О чем был лучший советский фильм "о войне - без войны"?

Dec 02, 2018 05:55



1 декабря 1959-го года состоялась премьера одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, может быть даже и лучшего.
Почему? Потому что он показал не техническую сторону войны, не героизм наших бойцов, не отчаянную смелость советских воинов, не щадивших жизни ради освобождения Родины и Победы над абсолютным злом фашизма.

Нет. Он показал - ПОЧЕМУ русский, советский народ не мог не победить, открыв душу и сердце этого народа, основу его, самую суть человеческую, из которой и выковывалась, на которой зижделась победа.
Так мне кажется. И не мне одной, по всей видимости.
Чтобы не быть голословной, я приведу вам несколько рецензий на этот фильм, искусствоведческих и зрительских, которые увидели в нем то же, что и я, а вы соглашайтесь, или спорьте...




«Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов
В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921-2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение.

Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда. Там появилась дневниковая запись: "Надо рассказать о солдатах, которые погибли на сталинградских полях". С этим замыслом, считая его долгом оставшегося в живых, он на костылях, с простреленной рукой вернулся во ВГИК, попав на курс М. И. Ромма...
[Spoiler (click to open)]

Сценарий "Баллады о солдате" Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем, выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.

От многочисленных редакторских поправок и заключений - к Ленинской премии, десяткам международных призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне - отечественная классика.

"Баллада о солдате" - название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова - совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда. И все дальнейшее течение фильма - это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду - отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село - метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге. Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато - счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия - потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм - это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Забота Чухрая - не о кадре, не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском - тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным - не только монтажом, ритмом, не движением на экране. Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера "Баллады" в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика "Баллады", подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, - это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек.

И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки. Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. "Шурка ты моя…" - звучит ласково и доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

"Баллада о солдате" появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал "Сладкую жизнь", Антониони - "Приключение", Ингмар Бергман - "Источник". Некоммуникабельности, отчуждению - этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, "Баллада о солдате" противопоставила свою веру; сложности - простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности - верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека - добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: "Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения"...

https://portal-slovo.ru/art/35985.php

---



Это была рецензия искусствоведа, а вот отзывы простых зрителей на киносайте, написанные в 2014-15 гг., то есть буквально вчера, вчитайтесь в них, они непритязательны, но искренни и глубоки -
[Spoiler (click to open)]

= ...И в этой дорожной истории главного героя - простого, но человечного и отзывчивого паренька Алешу, который даже героем стал по недоразумению, окружают такие же простые люди, со своими человеческими проблемами. Солдатик-земляк, уговаривающий передать два куска мыла своей жене. Одноногий ветеран, боящийся вернуться к своей молодой супруге, потому что думает, что калекой он ей уже не нужен. Шкурный солдат-часовой, выманивающий на ровном месте тушенку. Девушка Шура, подумавшая, что ее вообще хотят изнасиловать… И каждому из этого калейдоскопа персонажей Алеша дарит самое ценное, что у него есть в этой жизни - время. И этот парень даже не утешает, а РЕШАЕТ чужие проблемы, впитывает в себя чужое горе и тем самым очищает окружающий мир, даря людям надежду.

А потом будет финал. Финал, который известен уже с самого начала. Это чудовищно сильная по эмоциональному наполнению сцена. Григорий Чухрай за несколько минут вывернул душу зрителя наизнанку...

Разные фильмы снимали в Советском Союзе, были даже и сильнее, и точно зрелищнее. Но более искреннего и душевного фильма о той Большой Войне найти, пожалуй, не получится...
--
= Зритель привык, что кино на военную тему обязательно переполнено всевозможными баталиями, взрывами, расстрелами солдат в замедленном действии, не бросавших свой пост за секунду-две до появления подкрепления (и все под печальную музыку). Да, такое нынче кино на тему ВОВ снимают, нередко все и сводя к боевику и показывая так мало жизни.

'Баллада о солдате' - из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб. Небольшая сцена в начале, завязка, отпуск - и вот начинается долгий путь домой. Путь, в котором нам не будут казать горы горящих трупов, не будут казать пытки и получасовую обороны домика №5, например...

