Константин Матусович Эстрин, участник ВОВ, учитель математики и директор школы в послевоенное время. Фото из интернета
Этот пост посвящен Константину Матусовичу Эстрину, моему главному учителю математики, и я решила написать пост памяти о нем в рамках удачно объявленной в жж темы #простыерадости2024
Осенью этого, 2024 года, я написала очередной пост в жж, посвященный Дню учителя
Мои учителя, любимые и не очень . Ну, написала и написала. Я училась в школе более полувека назад, потому притупились и преходящие обиды на отдельных педагогов, и пылкий восторг по отношению к другим. Главным критерием значимости учителя для меня теперь осталась моя память на их ФИО.
Вспоминая отдельных учителей из тех двух школ, в которых я училась, я вдруг обнаружила, что помню их имена-фамилии избирательно. Одних - в полном комплекте с их ФИО; других только по имени, фамилии или прозвищу (да-да, бывали и у наших учителей прозвища), третьих - общих обликом. Притом, что каждый из них учил нас в среднем 2-3 года, потом предметники менялись.
Так вот, К.М.Э (пишу и далее здесь сокращенно его ФИО) преподавал математику у нас, в 7-8 классах, у подростков, в обычной школе-десятилетке. Это было время на сломе эпох, от Сталинской к Хрущевской. И это было время еще достаточно молодых участников той большой войны, ВОВ. Однако и День Победы был еще рабочим днем, не праздничным (Он стал праздником только в 1965 году, в день 20-летия Победы). И наших учителей-мужчин - а их было в мое время достаточно - мы ни разу не видели с фронтовыми наградами.
Но мы ощущали их фронтовой характер на уроках: в котором проявлялась и мужественность, и строгость, и редкие шутки, и высочайшее владение предметом - в данном случае - математикой. А ведь приходилось осаживать окриком и хулигана-второгодника, и поощрить старательного троечника, и вдохновить увлеченного математикой ученика. Диплом учителя наш учитель успел получить перед войной.
Я всегда разрывалась между литературой и математикой, добиваясь определенных результатов в каждом из этих предметов. Но вскоре пришлось расстаться с этой школой, и мой выбор отложился на годы. Хотя математика долгое время оставалась любимой дисциплиной, ведь я получила «волшебный пинок» от великого учителя Константина Матусовича Эстрина.
Аттестат об окончании одиннадцатилетки (60-е годы).
В школе, где я получила этот аттестат, уже не было К.М.Э., но полученный мною заряд математики дал мне возможность и дальше держаться на уровне. И в тот же год, когда мы, восьмиклассники 248 школы, вынужденно уходили в чужую пока школу-одиннадцатилетку, наш учитель математики тоже покинул мою первую школу. Его поставили директором другой школы нашего Октябрьского района: школы № 241. И я навсегда потеряла его следы.
Так почему же я пишу этот пост в рубрике #простыерадости2024 ?
А дело в том, что совсем недавно, в эти декабрьские дни, ко мне вдруг пришло личное сообщение в одной из соцсетей. Написала взрослая дочь моего моего любимого учителя-математика, она чуть помоложе меня. Женщина - тоже стала преподавателем: учила и детей, и студентов разных вузов. Она прислала также фото дома на реке Мойки, где когда-то жила их семья (в коммуналке на 35 жильцов) и пометила розоватыми точками их окна:
Дом на Мойке, дом 58
Так что встретились - пока виртуально - две ленинградские «девочки», выросшие в коммуналках и знавшие (с разных сторон) одного цельного, талантливого, мужественного человека. И нашли много других общих тем.
Потом я посмотрела в сети, и нашла могилу этого замечательного учителя.
Заслуженный учитель РСФСР Константин Матусович Эстрин
Увидела его годы жизни. Родился в одно десятилетие с моими родителями (тоже участниками ВОВ), но жил, к сожалению, маловато. И, глядя на экран, я будто завершила гештальт, проводила его в последний путь. И в то же время, он ожил в моем сердце, теперь навсегда!