"Королева русской оперы" и "Атомная бомба Большого театра": "Моя Родина - СССР"

Jul 15, 2018 16:16



Прекрасный июль богат на дни рождения знаменитостей, кумиров российской публики советского периода, в том числе - ярчайших звезд мирового уровня.
Один из самых крупных бриллиантов отечественной музыкальной культуры, безусловно, великая русская, советская и российская оперная дива - уникальная певица Елена Образцова.


«Елена Образцова - один из величайших голосов нашего времени («Юманите»).
«Она обладает всем - властной красотой, естественным благородством, которые обнаруживаются в ее глубоком, серьезном и патетическом голосе, его можно сравнить лишь с бриллиантом по твердости и сверканию тысячами огней («Монд»).
«Я не вижу, у кого еще исполнение имело бы такую правдивость и разнообразие выражений. Диапазон и красота тембров делают Елену Образцову несравненной. Тысячи нюансов! Меланхолия Чайковского, страстность Рахманинова, юмор Прокофьева. Успех был триумфальным» («Ле паризьен либер»).
http://www.biograph.ru/index.php/whoiswho/19/867-obraztsovaev

Елена Образцова была лицом и голосом русской оперы - еще студенткой она вышла на сцену Большого, совсем вскоре последовал ее грандиозный дебют в Метрополитен-опера в середине 70-х, когда зал рукоплескал ей стоя больше десяти минут, а потом было ее восхождение на лучшие оперные площадках мира.
Ее именем назвали планету, хотя Образцова и есть планета, целый космос, который вмещал беззаветную преданность профессии, огромную любовь к жизни, искрометный юмор, талант дружбы, преданность ученикам - и беспощадную честность и искренность.

Не вспомнить об этой уникальной личности невозможно, поэтому, очень коротко остановившись на всем известной биографии, приведем отрывки из интервью с божественной Еленой, как ее называли - "Королева русской оперы" и "Лучшая Кармен 20-го века", "Атомная бомба Большого театра", - писали про Елену Образцову зарубежные СМИ."...
Почитайте фрагменты из ее последних интервью непременно, оно того стоит...



[Spoiler (click to open)]

Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, профессор, лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского

Отец - Образцов Василий Алексеевич (1905-1989), инженер-конструктор тяжелого энергомашиностроения, специалист по турбинам, участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Воевал на Карельском и на 1-м Украинском фронтах. Войну закончил в Вене, в звании майора, в составе 39-го гвардейского воздушно-десантного корпуса. Мать - Образцова (Бычкова) Наталия Ивановна (1913-1994), техник-конструктор. Первый супруг - Макаров Вячеслав Петрович (1938 г. рожд.), физик, ведущий научный сотрудник Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН. Второй супруг - Жюрайтис Альгис Марцелович (1928-1998), дирижер Большого театра России, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Дочь Макарова Елена Вячеславовна (1966 г. рожд.), певица.

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, будущей певице было всего два года, когда началась война. Её отец одним из первых ушёл на фронт, семья осталась в осаждённом городе, откуда им удалось эвакуироваться только в 1943 году. Тяжёлые годы блокады, очереди в 40-градусный мороз, нестерпимый голод и ощущение страха - воспоминания о детстве навсегда остались в её памяти.

«Рядом с нами была больница, туда свозили трупы. Горы трупов... Сначала было страшно, а потом привыкли. Улицы, конечно, не убирались. Счастье, что Господь дал тогда 40-градусные морозы и по городу не разнеслось никакой заразы. Поначалу при воздушной тревоге мы бегали в бомбоубежище, перескакивая через трупы на лестнице, а потом уже и не ходили никуда, тоже привыкли, сидели дома и не прятались. Голод был страшный. Всё, что было из натуральной кожи, - ремни и прочее - варили и ели. Но я очень хорошо помню, как моя бабуля, получая 100 г хлеба на сутки, сумела сохранить кошку... Кенка её звали...», - вспоминала Елена Образцова.

