Галина Врублевская. Неприступная женщина

Jul 17, 2017 17:17



У меня не было уверенности, что мой роман о студийцах-литераторах получит вторую жизнь в ЭКСМО - уж слишком специфической казалась тема. И, однако, он вышел недавно под характерным для серии моих книг сентиментальным названием: «Неприступная женщина».

В отличие от других моих романов, в этом произведении сюжетная интрига закручена скромно, а кому-то может показаться, что ее вовсе нет :). Акцент сделан на особенностях характера людей, посещающих курсы литераторов, а также их руководителей - состоявшихся писателей. Курсисты писались «из жизни», слегка подогнанные авторской фантазией под тот или иной типовой образ ( но руководительница курсов - та самая "Неприступная женщина" - полностью вымышленный герой). И тут замечу, что, задумав этот роман, я сама записалась на курсы литераторов и прошла их целиком. Происходило это в 2010-2012 годах.

В моем ЖЖ репортажи с курсов идут под тегом «курсы литераторов» и желающие могут посмотреть соответствующие записи.
Процитирую здесь абзац из вводного поста на эту тему, в котором я размышляла, зачем я иду на эти курсы:
« Недавно я задумалась над вопросом: почему отдельные люди, вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни, начинают эту жизнь описывать, разбавляя ее своими фантазиями. Но другие вполне удовлетворены и своим местом в жизни, и собою, и прочими реалиями. Может быть, в этом вопросе уже заключен зародыш нового романа? А развитие свое он получит под впечатлением моих занятий на курсах!?…. В субботу иду на первое занятие!»

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой репортаж с того первого субботнего занятия (вначале запись была закрытая, но за давностью лет замок можно и снять :)).

Оригинал взят у galina_vr в Знакомство с группой: заметки с курсов

Первый репортаж с курсов литераторов  (вводное о курсах - см. предыдущий пост), я делаю подзамковым, чтобы его не цепляли поисковики. Потому что здесь я изложу свои субъективные впечатления о будущих  друзьях-товарищах. Впрочем, данную «ложу» никак нельзя считать сугубо закрытой, потому что занятие записывалось организаторами на видеокамеру, для каких-то их внутренних целей (для развития дистанционного обучения).

Всего на «прозу» записано около 40 человек. Вначале была общая лекция курса «Основы писательского мастерства» (курс читает писатель Михаил Ахманов). Слушатели расположились за большим овальным столом в два круга (непосредственно за столом и второй круг по периметру комнаты, у стеночки).


 Я принялась считать входивших в комнату. В итоге насчитала человек 12 мужчин и 20 женщин (пришли не все зачисленные). Среди мужчин преобладали юные товарищи. Напротив меня сидел очаровательный парнишка лет 20 с дредами на голове и все время от смущения улыбался. Несколько мужчин были постарше, годам к сорока. Вообще, все расселись, разделившись по половому признаку: мальчики с мальчиками, тетеньки с тетеньками.

Среди женщин явного преобладания какой-то возрастной группы не было. Если бы нас ранжировать по этому признаку, то выстроились бы по возрасту, как по росту, на уроках физкультуры. Подозреваю, что я бы возглавила эту шеренгу. Многие дамы, из тех что постарше,  были одеты по-писательски элегантно, типа, как в кино: в черных одеяниях со скромными кулонами или бусами на шее. Я, напротив, пришла почти в домашней водолазке: черный горошек на белом, чтобы, ни дай бог, не заподозрили во мне писательницу. Девушки помоложе были в джинсах и куртяжках. Это, так сказать, светская часть репортажа (вот оно нездоровое влияние моей бывшей френдессы Ольги Стрелковой, которую я отфрендила в связи с ее «переходом на другую работу» - в банковский сектор).

Первое занятие было посвящено психологии творчества. И здесь в интерактивном режиме обсуждались «вечные» и для жж вопросы: для кого мы пишем и почему. Ответы были, как всегда вариативны. Или еще,  о двух составляющих писательского ремесла: ремесле и природных данных.

Из рекомендаций лектора, безусловно, согласна с главным постулатом: писать надо ежедневно, хотя бы по часу, иначе выпадаешь из придуманного тобою мира.

Завершилась лекция рассмотрением цепочки: идея - сюжет - завязка - нарастание действия - кульминация - развязка - концовка.

После перерыва поток разошелся по трем мастерским.

Молодые парнишки, видимо, все отхлынули в фантастику, поскольку в нашей мастерской   «просто прозы» (где человек 12), их не увидела - только двух мужчин постарше. Руководит нашей мастерской показавшийся мне по первому впечатлению остроумно-обаятельным Дмитрий Каралис - писатель и публицист. Его остроумие проявилось при нашем, я бы это назвала, гештальт-знакомстве через любимые книги. Каждый слушатель подал руководителю список пяти любимых авторов. Эти записки он зачитывал вслух, подавая реплики или задавая краткие вопросы. Кстати, с произведениями Людмилы Улицкой, а также Айрис Мердок, включенных мною в свой список, кроме меня и руководителя, была знакома лишь еще одна курсистска. Зато все читали Картасара, Маркеса,   Веллера,  и молодежь назвала их в числе любимых.

Также интересно было слушать мотивы появления людей на курсах. Впрочем, из неожиданного было только одно заявление: интерес бизнес-леди, собирающейся издавать коммерческий журнал - «чтобы можно было контролировать редакторов». Часть недавно окончивших всевозможные институты людей, подумывает о смене профессии. Руководитель сообщил, что несколько выпускников этих курсов были трудоустроены в разные питерские издательства редакторами. Но больше половины присутствующих думает о развитии писательской карьеры. Я сказала, что мечтаю о славе Франсуазы Саган :). С учетом того, что кто-то мечтает превзойти Льва Толстого, мои фантазии весьма выглядели скромно. Кстати, я согласилась быть старостой группы.

Также мне показалось, что литературные достижения участников группы заметно выше по уровню, чем прежде в ЛИТО, которые я посещала в давние годы. Вот оно благотворное влияние процесса сетевой литературы, взаимных обсуждений, конкурсов и т.п.

На следующих занятиях нам предстоит обсуждать рассказы друг друга. И я уже успела посмотреть тексты автора на прозе.ру, предложенные на ближайшее рассмотрение. Там выложены даже главы романа, и чтение захватывает с первых строк. Сама автор - статная дама, по образованию экономист. Сообщила, что дети уже выросли и теперь, свободная от семейных обязанностей, решила всерьез заняться литературой. Внешне она похожа на писательницу Татьяну Устинову. Пожалуй, я дам ей подпольную кличку «Устинова» и буду упоминать, если придется, под этим именем. Мне кажется, что у нее хорошие перспективы  выйти в профессионалы (то есть,  быть изданной за гонорар).

Возможно, буду впоследствии добавлять в эту запись в виде комментов краткие характеристики других членов группы.

мои книги, курсы литераторов, книжный парад, #галинаврублевская

Previous post Next post
Up