Ведь что такое капитал? Это - овеществленный, "концентрированный труд"! Иначе говоря, если у вас есть деньги, то это подразумевает, что вы всегда можете конвертировать их в работу - или прямо наняв людей. (Не хочется самому класть кирпич - найми таджиков.) Или же опосредованно, купив товар. (Не хочешь выращивать картошку - купи ее в магазине.) Но при этом сами по себе деньги ничего не делают. (Возьмите, скажем, сто тысяч рублей - и прикажите им, например, "поклеить обои". И посмотрите на результат.) Делают это люди, которым деньги нужны.
А значит, если этих людей просто нет, то нет и капитала, и ваши сто тысяч или сто миллионов превращаются просто в кучу резаной бумаги. Которой только печь растапливать или сортиры оклеивать можно! После этого становится понятным, что капитал значит очень много при переизбытке людей. И резко падает в значимости при их - людей - недостатке. Причем, в какой-то момент - когда людей будет очень мало - эта значимость просто устремляется к нулю: в условной "пустыне" даже миллион долларов - мираж!
Капитализм как агония
https://anlazz.livejournal.com/935948.htmlТо есть, что же получается? А вот что: пока общество имеет значительную "докапиталистическую составляющую" - ту же "сельскую местность" с остатками родов и общин - оно может развивать капитализм очень успешно. Потому, что эта "сельская местность" всегда производит избыточное количество рабочих рук. (Это - базовое свойство "традиционного общества", в докапиталистическую эпоху приводящее к серьезным проблемам, которые разрешались только через сверхсмертность!) Отсюда выводится базовое свойство капитализма: если в обществе еще сохраняются "некапиталистические элементы", то это общество может быть устойчивым и рассматриваться, как, собственно, формация.
Проблема в том, что капитализм сам по себе разрушает все некапиталистические социумы, которые находятся рядом. Ну да, по описанной в прошлом посте причине: он настолько эффективен в рамках разделения труда, в рамках создания высокоотчужденного индустриального производства, что все остальные системы по сравнению с ним выглядят "материально бледными". (Потому, что у них нет такого количества хороших, качественных, удобных и недорогих вещей. Правда, качество со временем падает - но это мало чего меняет.) Ну, и конечно же, в "военном плане" капитализм вне конкуренции - он создает современные эффективные системы вооружений, с легкостью "бьющие" любое докапиталистическое оружие. (См. те же "Опиумные войны", например.)
Получается занятная штука: с одной стороны, без "некапитализма" капитализм выжить не может. С другой же - капитализм уничтожает весь "некапитализм", заставляя некапиталистические общества вводить капиталистические элементы. На что это похоже? Ну да, на вирусную эпидемию, что вначале "перестраивает" работу клеток организма "под себя", затем убивает его - и уничтожается сама. (Собственно, именно поэтому "сверхэффективные" эпидемии - со смертностью в 99% и заразностью примерно во столько же - не существуют: они самоуничтожаются ранее, нежели могли бы стать проблемой.)
Именно поэтому вирусы и считаются "живыми организмами" весьма условно - несмотря на то, что они состоят из белка и имеют возможность размножения. Так же "условно живым" - в смысле, "условно работающим", "условно устойчивым" - можно считать и капитализм. Который может прекрасно решать вопрос выпуска смартфонов - но при этом не может принципиально решить вопрос "выпуска" работников, которые эти смартфоны собирают. В следствие чего вопрос сбора смартфонов оказывается, в конечном итоге, закрытым - как и вопрос вообще со всем производством, которое уже сейчас страдает от нехватки квалифицированной рабочей силы. А ведь в будущем стоит вопрос о нехватке и неквалифицированной: уровень рождаемости упал ниже 2.1 практически по всему земному шару, кроме Черной Африки. (Но африканцев на всех не хватит.)
То есть, да, чистейший вирус: взрывная, невероятная до этого эффективность на какое-то время (у вируса - производства себя, у капитализма - производства материальных благ), и последующая обязательная, неизбежная смерть! Смерть всех капиталистических обществ - а какие есть еще, кроме остатков феодальных в той же Африке? (См. сказанное выше про то, что капитализм все превращает в капитализм.) Впрочем, конечно же, нет: не все так плохо. (В смысле: не только на африканцев надежда в недалеком будущем, когда мы увидим массовое умирание современных обществ.) Потому, что даже эпидемии, как правило, не уничтожают жизнь, как таковую - а скорее способствуют ускорению ее эволюции. Но об этом всем будет уже в следующем посте.