До конца своих дней певица сохранила привычку подкармливать бездомных животных и никогда не позволяла себе выбрасывать еду - слишком ярки в её памяти были события, заставившие её так рано узнать цену человеческой жизни.

Вернувшись из эвакуации, Образцова поступила в детский хор при Ленинградском Дворце пионеров под руководством Марии Заринской, которая, по словам Образцовой, дала ей веру в то, что она сможет стать певицей. Музыка была не просто увлечением, а настоящей страстью не только для маленькой Лены, но и для всей семьи - в доме было принято устраивать музыкальные вечера, а отец Образцовой прекрасно играл на скрипке и коллекционировал записи музыкальных шедевров.

В 1964 году Елена Образцова окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. К тому моменту она уже завоевала несколько престижных наград и приняла предложение о работе от Большого театра - дебют певицы на главной сцене страны состоялся в 1963 году с партией Марины Мнишек в опере «Борис Годунов».

Елена Образцова создала множество ярких образов на сцене крупнейших театров мира. В её репертуаре было около 85 партий, в числе которых - знаменитые роли Графини в «Пиковой даме» Чайковского, Элен Безуховой в «Войне и мире» Прокофьева, Любаши в «Царской невесте» и многие другие. Королевское исполнении партии Марии Мнишек в «Борисе Годунове» в 1975 году покорило американскую публику: восторженные зрители устроили овацию, не желая отпускать со сцены талантливую певицу.

Любимой ролью самой Елены Образцовой была партия Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе. «"Кармен" - единственная опера, которую я не пою, а которая поёт мною. Самый памятный спектакль был в Барселоне. Там собралось четыре состава Кармен", и получилось что-то вроде конкурса. Моим Хозе был Пласидо Доминго, а партию Эскамильо пел испанский баритон, красавец Хуан Диас. В четвёртом акте, идя на корриду, он так меня поцеловал по правде, что я забыла и слова, и музыку», - рассказывала артистка.

Образцовой рукоплескали в Венской опере, Миланском театре «Ла Скала», Метрополитен-опера, Вашингтонской национальной опере, Лондонском театре «Ковент Гарден», а её партнерами были звёзды мировой сцены: Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие. С Монтсеррат Кабалье Образцову связывала нежная дружба - две великие певицы восхищались талантом друг друга и поддерживали в профессии. Однажды на фестивале в Барселоне исполнение Образцовой партии Кармен так впечатлило испанскую певицу, что она пришла за кулисы и упала перед русской подругой на колени. «Я сказала: "Теперь надо искать домкрат", - вспоминала этот момент Елена Васильевна. - Еле-еле её подняли. Потом долго смеялись».

Кроме оперных партий, в репертуаре Елены Образцовой были романсы, духовная музыка и даже джазовые стандарты. Часто на своих выступлениях она исполняла сочинения Георгия Свиридова, посвятившего ей вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока».

Деятельность Елены Образцовой не ограничивалась сценой - певица преподавала в Московской консерватории, давала мастер-классы по всему миру, а в 2011 году основала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства - Фонд Елены Образцовой, который занимается поддержкой талантливой молодеёжи и ветеранов оперной сцены.

Елена Образцова известна как хранительница традиций русской классической оперы: она не принимала эксперименты и не стеснялась критиковать современные постановки, невзирая на авторитет их создателей.