В центре картины Алеша Скворцов - настоящий герой, геройство которого не заканчивается на двух подбитых танках. Он готов помогать людям, он справедлив и добродушен. Сразу видно, хороший друг. И через него, через Шурочку, с которой они сдружились, через мать Алеши нам показывают, что война забрала у людей, нам показывают последнюю любовь, последнюю встречу, последний взгляд. И это значительно усиливает силу происходящего...
Не побоюсь заявить, что это лучшее на тему ВОВ, снятое когда-либо. Сильное, пронзительное кино, показывающее горе целого народа, и его героев.
--
= Прекрасный, душевный фильм, отлично показывающий нам образ Истинного Русского Солдата.

Несмотря на то, что ты уже с первых минут знаешь его конечную судьбу, всё равно продолжаешь благоговейно переживать за те или иные поступки, которые Алеша (Владимир Ивашов) совершает. Фильм неким образом всё же оставляет тебя в легком страхе за то, что герой может и не успеть, может не суметь добраться, просто не дойдёт до своей цели - и какие же путы спадают в финальной сцене с души, до селе теснящейся в муках.

Действительно. 'Баллада о солдате' - это драма единоличной людской истории в целом, показанная в довольно позитивных, воодушевляющих тонах. Каждый герой здесь живой и несёт свою частицу душевности в общий антураж мирного контингента, призванного на свою погибель нести бремя войны...

Ну и конечно же сюжет с наполняющими его персонажами, которых мастерски отыгрывает весь актерский состав - не редко я замечаю провисание в четком построении характера, а вот здесь такого нет. Шура (Жанна Прохоренко) - обычная русская девушка, настигнутая войной; мать Алеши (Антонина Максимова) - неимоверно любящая и ждущая своё чадо матушка, горюющая за его судьбу; да сам Алеша - добрый, справедливый, честный, веселый, Истинный Русский Солдат, коему хочется верить и подражать...
--
= Понимаю актрису Лайзу Минелли, которая 5 раз смотрела фильм 'Баллада о солдате'. Значит есть в этой картине что-то такое, что заставляет людей её пересматривать. У нас это кино не прошло не замеченным и снискало любовь у миллионов соотечественников. Чухрай сделал очень хорошее кино, очень, с акцентом на духовность русского человека в годы войны...

Он хотел лишь на один денёк увидеть мать и починить прохудившуюся крышу дома. Дав четыре дня на дорогу и два дня на побывку молодому бойцу, последний был безмерно счастлив. Но как он распорядится этими днями!!! Жизнь будет проверять его на прочность, на надёжность и человечность и он выйдет победителем, как простой русский солдат в Великую Отечественную.

Гораздо проще и легче взять вещмешок и не обращая ни на кого внимания приехать в родные пенаты. Но сначала инвалид (Евгений Урбанский), затем девушка в поезде (Жанна Прохоренко), потом дети. Сердобольность, скажите вы ? Ничего подобного. Настоящий русский парень, который ни товарища, ни любимую не бросит и не предаст.

Замечательный образ воплотил на экране Владимир Ивашов. Жанна Прохоренко тоже понравилась. Как она бедная напугалась, когда забравшись в вагон увидела мужчину. Она была готова немедленно спрыгнуть, дабы не посягнули на её честь. Вот такие были парни и девушки. А сейчас они есть ?
--
= Ещё совсем молодой,19 лет парню! Алёшка Скворцов зовут его...В этом возрасте ребятня должна экзамены сдать, да гулять-веселиться потом. А он что? А он на фронте, на войне. Ведь за Родину нужно бороться, не отступать, чтобы мирная жизнь у нас наступила...Да он чтоли один такой молодец? Да нет, такой-же...как и все. Простой солдат, ПРОСТОЙ РУССКИЙ ПАРЕНЬ...

Конечно, история эта трогает до глубины души.
В ней мы видим совершенно иную сторону войны. Нет, не такую, которая с танкам, пулемётами и кровью...Мы зашли в её глубинку, где идёт своим чередом такая же обычная жизнь, как и у всех нас: наивная детская влюбленность, верность товарищам и долгу, веселье и смех, предательство и ложь...

А Алёша наш, главный герой, поражает своей широкой душой, чистым сердцем и огнём в глазах, которые ни за что и никогда не потухнет...

