Оригинал взят у
bureau_17_117 в
Гунта Штольцл. Мастер Баухауза
Весной 1927 года Гунта Штольцл взяла своё удостоверение, зачеркнула слово «Студент» и написала «Мастер». Теперь в истории Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз» она останется первой и единственной женщиной Мастером и окажется в одном ряду с Вальтером Гропиусом, Паулем Клее, Василием Кандинским, Ласло Мохоли-Надем, Марселем Брёйером, Лайонелом Файнингером…
В «Баухаузе» Гунта стала художником по текстилю и сделала позабытую всеми ткацкую мастерскую одним из самых успешных проектов школы. Творческое самовыражение студентов превратилось в современный промышленный текстильный дизайн. А идеи выдающихся художников и теоретиков искусства Пауля Клее и Василия Кандинского нашли свое воплощение в практической плоскости.
Альдегюнде Штольцл родилась в Мюнхене 5 марта 1897 года. В Мюнхенской Школе Искусств и Ремесел она занималась художественным декорированием, росписью по стеклу, керамикой, изучала историю искусств, делала сотни зарисовок - ландшафты, здания, портреты. С юности Гунта аккуратно вела дневники, где писала о друзьях, об альпинизме, о прочитанных книгах и философских размышлениях. Именно эти записи стали потом для исследователей важнейшим источником информации о «Баухаузе», процессе обучения и невероятной атмосфере, царившей в школе в первые годы работы.
В 1917 Гунта Штольцл ушла добровольцем на фронт, записавшись медсестрой в Красный Крест. Два года она провела на передовой в Италии и Франции. Её дневник продолжался и пополнялся новыми зарисовками, в основном архитектурных сооружений. После войны, вернувшись в Школу Искусств и Ремесел и окончив учебный курс, Штольцл успела поучаствовать в реформе учебного процесса школы. Тогда же она впервые узнала о «Баухаузе» и прочла Манифест Вальтера Гропиуса. Потрясенная, Гунта приняла решение продолжать образование там и только там.
В первую очередь Гунту Штольцл, которая страстно увлекалась живописью, привлекла возможность учиться у выдающихся художников, приглашенных Гропиусом в качестве преподавателей. Клее, Иттен, Альберс, Файнингер…
Лето 1919 года Гунта провела в стекольной мастерской «Баухауза» и в отделении настенной живописи, чтобы попасть на испытательный срок в подготовительный класс Иоханнеса Иттена.
Курс, разработанный Иттеном, знаменитым педагогом и художником, до сих пор служит основой начальной творческой подготовки в большинстве дизайнерских учебных заведений мира.
К 1920-му Гунту Штольцл приняли в «Баухауз» и назначили ей стипендию. Дневник той поры полон энтузиазма, рассказов об общественной жизни школы, о легкости общения преподавателей и студентов и, в особенности, о необычном подходе Иоханнеса Иттена к обучению.
Забавно, что профессиональный путь и успех единственной женщины - Мастера «Баухауза» оказался следствием неравенства полов. Демократичное руководство школы декларировало, конечно, совсем обратное, но в действительности шовинизм имел место быть. Увидев толпу девушек, подавших заявление в «Баухауз», директор школы Вальтер Гропиус летом 1920 года срочно организовал женское отделение. Предполагалось, что дамы будут обучаться в ткацкой, переплетной и керамической мастерских. Некоторым впоследствии удалось выйти за рамки этого ограничения.
В довершение выяснилось, что Герхард Маркс, глава керамической мастерской, вовсе не жаждет видеть девушек у себя, а переплетное отделение тихо закрылось к 1922 году. Таким образом, ткацкая мастерская осталась для большинства женщин единственной возможностью учиться у знаменитых художников.
Этот драматический момент совпал с кризисом в личной жизни Гунты Штольцл. Ее помолвка с художником Вернером Гиллерсом была расторгнута. Поэтому на предложение Вальтера Гропиуса присоединиться к ткацкой мастерской она лишь согласно кивнула. Летом, во время каникул, Гунта соткала свой первый гобелен «Коровы на природе».
Система обучения в «Баухаузе» предполагала, что во главе мастерской стоит Мастер формы, которому помогает мастер-ремесленник, отвечающий за техническую сторону процесса. Ткацкую мастерскую возглавлял художник и архитектор Георг Мухе, который не интересовался «женским занятием» и в ремесло не вникал. Ему ассистировала Хелена Бернер - бывшая учительница домоводства, что не добавляло ей авторитета среди студентов. Она оборудовала мастерскую всем необходимым, но станки обходила стороной. Студентки оказались предоставлены сами себе. Дальнейший успех зависел лишь от способностей к самообразованию и возможности учиться друг у друга.
