Feb 10, 2022 15:46
Василий Владимирский
1 ч ·
Я не тормоз, я медленный газ. В аниме и манге существует такой популярный сюжетный штамп. Два персонажа, как правило девочка и мальчик, собачатся по пустякам, а третий умильно замечает: «Я вижу, вы отлично ладите!». Меня это всегда приводило в некоторое замешательство: с чего бы вдруг?.. А тут - дошло (ну как дошло, в очередном аниме прямым текстом разъяснили). Это, оказывается, такой привет от режиссеров повседневному японскому этикету. В общении с посторонними у них там принято избегать выражения сильных эмоций, и позитивных, и негативных, давить в себе. Срываться можно только на своих, в кругу семьи, с ближайшими друзьями. Ну то есть что бы ни происходило в жизни, улыбаемся и машем - а вот дружбану можно и леща пробить. От избытка чувств. Мудро, ящитаю. 🙂
Ну и чтобы два раза не вставать - любят японцы образ «осажденной крепости», прямо до невозможности. В прямом, буквальном смысле: в мультсериалах полно летающих островов, городов, обнесенных высоченной стеной, крепостей на колесах и тэдэ, и тэпэ. От «Лапуты» Миядзаки до «Атаки титанов». А снаружи, понятное дело, беснуются монстры, мутанты, зомби, пришельцы из других измерений и прочая хтонь. Любопытно. В американской и европейской поп-культуре таких сооружений существенно меньше. Даже у китайцев и корейцев не встречал, хотя казалось бы - но там мне начитанности и насмотренности не хватает. Почитал бы какую-нибудь культурологическую статью об эволюции образа «осажденной крепости» у японцев - но на русском, вероятно, нет.
Есть старинная китайская пословица: брак (семья) это осажденная крепость: те, кто снаружи, стремятся попасть внутрь, а те, кто внутри, отчаянно хотят выйти)
Фишка-то в чем? Сам по себе мобилизационный образ "осажденной крепости" - он универсальный, присутствует в любой культуре. Мы, единственные настоящие люди с правильными ценностями, укрылись за стенами нашей несокрушимой крепости, а вокруг беснуются недочеловеки и деструктивные элементы. Европейская культура унаследовала его у эллинов, см. Борхеса с его "четырьмя сюжетами", в британской риторике от Елизаветы до Виктории он активно использовался, все дела. Но в такой вот четко выраженный востребованный попкультурный троп он эволюционировал, насколько я могу судить, только у японцев.
Нынешний классик - Рё Судзукадзэ.
"Исследование динамики юнгианских архетипов и происхождения сюжетных паттернов в японском аниме" - я бы тоже почитал. Если кто напишет.
-да, это из родоплеменного: только мы настоящие люди, а вокруг сплошные ундерменши, претендующие на наших женщин, наших рабов и наш кусок оленятины. Но, как я выше Валере ответил, в устойчивый попкультурный троп этот образ в XX-XXI веках эволюционировал только у японцев.
Акунин в интервью утверждал, что российский и японский менталитеты одного поля ягоды.
ландшафт разный. Менталитет похожий. Служение ради самого факта служения, умирание на работе, тупая покорность начальникам и т.д. Впрочем, надо уточнить: это не филологи были, а металлурги общались с металлургами ))
Менталитет (хорошо бы, кстати, определиться, что ты понимаешь под этим термином) диктуется разными хитрыми штуками: ландшафтом, ресурсами, историей объединения народов в государство, историей эволюции государственных институтов и тыды. И нет, конечно, восточно-славянский "менталитет", зафиксированный в фольклоре (например, в сказках Афанасьева), не предполагает никакого служения, умирания на работе и проч. Это все чуждые, деструктивные, привнесенные ценности, это мы сурово осуждаем. Настоящий русский фольклорный герой - Иван-дурак, который получает все и сразу. Или ничего не получает и умирает дурацкой смертью.
как полный дилетант и практик, понимаю под менталитетом и прочими хитрыми терминами, придуманными очкастыми умниками, чисто практическую вещь: что характерно для данного контрагента и как можно спрогнозировать его проведение в реальных обстоятельствах ( не реакцию на стихи об умирающих на снегу лепестках сакуры/яблоках, а реакцию на отклонения от технических условий продукта или сроках его оплаты). В этом смысле с японцами мне было гораздо легче, чем с китайцами (те вообще не держат слово и не понимают слова "реноме") или с немцами (те вообще не понимают, как можно насыпать в коробку не 100000 шурупов, а 100002)
и насчёт Ивана-дурака. В любой нации, в любой культуре, в любой вашей нахрен манге и шансоне имени Владимирского(sic) Централа есть доля культуры маргиналов, которые ни хрена не создают, а только потребляют. Нынешнее общество всё больше идёт именно туда: потреблять контент, а не создавать повод для создания контента
племя младое,
японский язык,
Зачем-то интересно,
экстра-гон