Есть такие, кто говорит, что эта картина слишком банальная и простая, так я хочу вам ответить...а разве в простоте и не кроется самое прекрасное?
--
= Без преувеличений, фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» лучший о Великой Отечественной войне, да и о войне в целом. Самое интересное, что войны как таковой в фильме практически не показано. Весь фильм - это путешествие Алёши домой, к матери. По дорогу он встречает разных персонажей, солдат, людей преклонного возраста, работающих на благо победы, в конце концов девушку, в которую и влюбляется. И каждый из героев проработан глубоко и детально. Это травмированный войной солдат, который не может вернуться к жене, это бойкая старушка-водитель грузовика, чьей стойкости можно только позавидовать. И это неверная жена, которую где-то в глубине души что-то гложет, но она не справляется с собой. Каждый герой, который встречался Алёше по-особому запомнился. Разные люди, разные истории, разные драмы. И все эти 'маленькие' драмы каждого человека объединяет трагедия войны

Сталин как-то сказал знаменитые слова «Одна смерть - это трагедия, миллион смертей - это статистика». По-моему, более циничных слов и не найти. Хотя когда каждый читает или смотрит фильм о какой-нибудь битве, то к цифрам смертей относиться, как просто к статистике. Но редко мы задумываемся, что стоит за этими самыми цифрами. Как раз фильм «Баллада о солдате» пытается показать, что это, смерть каждого из 27 миллионов, которых мы потеряли в годы войны. Тем фильм фронтовика Чухрая и ценнее, чем многие эпопеи с масштабными битвами.

https://www.kinopoisk.ru/film/46019/reviews/

---
Как по мне, зрители уловили самую суть, прочувствовали ее, восприняли посыл создателей фильма, состоящий в том, что "этот народ не мог не победить", просто потому, что он состоял и из таких вот мальчишек...



Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов - 101 международная премия. Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.
[Spoiler (click to open)]

Приз "Варшавская сирена", Приз "Злата качка" Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году. Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году. Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году. Приз "Серебряная лента" и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году. Гран-при "Золотые ворота" и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году. Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году. Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году. Премия "Давид" Донателло" Григорию Чухраю. Премия "Сан Винсент" Владимиру Ивашову.

Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году. "Приз Халиско" и Приз "Серебряное сомбреро" Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году. Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году. "Золотой лавровый венок" Фонда Дэвида Оливера Селзника "За высокое гуманистическое содержание" Григорию Чухраю в 1962 году. Приз Ассоциации продюсеров США "Золотой лавр". В Америке, Японии, Афинах - лучший фильм сезона 1960-1961 гг. 1962 - "Оскар": Номинирован в категориях: Лучший сценарист (оригинальный сценарий) - Григорий Чухрай, Валентин Ежов. 1960 - Каннский кинофестиваль. Победитель в категориях: Приз за лучшую программу - Григорий Чухрай. Первый приз за фильм для молодежи

---



Я уверена, что российские дети должны посмотреть этот фильм тогда, когда формируется основа личности, национальная и гражданская идентичность, чувство сопричастности своей стране, ее истории, ее победам и поражениям, подвигам ее сынов.

Помните, в Повести о Зое есть эпизод, где юная героиня плачет над Оводом после его трагической гибели?
Так вот, мне кажется, что ребенок, который не плакал, пусть с сухими глазами, над Алешей Скворцовым на последних кадрах великого фильма Григория Чухрая, не сможет вырасти патриотом и гражданином, способным на подвиг самопожертвования во имя Родины.

И да. Если бы мне понадобилось из череды замечательных советских лент о войне выбрать ТОЛЬКО одну, чтобы объяснить кому-то несведущему - ПОЧЕМУ мы выиграли эту войну, после долгих раздумий, я бы остановилась не на Освобождении, не на Летят журавли, даже не на гениальных Живых и мертвых, или Иди и смотри, а именно на Балладе о солдате, фильме, где собственно войны-то и нет.

Фильм не о боях и сражениях. Он о народе, воинах, атомах войны. Об одном русском солдате. Советском солдате.
Мальчишке, который вовсе не думал, что совершает подвиг каждым своим поступком и движением души, просто не мог жить иначе. Мальчишке, для которого подвиг был столь же естественным как дыхание. Одном из миллионов таких же мальчишек, юношей, мужчин и женщин. В этом все дело.