Гунта Штольцл, будучи человеком деятельным, взялась за работу. Позже ее сокурсницы вспоминали, что энергия и энтузиазм Гунты очень быстро сделали ее фактическим наставником. Разобравшись с возможностями оборудования, она принялась экспериментировать с новыми материалами, проверять на практике новые идеи с цветом, формой, исследовать их применение в промышленном производстве.
Она посещала первый класс Пауля Клее, перенося его идеи в свои абстрактные эскизы. Осенью 1921 года с ткацкого станка сошли первые полотна Гунты Штольцл. Тогда же она выполнила текстильное оформление первой работы Марселя Брёйера - Африканского стула, вручную продев нити в сотни отверстий, проделанных Брёйером в каркасе стула. Считавшийся утерянным, стул обнаружился в 2004 году. В сотрудничестве Штольцл и Брёйера вышел еще один стул. Кроме того, тканые полосы для первого экземпляра знаменитого кресла из металлических трубок «Василий» сделала именно она.
Новые идеи Гунты Штольцл находили поддержку в «Баухаузе». После курса окрашивания ткани в Крефельде она смогла вновь открыть заброшенную красильную мастерскую.
Первый успех пришел в 1923, когда Гунта сдала квалификационный экзамен по ткачеству и сделала два ковра к знаменитой выставке студенческих работ «Баухауза». Для одного из ковров новый владелец выделил отдельную комнату в своем доме на юге Франции. Отличилась на выставке не только Гунта - все работы, представленные ткацкой мастерской, получили весьма лестные отзывы.
После недолгого отсутствия, во время которого она помогала Иоханнесу Иттену в создании ткацкой мастерской под Цюрихом и училась ткачеству и прядению в Крефельде, Гунта вернулась в «Баухауз», уже в Дессау, в качестве технического руководителя ткацкой мастерской. Георг Мухе до 1927 года оставался Мастером формы, но прочие обстоятельства сильно изменились.
Мастерские стали теперь основным источником дохода школы. Как следствие должен был поменяться весь учебный процесс - философия «Баухауза» стала более прикладной. Требовались новые формы и технологии, которые могли быть реализованы уже в промышленном производстве.
Штольцл и Мухе не сработались, и Гунта руководила мастерской практически в одиночку. При поддержке студентов, она изменила программу обучения, сделав акцент на освоении техники и технологии. Студенты работали на ручных ткацких станках, знакомились с процессом ткачества и крашения, изучали математику и геометрию.
А сама Гунта разрабатывала новые виды тканого плетения, экспериментировала с синтетическими материалами, в частности, с целлофаном, придумывала «железное полотно» для стульев Марселя Брёйера, проверяла возможности новых техник крашения. Тогда же она освоила сложную жаккардовую технику и выполнила в ней первое настенное панно.
За творческим вдохновением она обращалась к цвету и форме в работах Пауля Клее, к знаменитым идеям Василия Кандинского об абстракции. Гунта оперировала терминами современного искусства, пытаясь избавить ткачество от ярлыка «женская работа». Результат - новые геометрические и абстрактные текстильные произведения для ручного и промышленного производства.
Мастерская оказалась отличным местом для экспериментов и импровизации. Гунта со студентками изучала свойства тканей и синтетических волокон. Они тестировали такие качества материалов, как цвет, текстура, структура, стойкость к изнашиванию, пластичность, стойкость к выцветанию и звукопоглощение. Штольцл верила, что задача ткачества состоит в создании эстетики, подходящей к свойствам материала.
31 марта 1927 года, несмотря на возражения руководства школы, Георг Мухе ушел из «Баухауза». Гунта Штольцл стала одновременно Мастером формы и техническим руководителем ткацкой мастерской. Сначала ей присвоили звание Младшего Мастера, а через год - Мастера. Мастерская получала множество заказов и стала самым финансово успешным отделением в «Баухаузе».
В 1930 Гунта Штольцл подписала первые дипломы выпускниц ткацкой мастерской. А в 1931 вынуждена была покинуть «Баухауз» под давлением нацистов. Возможно, одной из причин увольнения стало ее замужество, из-за которого Гунта потеряла немецкое гражданство. Он был архитектором из Палестины, двумя годами ранее у них родилась дочь. Студенты, возмущенные ее уходом, посвятили Мастеру целый выпуск школьной газеты.
Гунта Штольцл эмигрировала в Швейцарию, где с бывшими студентами «Баухауза» открыла ткацкую мастерскую. Она успешно управляла мастерской в разных формах до 70 лет, после чего удалилась от дел в свой домик в горах и занималась исключительно гобеленами по собственным эскизам. Ее не стало 22 апреля 1983 года.
Ее текстильные работы не раз участвовали в швейцарских и международных выставках, завоевывая призы. А работы периода «Баухауза» регулярно демонстрируется на всех, посвященных школе мероприятиях. Ковры, настенные панно и гобелены выставлены в музеях по всему миру, включая Музей Современного искусства в Нью Йорке и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Текстильные компании и сейчас выпускают ковры по эскизам Гунты Штольцл.