Мир без чудес( рецензия на спектакль "Обыкновенное чудо") Михаил Гундарин

Jan 26, 2024 15:33

"Обыкновенное чудо" по Евгению Шварцу в Театре имени Вахтангова (режиссер Иван Поповски) - это очень эффектное, дорогое, но и очень мрачное зрелище. Уверен - большой хит сезона. Не отступая от текста пьесы, известного всем по фильму Захарова, да и очень интеллигентно аппелируя к этой культовой ленте, Поповски сделал спектакль совсем о другом! Все мы помним по фильму, как Волшебник (тут его играют Владимир Логвинов и Леонид Бичевин, я видел Бичевина) говорит с горечью своей Жене(Яна Соболевская и Елизавета Палкина, я видел вторую), что переживет ее, однажды она его покинет... Это было сказано так, между делом, как о чем-то далеком.

Так вот: режиссер взял именно этот момент за основу. На сцене больничная кровать, на ней женщина в белом. Перед кроватью мужчина в черном. Чтобы развлечь тяжело болеющую (как-то сразу понимаешь: умирающую) подругу, он что-то рассказывает, вырезает из картона. И - о чудо! - картонные декорации вырастают до неба, а придуманные им люди оживают! Так начинается спектакль. А кончается он невероятно эффектно: на сцену наползает, черная, жуткая целлофановая лавина, вроде как море. И жена уходит по нему прочь, оставляя утомленного и наконец уснувшего мужа в мире живых... А между этими сценами - два действия, насыщенных событиями, шутками, песнями... Да-да, звучат многие хиты из той, Захаровской постановки в живом исполнении, и звучат совсем иначе. С меньшим блеском, более грустно... Потому что и в сказке не ладится, мало что удается грустному волшебнику. Всё, как в стихотворении Бориса Рыжего "Городок, что я выдумал и заселил человеками..." - "Барахлит городок! ".
Отметим в высшей степени впечатляющую работу сценографа и художника по костюмам Марии Трегубовой. Ее декорации, ее костюмы, сделанные в сюрреалистическоц манере -иногда, а иногда в манере жесткого концептуализма, а иногда отсылающие например, к Бэнкси - это отдельное произведение искусства. При этом, что очень важно, существующее в полной гармонии с режиссёрский замыслом. Вот, например, какой эффектный ход - в первом действии костюмы персонажей очень ярки, вызывающе пестры - а во втором они же становятся абсолютно серыми, будто присыпанными горьким пеплом. Словно кино перешло на монохром, прием известный,но в театре я такое видел впервые. Секрет прост - были изготовлены варианты костюмов и вещей, но в сером цвете! Особенно эффектно это выглядит на примере трона Короля, обитого ярко-красные бархатом, который становится серым, как дерюга мешка... Серый цвет великолепно отражает внутренне состояние Принцессы после разлуки с Медведем - и он не меняется до конца спектакля. Хэппи-энда, увы, нет и у этой истории любви, как и у главной - истории Волшебника и его жены... Ну да, все по сюжету - юноша (Николай Романовский и Эюб Фараджев, я видел именно его) находит Принцессу (яркая, запоминающаяся роль молодой вахтанговской звезды Полины Рафеевой; с Фараджевым они играли в хите прошлого года - спектакле "Генерал и его семья"). Но никакого торжества любви и справедливости это не приносит - ну, нашел... Не в этом дело... А дело в том, что режиссер безжалостно рисует нам мир, в котором чудеса невозможны в принципе. В этом мире бессилен самый могучий волшебник, мир живет по своим, неведомым и мрачным законам. И еще - это мир без Бога.
Отметим в высшей степени впечатляющую работу сценографа и художника по костюмам Марии Трегубовой. Ее декорации, ее костюмы, сделанные в сюрреалистическоц манере -иногда, а иногда в манере жесткого концептуализма, а иногда отсылающие например, к Бэнкси - это отдельное произведение искусства. При этом, что очень важно, существующее в полной гармонии с режиссёрский замыслом. Вот, например, какой эффектный ход - в первом действии костюмы персонажей очень ярки, вызывающе пестры - а во втором они же становятся абсолютно серыми, будто присыпанными горьким пеплом. Словно кино перешло на монохром, прием известный,но в театре я такое видел впервые. Секрет прост - были изготовлены варианты костюмов и вещей, но в сером цвете! Особенно эффектно это выглядит на примере трона Короля, обитого ярко-красные бархатом, который становится серым, как дерюга мешка... Серый цвет великолепно отражает внутренне состояние Принцессы после разлуки с Медведем - и он не меняется до конца спектакля. Хэппи-энда, увы, нет и у этой истории любви, как и у главной - истории Волшебника и его жены... Ну да, все по сюжету - юноша (Николай Романовский и Эюб Фараджев, я видел именно его) находит Принцессу (яркая, запоминающаяся роль молодой вахтанговской звезды Полины Рафеевой; с Фараджевым они играли в хите прошлого года - спектакле "Генерал и его семья"). Но никакого торжества любви и справедливости это не приносит - ну, нашел... Не в этом дело... А дело в том, что режиссер безжалостно рисует нам мир, в котором чудеса невозможны в принципе. В этом мире бессилен самый могучий волшебник, мир живет по своим, неведомым и мрачным законам. И еще - это мир без Бога.

В советской атеистической версии ситуацию и героев спасал жизнерадостный артистизм, помноженный на некий "абстрактный гуманизм". Вообще, искусство пыталось собой заменить религию. Мол, вечные, общечеловеческие ценности, то да се...Помним, чем кончилось все в масштабах страны. Здесь, повторюсь, это не работает. Но ничего другого режиссер нам не предлагает. Поэтому так грустно покидать зал... Не спасает и финальный аккорд, когда все персонажи выходят на сцену и начинают дурачиться, мол, всё это не взаправду, всё игра... грустная игра. Похожая на жизнь

В советской атеистической версии ситуацию и героев спасал жизнерадостный артистизм, помноженный на некий "абстрактный гуманизм". Вообще, искусство пыталось собой заменить религию. Мол, вечные, общечеловеческие ценности, то да се...Помним, чем кончилось все в масштабах страны. Здесь, повторюсь, это не работает. Но ничего другого режиссер нам не предлагает. Поэтому так грустно покидать зал... Не спасает и финальный аккорд, когда все персонажи выходят на сцену и начинают дурачиться, мол, всё это не взаправду, всё игра... грустная игра. Похожая на жизнь

Автор:Михаил ГУНДАРИН
https://istokirb.ru/articles/TEATR/2024-01-21/mir-bez-chudes-3611349
Вот Миша, как всегда отличную рецензию на новый спектакль по известной пьесе написал.

газета "Истоки", пьесы, рефлексия, разговоры, трагизм, театр, рецензия, драматургия, режиссёр, Театр, поэты знакомые

Previous post Next post
Up