Написала предисловие к подборке саратовского молодого поэта Алексея Каца
«Попугаи и шиншиллы, шиншиллы и попугаи - о, страна моя поэзия без конца ты и без краю!» - воскликнула я, прочитав стихотворение Алексея Каца, в котором сии экзотические существа обитают. Последний год-два его стихи меня цепляют по-другому, чем раньше. А что было раньше - саратовская панк-группа «Желтые чулки графа Дзержинского», где Алексей считался вокалистом (если это назвать пением) или приснопамятное выступление Каца в библиотеке, о котором у меня запись впечатлений сохранилась - уже не помню.
«В зомби-лирике не бывает ни иронии, ни самоиронии, а уж удивлению, тем более радостному, там нет места вообще. Всё ж заранее известно, мамонтов мочить, чтоб знали место, а жизнь, точнее некрожизнь, и так, и эдак унылое гуано... Ну, и попутно фестивальные впечатления. Так как людей психологически не вышедших из подросткового возраста среди поэтов всегда много, то зомби-лирика на фестивале была представлена в достаточном объёме, у некоторых авторов, правда, наметилось движение к печальной иронии и самоиронии. Но они довольно взрослые по возрасту люди - выделила бы Дмитрия Манаева и Ивана Лескина. А вот, например, очаровательный юноша, бледный Алексей Кац (издатель самиздатовского журнала "Утка") на читках во второй фестивальный день в "Хонки тонк" накалил мою нервную систему так, что я сочла необходимым оппонировать и подошла к Богатову и попросилась вне очереди прочесть стихи. Стихи были про солнечный Саратов. Про мое радостное удивление от людей, встречающих меня уже третий год в этом городе (апрель 2014).»
В 2017 я его, увидев перед читками, не узнала: вырос и возмужал внешне. А вот с года 2019 вдруг это взросление уловила и в стихах.
Вот так вот, тот подросток-панк с диким воющим вокалом вырос в красивого юношу с хорошими стихами и глубокими размышлениями о жизни. Но чужую нервную систему он по-прежнему задевать умеет. Я сама гипер-эстет и поэтому новый стиль Каца близок мне. Да, собственно запоминаем мы только то, что нам созвучно или то, что вызывает возмущение. И вот мы - я как читатель, а Алексей как поэт - не вдруг, но доросли до совпадения культурных кодов - Шекспир, Бодлер и …
Я однажды, когда начала читать его уже взрослого, что-то наподобие эпиграммы сочинила: «Леша Кац как Блок эпохи шлакоблоков, внутренний ампир в нем выпирает боком, а другим торцом шипит и скалится железный прут из бетона вылезший - порвитесь тут». А поскольку Алексей художественной оказался личностью с большой драматической амплитудой, и с глубокими интеллектуальными поисками, не могу удержаться, чтоб не собрать в подборке многие грани и градации его эстетической основы. В том числе и небольшие миниатюры, которые по образной структуре есть стихи в прозе. И вот эта вся эклектика, сложно и круто замешанная на нежности и отчаянии, на сарказме и иронии, делает творчество данного поэта запоминающимся и рождает во мне желание показать миру такого самобытного автора, чтобы он перестал быть для мира химерой и «порождением аккаунта в соцсетях». Я думаю, что для меня в стихах Алексея и в самой его истории взросления есть очень важная суть - человек дошел до понимания красоты и любви как первоосновы, и чернуха - это всегда либо ненахождение красоты и любви, либо утрата оных.
«Мне всё чаще кажется, что "взрослая жизнь" - это скрупулёзное маневрирование между истероидами и тревожные размышления о том, в какой именно момент твоё "есть ли у меня время?" превратилось в "есть ли у меня сердце?" - Из ФБ Алексея Каца»
Сейчас я даже полагаю, что на утрате детского представления о красоте и любви была замешана та подростковая, канувшая в Лету, зомби-лирика, столь смутившая меня восемь лет назад. И вот, пройдя большой путь душевных поисков и житейских метаморфоз, перед нами возник сноб, эстет и ранимая душа - саратовский поэт Алексей Кац, точнее его стихи.
https://istokirb.ru/articles/poezia/2022-02-21/aleksey-kats-sozvuchie-ili-dissonans-2701279?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=174563317