Булгаковские «сомнамбулы» пришли… опять

Feb 16, 2024 15:37

Браво, браво! Очередной «инкуб», визуал романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В общем, вышел новый, бронировано-футуристический фильм режиссёра Михаила Локшина, за плечами которого имеется вполне себе достойная работа «Серебряные коньки», мастерски сделанная под Netflix, да и для нашего брата. «Воланд» - первое название кинокартины, уже изначально выстраивался под рамки стриминг-сервиса, отсюда и бюджет колоссальный - миллиард двести рубликов. Но Бог с ним, пусть кусают локти кому не по душе подобные траты. Ведь как не крути, это наш фильм и прозападного, ненашенского там - кот наплакал. Клоун-Коровьев-Фагот вдруг, понимаешь ли, прокатился на «велисопеде» по сцене театра Варьете и он некоторым напомнил то ли Джокера, то ли клоуна из «Оно» Стивена Кинга… Ёшкин кот, что у нас за привычка сравнивать то и другое с иным?!

Стартовал я вроде как положено, но нечаянно прыгнул в бедного Коровьева. И ладно. Локшинский фильм тоже начался не с Патриарших прудов, где обычно душила местных жителей жара, и кому-то хотелось хлебнуть прохладной абрикосовой. Режиссёр сделал прострел в середину романа - невидимая Маргарита шалит в квартире критика О. Латунского. И первые двадцать минут во время просмотра понимаешь, что эта версия не зайдёт «незнайкам» булгаковского романа. Фильм ориентирован, я бы сказал, на почитателей данного произведения. Или на худой конец, кто основательно знаком с эпохальной работой писателя. Ибо сценаристы поколдовали, скрупулезно поколдовали над книгой. Без нечистой силы, тут, наверное, не обошлось. Но что стоит подметить, их старания были не напрасными - связали несвязуемое. Будто подчистили что-то за автором, спрятали недосказанности. Основной посыл режиссёра: отображать не одну-две реальности как в книге, а сразу три: где-то бред (пишущая фантазия) писателя-мастера-Булгакова, а где-то явь - советская, помпезная. И конечно, Древний Рим с Иешуа Га-Ноцри.

Мастер-Булгаков-сомнамбул подвергается жёсткой критике со стороны своих литературных коллег, следом идут гонения. Ибо зачем пьеса «Пилат»? Для чего сей инфракрасный подсвет?

А Москва гудит, строится, люди-статисты то и дело ферментируют деревянные настилы своими «железными» башмаками. Шум тракторной техники, говор шатунов и главные герои едва протискиваются сквозь строящегося валуна, горы… города. Мелькают, как робы серо-коричневые костюмы для заседания МАССОЛИТа. Праздничное шествие гимнастов-физкультурников. Много гранита зачем-то в Патриарших прудах, пустынных площадей из плитки. В небе летают огромные дирижабли, дома-небоскрёбы отапливаются газом. Буква «М» как бы вход в метро, а в луже наблюдаем отражение с перевёрнутой W. Вот и явился он - Воланд, взявший в тиски город-муляж 1920-х и 1930-х годов. Немного ар-деко (ну да, из западной Европы и Америки) и авангарда, который всюду полыхает, в каждом углу. Джаз местами фонтанирует. И прекрасна квартира с гостями… «Коммунизм в отдельно взятой квартире». Город параллельного будущего, или прошлого… или как его? - стимпанка, что ли? - отталкивал поначалу, ибо по большому счёту нет здесь ни лесочка, ни лип, под которыми бы хотелось сидеть. Разве что блестит на солнце безжизненный камень. Но потом проникаешься этой кубо-футуристикой. Возможно, так и надо!

И отдам должное Локшину: на первую позицию он выдвинул любовь и только любовь, а цирковую кавалькаду ада, свиту, так сказать, Воланда отправил на задворки. Комедии тут, товарищи, вы более не найдёте: ржать не над чем. Даже сеанс «Чёрной магии и её разоблачения» в театре Варьете прошёл в стиле высокой моды. Ну разве что бедному Жоржу Бенгальскому оторвали голову, но то пустяк наиполнейший. Привычное дело! Тем более вернули на место «мыслительный аппарат». Так или иначе, проделок соратников (сомнамбул) тёмного мира с гулькин нос. Тоже идёт в плюс фильму.

Безусловно, многие вменяют вину режиссёру, что он перекроил на свой вкус и цвет роман. Поступил, как с сонником, аль телефонной книгой. Сны - стоит их бояться, они предвестники беды… и вымыслы всякие. И нет никакого Воланда с тростью, с набалдашником в виде чёрного пуделя (демоническая субстанция). Хотя, нет. Здесь иной кульбит у режиссёра. На сей раз Бог Смерти - египетский Анубис сопутствует «незнакомцу». Но ведь сам Воланд имел привычку превращаться в чёрного пуделя: можно найти эти подробности в черновиках романа Булгакова. Как и Мефистофель у Гёте. Так же имеется в черновиках горящая советская Москва (в окончательной редакции «Мастер и Маргарита» после «починки примуса» Бегемотом сгорело всего четыре дома). Смею думать, что Локшин черпал свои как бы новые идеи именно из ранних рукописей писателя. И кажется, что новую Америку… или что там? - Кубу он нам не открыл. Михаил Локшин преподнёс, можно сказать, довольно реалистичный роман, где встретились Мастер (Михаил Булгаков) и Маргарита, что любили друг друга и умерли почти в один день.

Понравился ли фильм мне? На все сто процентов! И что самое главное, хочется опять пересмотреть, вдохнуть ещё разок его пары, туманы. Пусть придут вновь сомнамбулы, пофланируют они во сне и я вместе с ними.

Автор:Алексей Чугунов

любовь, газета "Истоки", кино

Previous post Next post
Up