"Джульетта и Ромео" Матс Эка. 07.01.2015. Париж.

Jan 28, 2015 17:26


 

Черный дым застилает Верону, где нет света, а есть лишь всполохи  и гладкие стены, за которыми хоронятся ее обитатели. Чтобы выжить, они сбиваются в стаи, и те носятся по улицам города, оставляя после себя безымянные трупы. Стены ненависти движутся по сцене, наезжая или отталкиваясь от человеческой плоти, и нет надежды на спасенье, если бы не…
            И тут рождается история Джульетты и Ромео. Она известна каждому, она живет в нашем воображении. У Матс Эка действие трагедии происходит здесь и сейчас, а ее герои - узнаваемы и современны; но и средневековая Верона так же убедительно присутствует на сцене, и нет опасности заблудиться в этом смешении времен.
            Живущая своей жизнью музыка Чайковского, блуждающий свет, простые костюмы  молодых Монтекки и строгие черные костюмы Капулетти,  затейливые платья и шляпы дам и кавалеров на балу и торжественные выезды клана Капулетти на сигвее - каждый из героев Матс Эка имеет свое лицо и свою историю. Мы знаем их прошлое, их настоящее и даже их будущее, подбирая современные аналогии к каждому образу, живущему среди нас уже не одно столетие.
              Меркуцио- не просто ироничный малый, но отвязный маргинал с приступами депрессии и яростной активности. Высокий, тонкий, даже тощий, с удивительной пластикой и узнаваемыми движениями, в которых без труда угадываются его дерзкие слова, он верховодит в компании троих друзей. Прыжки, поддержки, броски, когда расслабленное тело отправляется в полет и задерживается над самой оркестровой ямой. Публика замирает, а герой уже сидит на краю, свесив в оркестр свои ноги и «разговаривает» с залом.
            Джульетта  у Матс Эка -  не бестелесное неземное создание, а маленькая крепко сбитая японка в желтом платье с совсем не балетными пропорциями, но с удивительной выразительность и естественной пластичностью. Она ни секунды не может усидеть на одном месте- шаловливый подросток, который вдруг… впервые обнаруживает у себя растущую грудь, но тут же прячется от надвигающегося на нее взрослого мира под юбкой своей кормилицы. А мир наступает- с грозными родителями и женихом, предназначение которого недвусмысленно растолковывают ей взрослые. Она не понимает, не хочет понимать их и бежит куда глаза глядят, прячась за надвигающиеся стены, попадая на бал, где ее пухленькое тело втискивают в жуткую желтую пачку с длиннющим шлейфом , и где она… встречает Ромео.
            В середине сцены вдруг образовывается воронка-люк, куда неотвратимо засасывает главных героев, которые уже не видят и не слышат никого вокруг…
            Юность, любовь, жизнь- про это балет Матс Эка. В спектакле у главных героев два любовных дуэта. В первом- двое, бесконечно долго не прикасаясь друг к другу, распознают «своего», удивляясь и изучая себя в другом, узнавая себя на ощупь, взрываясь изнутри- и ты уже не ты, а вас двое в одном.
            Второй дуэт- это трагическое предчувствие, уже после убийства Меркуцио и Тибальда. Джульетта знает все, она чувствует надвигающуюся беду, и она не хочет отпускать любимого, двумя руками вцепившись в него, задерживая его бег. Но он уходит, чтобы уже не встретиться с ней на этой земле.
            Матс Эк не любит смерть. Даже, когда Тибальд размозжил голову Меркуцио об угол стены. Даже, когда Ромео в исступлении прыгает по телу споткнувшегося Тибальда, убивая его. Меркуцио умер, и победитель в удовлетворении мочится на его труп. Тибальд умер, и Ромео в ужасе замер над телом убитого им врага.
            Матс Эк не любит смерть. Он не смакует процесс насилия, умерщвления и оплакивания. Жестокость, тоска, отчаяние уже есть в музыке Чайковского, в неподвижности тел любящих и любимых, замерших на пороге жизни и уже переступивших его.
Ромео и Джульетта умирают порознь, и в этом их самая большая трагедия. Осознав это, они торопятся присоединиться друг к другу , оставляя свои тела живым , чтобы их души соединяются на небесах.

Известный сюжет , который каждый знает по своему, и в каждой постановке мы читаем разные истории. У Матс Эка я не вижу смерти, не вижу  надежды на справедливость и надежды на мир, вижу лишь Любовь, которую невозможно убить.
            Финальная сцена, где влюбленные, уходящие в мир иной, погружаются в люк вниз головой, отрекаясь от своего мира, где как раз все и перевернуто с ног на голову. Из люка видны лишь их ноги, и бесконечно долго весь мир разворачивается  к ним, присоединяясь к их движению.

Здесь несколько тактов, но зато с тем составом, который видела я.
Музыка Чайковского подобрана превосходно: отрывки из Пятой симфонии и симфонии «Манфред», Первого концерта для фортепиано с оркестром, "Бури", "Итальянского каприччио».
             В тот самый день в Париже произошел расстрел редакции, думаю этот факт очень повлиял на исполнителей и зрительный зал.
            Перед началом спектакля память погибших почтили минутой молчания.

Балет

Previous post Next post
Up