Исторический Петербург сегодня

May 31, 2021 17:15

В это воскресенье случилась у меня развиртуализация с гостьей из Сибири Людмилой fenster99. Встреча была желанная, мы гармонично общаемся уже несколько лет и давно стали друг для друга "Люся-Галя" (спасибо свободному этикету блогов). Притом у нас есть один особенный общий френд - это моя дочка Вика, которая охотно покатала нас обеих на своей машине по городу.

Попытка в воскресный день поглазеть на открыточные виды города у нас сорвалась из-за того, что всюду были перекрытия дорог и автомобильные пробки. Так что мы не попали в общественное пространство "Новая Голландия", куда задумывали заехать сразу.
Ну чуть свернув в сторону от туристических троп сразу за Исаакиевской площадью, мы оказались в "Петербурге Достоевского" (и в районе моего детства и юности).

Поскольку нас было трое, то всегда было кому сфотать двоих других.

Первый кадр - это мы с Викой. Здесь, недалеко от Сенной площади, мы сделали первую остановку на набережной канала Грибоедова.



Или в таком варианте: Мы с Люсей




Метров в пятидесяти отсюда, угловой дом на пересечении Столярного переулка и Гражданской улицы - это предполагаемый дом Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания».

Барельеф писателя Достоевского в лучах яркого солнца затемнен, зато наша гостья получилась хорошо. Кстати, позади Людмилы в фасад здания впечатан светлый прямоугольничек c горизонтальной чертой - это показатель уровня наводнения в 1824 году.




Ворота этого дома закрыты, но мы вошли с одним из жильцов и оказались в очень чистеньком дворике.



Исследователи предполагают, что Раскольников заходил прямо в угловой подъезд и поднимался к последнему этажу. Возможно, именно та часть фасада - она наверху - отмечена желтой краской. Но атмосферности давно здесь нет, хотя она еще сохранялась в моем детстве, когда двор был мощен булыжником, а не плиткой. И я сюда забредала, едва прочитав роман Достоевского.
И даже в мои времена в этой старинной подворотне еще существовала дверь в дворницкую (где Раскольников увидел топор). Но сейчас нет никакой двери - все давно замуровано, оштукатурено.
Левее машин сейчас установлены даже лавочки - довольно редкое явление для старых дворов-колодцев.

Покинув эту связанную с литературой достопримечательность, мы проехали на машине метров 500 вдоль канала и оказались на самом романтичном петербургском мостике, на - Львином мостике. Не путать его с Банковским, где у львов есть крылья и они называются грифонами. Тот мостик находится ближе к Невскому проспекту. Однако и здесь мы обнаружили некоторое оживление и присутствие других гуляющих.













От Львиного мостика рукой подать до дома старухи-процентщицы. В интернете бродит фейк, что этой "старухе" было 42 года. При чтении романа, я как-то не обратила внимания на сей факт. Но внимательно читающие люди приводят цитату из Достоевского, из которой следует, что "старухе" было все же около 60-ти. Для нашего времени все равно молодая :). Дом тоже угловой (канал Грибоедова и Средняя Подьяческая). Несмотря на страсти, описанные в романе Достоевского, дом выглядит ухоженным и даже с веселеньким зеленым балкончиком - здание видно позади нас, на другой стороне канале.




Поскольку мы оказались на Средней Подьяческой - улице моего детства и юности (она короткая, всего 15 домов) - мы прошли по ней до моего дома. Дома унылые, фасады облезлые.



Особенно мой бывший дом страшненький, обшарпанный, даже номер отвалился. Здание дореволюционной постройки и ни разу капитально не ремонтировалось, насколько я знаю.



И парадное, и ворота запираются на ключ, но мы и тут вошли двор посмотреть вместе с входящим жильцом. А чуть позже пробрались и на черную лестницу. Мои бодрые спутницы поднялись пешком до самого верха (лифта в доме нет), а я осталась на нижнем этаже, экономя силы.




Экскурсию по микрорайону завершили у Никольского собора, до него от Подьяческой тоже около километра.






Продолжение рассказа об экскурсии ЗДЕСЬ

развиртуализация, жж, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up