А теперь невеселый вопрос. Сколько из нынешних юных смотрело этот фильм?
Гарри Поттера и Властелина колец смотрели 100% тех, кому -до и -чуть больше 18-и...
Это на сегодня, просто печальная констатация на основе собственных наблюдений.

А культурную программу на будущее как раз сейчас пишет Чубайс, по-животному ненавидящий Россию и русских, СССР и советских, культуру, историю, народ, вообще - все, что связано с нашей страной.
Вы можете себе представить ЧТО будут воспитывать в наших детях фильмы, снятые в соответствии с такой концепцией, сколько еще Коль из Уренгоя породит "новая культурная политика" чубайсов?

P.S.
Все же добавлю. Вот ради чего погиб Алеша Скворцов каждый из зрителей фильма понимал.
А чего ради отдал свою молодую жизнь другой герой - два года назад сказавший "вызываю огонь на себя" в Сирии? Ради нефтяных приисков и благополучия сечиных с пригожиными и путиных с дерипасками, во имя "яхты абрамовича" под брехню пропагандонов о "дальних подступах"?

Наша Родина оккупирована и сегодня русский народ, бывший советский народ, отчасти, должен показать свои лучшие качества в борьбе с внутренним врагом, уничтожающим его не пушками и снарядами, а мягким социальным геноцидом, жестким экономическим прессингом и оскорблением исторической памяти всеми этими машами-сталинхужегитлера, лавровыми-борисошлебсклучшетутаева и ивановыми-доскаманнергейма, а главное - путиными-закрытыймавзолей.

Мы обязаны выиграть это, главное и решающее для России сражение, ее последний бой.
Хотя бы в память об Алеше Скворцове и миллионах таких как он, погибших не для того, чтобы мы сегодня сдали все, что они отстояли ценой своих жизней.

Могу привести только один, простой, но убедительный пример.
Петр Ильичев, 19 лет, деревенский парнишка. В августе 1945-го повторил подвиг Александра Матросова на Южных Курилах.
Сегодня, 2 декабря, шайка иуд, путино-лавровых со стоящими за их спиной чубайсами, продолжает вести переговоры о сдаче Курил японцам, разгромленным нашими воинами в 45-м.
Народ России равнодушно молчит.


UPD
[Spoiler (click to open)]
tanga_tan
2 декабря 2018, 08:19:26
Рыжий в детстве учился в школе с уклоном в военно- патриотическое воспитание. Вместе с товарищами, разогретый разговорами на кухне брата и отца, пытался разгромить свою школу, а лучше поджечь.

Вот я бы ввела ценз на патриотизм при допуске к любой власти. И учитываться должны не пустые разговоры, а конкретные действия на протяжении всей жизни. Люди не меняются, как показывает практика.

hobbit_2_18
2 декабря 2018, 07:47:06
Баллада о солдате - один из лучших советских фильмов. только грустный, как и большинство фильмов о войне. Нам очень не хватало фильмов о победе и победителях. То есть победителями рисовался исключительно высший комсостав, а солдаты куда-то ушли, пока о них не вспомнил Брежнев.

rlptrt
2 декабря 2018, 07:57:57
"Одна смерть - это трагедия, миллион смертей - это статистика"
Сталин таких слов не произносил. Данная фраза является слегка перефразированной цитатой из романа Ремарка «Черный обелиск»: «Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика».
При Хруще после подписания Мюнхенских соглашений часто мелькала его цитата: «Для многих на западе,война лишь повод для наживы. Они пекутся о так называемых правах человека. Для них смерть одного человека трагедия, а смерть миллионов статистика.» Потом ее приписали Сталину и растиражировали либерасты.
Эту фразу написал известный публицист времен Веймарской республики Курт Тухольский в эссе «Französischer Witz»:
«Der Krieg? Ich kann das nicht so schrecklich finden! Der Tod eines Menschen: das ist eine Katastrophe. Hunderttausend Tote: das ist eine Statistik!»
Война? Я нахожу это не очень-то и ужасным! Смерть одного человека: это катастрофа. Сотня тысяч мертвецов: это статистика!

А фильм очень сильный и человечный. Так мог снять только сам прошедший многое.

И да, рыжая сука, конечно воспитает, уже воспитал поколение сволочей.

кино, русские, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up