6. Ушинский: сознание - это сравнение, сравнивание и различение. Где нет возможности сравнивать, нет и сознания, осознания.
Иногда мы видим только сходство между явлениями, объектами (например, между животными и человеком) и ложно отождествляем их, забывая о существенных отличиях и специфике.
7. СОЗНАНИЕ (conscientia) - не простое явление. Это "атом", состоящий из «элементарных частиц". Это знание, но знание "со", т.е. не просто знание, а (у человека) совместное с нами, принадлежащее нам и общее с другими, с социумом (ср. "совесть" - общая весть, ведение). Далее, "на самом деле" знание, добываемое в сознании - это не сознание, а РЕЗУЛЬТАТ сознания, которое есть всегда не статическое состояние, а ПРОЦЕСС ОСОЗНАВАНИЯ (неосознаваемых до того объектов). Сознание - это осознание, осознавание. И оно происходит в настоящем времени.
8. Принципиально разные подходы: творить только то, что понятно и
приятно (людям) или же то, что ДОЛЖНО быть ими пОнято...
10. ПРОБУЖДЕНИЕ (Достоевский. "Двойник")
Было без малого восемь часов утра, когда титулярный советник Яков Петрович Голядкин очнулся после долгого сна, зевнул, потянулся и открыл наконец совершенно глаза свои. Минуты с две, впрочем, лежал он неподвижно на своей постели, как человек не вполне еще уверенный, проснулся ли он или всё еще спит, наяву ли и в действительности ли всё, что около него теперь совершается, или - продолжение его беспорядочных сонных грез. Вскоре, однако ж, чувства господина Голядкина стали яснее и отчетливее принимать свои привычные, обыденные впечатления. Знакомо глянули на него зеленовато-грязноватые, закоптелые, пыльные стены его маленькой комнатки, его комод красного дерева, стулья под красное дерево, стол, окрашенный красною краскою, клеенчатый турецкий диван красноватого цвета с зелененькими цветочками и, наконец, вчера впопыхах снятое платье и брошенное комком на диване. Наконец, серый осенний день, мутный и грязный, так сердито и с такой кислой гримасою заглянул к нему сквозь тусклое окно в комнату, что господин Голядкин никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находится не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге, в столице, в Шестилавочной улице, в четвертом этаже одного весьма большого, капитального дома, в собственной квартире своей. Сделав такое важное открытие, господин Голядкин судорожно закрыл глаза, как бы сожалея о недавнем сне и желая его воротить на минутку. Но через минуту он одним скачком выпрыгнул из постели, вероятно попав наконец в ту идею, около которой вертелись до сих пор рассеянные, не приведенные в надлежащий порядок мысли его. Выпрыгнув из постели, он тотчас же подбежал к небольшому кругленькому зеркальцу, стоящему на комоде. Хотя отразившаяся в зеркале заспанная, подслеповатая и довольно оплешивевшая фигура была именно такого незначительного свойства, что с первого взгляда не останавливала на себе решительно ничьего исключительного внимания, но, по-видимому, обладатель ее остался совершенно доволен всем тем, что увидел в зеркале.
11. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (лексика в "Двойнике" Достоевского - 1846 г.)
Уже употребляются слова "бессознательное" и "сознавать".
Интересно также значение глагола "не замечать". Не замечать чего-то в воспринимаемом. Или "не замечать за собой". Слово обозначает "неосознаваемое" (которое часто замечают, однако? за нами другие).
"Забыться, забытьё" - он впал в забытье - т е в какое-то бессознательное состояние, или просто задремал, заснул.
Он сам не знал, что он с ним происходит, что совершается и что он делает в какой-то момент - т.е. не осознвал, что было/происходило.
Он "опомнился" - т. е. стал ясно осознавать.
Он ясно увидел. Видеть можно и глазами, и умом. Видеть - значит
понимать осознавать. (англ. I see!)
12. WHAT IS MOHA? (в контексте трех клеш: моха-рага-двеша) (см. бхава-чакру) - ненависть (двеша) (помимо того, что она эмоция еще и) ослепляет, страсть (рага) ослепляет. Вот это ослепление (помутнение, затмение ума) и есть моха (как негативно- или анти-когнитивное состояние/процесс).
https://az-pantarei.livejournal.com/8405044.html