тему "только упавшие летчики знают какая твердая Земля"и рассказав о своем потоке воображения Бобберу(немного, жаль диктофон не включила, хоть бы некий отблеск мысленного сохранился) вдруг доформулировала - Нобелевку дали эпохе конца 50-х, которая родила новые ритмы, просто из этой эпохи дожил до сих дней только Боб Дилан, поэтому он и получил. Зашла в википедию
и вдруг убедилась в своей правоте: Обладателем Нобелевской премии по литературе 2016 года стал американский певец Боб Дилан. Имя победителя было объявлено в Стокгольме Шведской королевской академией наук. Награда вручена Дилану с формулировкой «за создание новых поэтических форм в рамках великой американской песенной традиции». Восемь лет назад, в 2008 году, Боб Дилан получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы». Будущий музыкант родился в штате Миннесота в 1941 году. Писать стихи и играть в школьном ансамбле он начал в возрасте десяти лет. А дебютный альбом под названием «Bob Dylan» выпустил в 1962 году.
А Никольский был человеком, который это новое, условно назовем дилановское, хотя я назвала бы сэлинджеровское, смог использовать применимо к нашей ментальности. Через него мы инкорпорировали образные ряды и эмоции, которые получали например при чтении "Над пропастью во ржи", которая тоже написана в 50-е, да - посмотрела - в 1951году.
А у нас люди родившие в этом году и жившие в Калининграде, все детство лазили по развалинам Кенигсберга и наблюдали как саперы планово с миноискателями ходят ежемесячно и находят и обезвреживают остатки посланий Великой Отечественной - это Левитин на последнем УФЛИ рассказывал про своё детство. Он про атмосферу войны, которая не передана была в рассказе Ларкиной, потому что у нее не было личностного опыта соприкосновения с разрушениями войны.
И так мы ментально вплели в себя нить непрерывности осознания себя - одиноким на одинокой безопасной земле - где-то в 80-е годы прошлого столетия - поэтому альбом Воскресения так "на ура" зашел среди рефлексирующей молодежи. У меня его двоюродный брат Толямус слушал, я через него весь русский рок получила в раннем отрочестве, когда он из армии вернулся.Он меня старше лет на десять.
Имея рассказ Левитина о его детстве - я понимаю, насколько небезопасна была наша земля в 50-е годы после войны, начиненная оружием, и одинокий человек там бы не выжил, только коллективный с обществом, где планово работают саперы. А вот в 80-е так выжить уже стало возможно. Земля стала безопасно и возникли островки одиночества, где жили одинокие люди пытающиеся осознать зачем они на этой земле, Задача борьбы с опасностью исчезл из подсознания, и выживательный коллективизм уступил место рефлексии.
Как я шучу: "Еще ни один бомж не покончил самоубийством, ему некогда думать о смысле жизни, он занят выживанием". А вот всякие философы , яркий пример Мисима, доводят рефлексию до апофеоза.
Так и страна наша в форме СССР впав в рефлексию - покончила с собой в 1991 году, не нашла новый повод для проживания дальше.
Огромный ствол упал, но корни русской культуры есть и остались побеги, никто из них не может пока противится вихрям, некоторые прямо бонсай какой-то по сравнению с рухнувшими империями - монархической и советской. Но я ищу побег который станет основным стволом, я ищу русскую идею для будущего, анализирую человеческие эмоции разных эпох. К Дилану и 50-м я ещё вернусь, и почему трансформа хиппи которая смогла обновить американскую интеллектуальную мысль, не смогла этого сделать у нас. Надо поразмышлять
У нас больше отозвалась более поздняя трансформа панка.Сравните цитируемость Умки и Егора Летова.
Надо провести тоже эксперимент-вечеринку про песни среди знакомых поэтов. Вот и узнаем "О чем поет ночная птица?"
АПД: вот всплыли
фразы Щедровицкого и он тоже в какой-то степени признает что на СССР влиял крайний Запад:
Напротив, с точки зрения поведения советские люди находятся на крайнем Западе европейской цивилизации. Иначе говоря, чтобы найти эквивалент СССР, нужно достичь примерно Оклахомы в США, пропустив всю остальную Америку (Нью-Йорк со всеми следами Гринвич Виллэдж).
Правда, такое перемещение сразу позволяет уяснить радикальное (вероятно, неустранимое) различие между СССР и США. Как и обитатель Оклахомы, советский человек пребывает в неведении относительно почти всего происходящего за пределами его провинции. Но если оклахомец глубочайшим образом убежден, что Париж и Лондон (и все в них происходящее) далеко отстали от любого американского городка, русский с тоской и печалью признает, что даже Тараскон является идеалом для Ленинграда и Москвы, и приблизиться к нему удастся лишь в отдаленном будущем, да еще при том условии, что слишком русские русские не будут этому препятствовать.
Это представляет известный интерес для оценки шансов и опасностей „русификации“ Европы (скорее, речь должна была бы идти о шансах офранцуживания России).
[N. B. Православная религия сводится к исполнению культа, ее в этом контексте можно не принимать во внимание; но с ней следует считаться, если речь заходит о размахе советского шовинизма]».
Могу сказать что "уфацентризм" придуманный нашим "оклахомцем" в 2002 году наконец дает свои плоды.