В черном, черном городе... тьфу, то есть в мрачном злачном Йоханнесбурге под громкие вопли с фавелл и бодрые автоматные очереди несут свою службу роботы охраны порядка, создания некоей компании "Тетраваал". На её поле играют:
Мишель Бредли (великолепная Сигурни Уивер), гендиректор.
Винсент Мур, разработчик программы "Лось" (Хью Джекман), автор несокрушимого робота (напоминающего "робоцыпа" из "Робокопа-1") и Дион Вилсон (Дев Патель), программист, энтузиаст и вообще душка. Одержимый созданием живого робота. Оксюморон? Автор идеи так не считает.
Герой Джекмана амбициозен, неожиданно нервен и зол. Непривычное амплуа у Росомахи.
Продолжаем экскурсию по. Йоханнесбург v.2016 - запущенный донельзя, несчастный город, так и напрашивающийся на пару нейтронных бомб. Мирных граждан я почти не заметила (они там скорее статисты), а гопота попалась колоритная.
Набор типажей - типичный. Тощий Ни́ндзя (его худосочные икры поразили меня в самый желудок), его "альтернативная" спутница (Иоланди) с лицом измученного ребенка, непримечательный парень на подхвате по кличке Америка и прочие колоритные личности, чье амбре, кажется, так и шибает сквозь монитор.
В фавелах жизнь где бурлит, а где и лупит битой по голове. Вот вам, пожалуйста, типичная сценка: альфа-бандит в истерике с последующей разборкой "кто кому сколько должен". Ни́ндзя, как оказалось, успешно (что совершенно неудивительно) упустил заказ и попал на красивую фантастичную сумму. Во время беседы (классика штампа) гибнет некто в оранжевой куртке ("они убили Кенни!"), а на урегулирование скандала прибывает отряд роботов с ГГ в составе. Так и тянет написать "во главе", но, увы, ничего подобного. Он для этого слишком... странный.
Про ГГ (он же "Чаппи", он же "№22") стоит сказать особо, поскольку он - тоже неудачник в какой-то степени. Не то чтобы лох, но постоянно влипает в неприятности разной степени и калибра. Живого места на парне нет. Последним (и главным) ударом становится выстрел из базуки прямехонько в грудь. Потеря сознания, смена плана.
Тем временем джентльмены с большой дороги ищут способы сохранить бренную оболочку и сделать это желательно с прибылью. Диалоги я просматривала вполглаза, пытаясь разобраться - что именно в них вызывает ощущение искусственности, кликушеского ломания? Возможно, забавно смотрятся сморщенные лобики в сочетании с пафосной распальцовкой и налетом детского утренника. Но это, столь нелюбимое мной, есть, наверное, во всех гопниках)
В конце живейшего обсуждения решено ограбить инкассаторов, а для успешной реализации плана нужен робот. И зрителю уже понятно, кто им будет.
В постепенном нагнетании ситуации нам показывают индусского программиста, под "Red bull" воюющего с кодом и головной болью. Почему-то кажется символичным. Вообще, когда "в кино" показывают компьютерную суету, эти вот все менюшки, всплывающие окна, надписи непонятно о чем, начинаешь себя чувствовать нубом. Как сейчас помню - 4 часть "Крепкого орешка", да, моя любимая, как и третья, но "железо для софта", попытки коммуникации через украденный мобильник (диалоги - огонь!), и, наконец, выключение компа через одиночное нажатие delete (??), заставили меня усомниться - а правильно ли я выключаю системник и пользуюсь Windows? Словом, крепко чешу затылок, про нуба сказала, жду теперь "откровений" от создателей "Чаппи". Смотрим дальше.
Номер 22, обреченный на списание (не забыли выстрел в грудь?), благодаря непоседе-программисту чудом спасается из-под пресса, пусть и несколько по частям. Энтузиаст решил восстановить его "на своей территории". Но во время побега оба оказываются в липких лапах наших тощих громил.
После пары звучных оплеух, отвешенных ими бедолаге Диону, "отеческих" внушений и угроз пристрелить, тот восстанавливает и активирует робота, а господа гопники собираются использовать того в новом увлекательном и динамичном проекте. Предполагающем умение обращаться с оружием и убивать. Но голова Номера 22 пока пуста и ему предстоит всему обучаться заново.
Чистый лист заполняется быстро. Быстрее, чем любая детская голова. Воскрешенный получает кличку Чаппи, собачью, которая мне совершенно не нравится, испуганно познает мир и... начинает рисовать. Рисовать все, что видит. А видит он уже известную нам парочку, которых умудряется воспринять как своих родителей (а Диона - не иначе - как бога).
И вот тут мне его становится пронзительно жалко.
Общение Ни́ндзя с Чаппи очень напоминает совращение малолетних. Такой же неиспорченный, наивный ребенок в руках тертого калача. И когда тощий отвозит робота на помойку "окунуться в реальный мир", описывать дальнейшее безобразие желания нет. На это избиение младенцев смотреть невозможно.
Остаток фильма меня не покидало ощущение обреченности, что возникает, когда подставляют слабого. И этим слабым, понятное дело, является наш герой. Которому осталось жить всего ничего. Когда неподготовленный, незлой и доверчивый попадает в руки хитрецов и мерзавцев, ничем хорошим для него это не кончится.
[Тут мог бы быть спойлер]
Какая концовка может быть у фантастики? Соответствующая. Вот только градус этой самой фантастичности в момент кульминации достигает высот запредельных. Этакая фантастика в кубе. Или вообще в n-ной степени.
Но для сентиментальной драмы, коей является произведение, это, пожалуй, чересчур.
Заключительное:
Что мы видим? Лично я - аллюзию на "Район №9", только "чужие" вполне себе земного происхождения, а выживают схожим образом - маргинальным.
Неновая мысль - как часто на фоне живых, таких искренних в своей испорченности и амбициях людей, робот - кажется идеальным человеком! По крайней мере, "железные" персонажи фильма вызывают у меня живейшую симпатию (ну разве что исключение - "Лось").
Да что там, даже те, что уже существуют, комичные и неуклюжие железяки, иногда кажутся настолько одушевленными, что сердце сжимается, когда они идут под пресс. В будущем, конечно же, они обретут куда более совершенную плоть и намного более продвинутые мозги. И наверняка обретут подобие личности.
Жаль, что до тех времен, когда "бездушный кусок железа" будет способен стать полноценным партнером, я не доживу.
-----
P.S. С кистью в руке Номер 22 мне нравится гораздо больше, чем с пушкой.
P.P.S. А кассетная бомба весьма эффектна, не знала. Но, черт возьми, Холмс, какая это все-таки дрянь!