У меня есть друг мудрый( как царь Соломон) и вот он изрек "Разбирая спектакль театроведы соревнуются в наиболее талантливом и убедительном изложении своих фантазий по поводу увиденного и просто у кого-то есть дар облечь это в форму почти науки,а большинство пересказывают свои сны " Но не только же соревнуются, часто отрабатывают повестку корпоративную - время от времени оторопь берёт, так как не понимаешь: ты эти идиоматические выражения, термины, словечки у этого же автора читал по поводу других спектаклей или это уже другой автор по любому поводу?
Когда-то было сказано что критика это книги отражений... Это их взгляд, их представления о произведении искусства. Если это честная критика...Нет там никакой науки в силу очень поверхностного знакомства с предметом описания
Я знала критика, который, вообще не заморачиваясь, писал хорошую рецензию на спектакль, а в конце добавлял: "А потом занавес открылся, и начался совсем не такой спектакль, как мне мечталось. Такое разочарование"
)))Так все правильно. Критик анализирует не искусство, а свои впечатления от него. Я же не могу залезть к вам в голову, да и зачем , в идеале критик анализирует свои впечатления от увиденного, опираясь на обширные знания истории и теории искусства. Никому залезать в голову при этом не требуется. Режиссёр сам себе залетает в голову и вынимает оттуда то, что мы видим на сцене. Ну и классика: " Кто ясно мыслит, тот ясно излагает")))
Ээээ... А спектакль не должен будить фантазию? Кстати, один мой друг (не театровед, но мудрый) изрёк уже довольно давно примерно следующее "Если в зале десять человек поняли наш спектакль одинаково - значит, нам не совсем удалось сделать его так, как задумывали".
Стараюсь в последнее время воспринимать статьи как некий акт соТворчества. Сложность в том, что не все спектакли к этому располагают...
P.S.:кстати про литературных критиков можно тоже самое сказать, особенно меня веселили статьи критиков призванных обелить вручение премии "Поэзия" Малиновской. Видимо это была удачный спектакль более разных вариантов опоавдания и негодования по одному поводу трудно было найти в современной литжизни.
И сокласна, что хорошие разборы это вид сотворчества.