«Каждый раз, когда я пела на главных сценах мира и получала овации, всегда радовалась: вношу свою лепту во славу моего Отечества. Особенное было счастье, когда исполняла русские оперы.
Гордилась: мы славим свою музыку, своих композиторов. И когда я отдавала деньги советскому правительству по­сле зарубежных гастролей, была счастлива в душе», - говорила Елена Образцова в прошлогоднем интервью, сетуя на «засилье бездарностей-режиссёров, которые убивают оперу».
http://www.aif.ru/culture/person/1421924
---


[Spoiler (click to open)]
О социальной несправедливости

Жуткое расслоение в России! Тем, у кого деньги есть, ещё больше их хочется. Как остальные существуют, их не волнует. Когда видишь, как живут простые люди, жалость чувствуешь и обиду за них, страдает сердце... Я смотрела как-то телепередачу: репортёр ездил по стране и разговаривал со старушками, которые живут на пенсию. «Ну как, вам достаточно денег?» И все бабки в один голос говорили: «Да, да, нам хорошо. У нас огородик». «Но вы же ничего не можете купить», - удивлялся корреспондент. «У нас всё уже есть, мы донашиваем», - отвечали они. А к одной бабушке журналист пристал намертво: «А если всё-таки прибавить к пенсии, сколько бы вы хотели?» «Ну, рублика три». Ой, я ревела, долго не могла прийти в себя... Три рубля надо добавить старушке, чтобы могла нормально существовать... Как живут наши люди!

Страшно! Давно надо подумать правительству: пенсии должны быть такими, чтобы на них можно было хотя бы питаться и лекарства купить. А ещё ужасно: у нас люди даже боятся сказать, что им не хватает на жизнь. Это рабство - у нас в крови. Лучше промолчать, потерпеть. Страх людям вдолблен в головы на генетическом уровне...

О новаторстве в опере (Образцова говорит об этом в каждом интервью и везде жестко критикует современные трактовки)

А из-за чего вы не без скандала покинули нашумевшую постановку Дмитрия Чернякова оперы "Руслан и Людмила" Глинки?

А что мне оставалось? Прихожу на репетицию - Боже мой! По сцене бегают голые тётки… Моему возмущению не было границ, и, конечно, я отказалась. Современные режиссеры, думаю, часто просто не знают, как привлечь внимание к своим скромным персонам, вот и норовят устроить из театра бордель.

Я считаю, то, что сейчас делается в опере, - преступление против оперы. Это все равно что пририсовывать какие-то детали к классическим картинам. Это дикость. Если хочется что-то осовременить, пусть напишут современную оперу и ставят как хотят. Все это идет от бездарности, от бескультурья. Современные ребята очень мало читают, мало знают, мало видят, мало ездят. Надо познать мир, чтобы стать дирижером. Сейчас в опере отвратительно все идет и в Германии, и в Испании. Во многих театрах какие-то современные выверты. Но я считаю, что это от бескультурья и от бездарности.

Как у нас было, в наше время - тоже гадостью начинали такой заниматься. Но мы просто не пели. Я приехала в Италию, и вышел просто в красных трусах Эскамильо (тореадор из оперы Бизе «Кармен» - Авт.). Он делал вид, что он боксер. Я сказала: «Спасибо, до свиданья!» И уехала.

- Чем дольше живёшь, тем больше мудреешь и ценишь вещи, которых в молодости не замечаешь. Я счастливый человек - Господь мне ещё даёт возможность петь, мы вместе с дочерью Леной даём концерты. Я всегда говорю: живите каждый день! Ежедневно Господь даёт нам задания и смотрит, как мы реагируем. Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро...

Считается, что в области точных наук и машиностроения Россия отстала от остального мира навсегда. А в музыке?

Нет. В свое время у нас были очень хорошие певцы, которые выходили на международный уровень. И сейчас такие певцы есть: Нетребко, Хворостовский, Чернов, Галузин. Много певцов, которые занимают очень большое положение в мире оперы. А то, что они выступают на Западе, а не здесь, - это вина нашего правительства, которое не понимает, что нужно платить деньги оперным певцам, чтобы они пели здесь...




Почему, на ваш взгляд, нынешнее поколение звезд держится три-пять лет от силы, а ваше поколение царствовало десятилетиями?
Мы не мечтали о славе. Мы хотели лишь заниматься любимым делом.
К тому же наше поколение войны, я считаю, очень рано сложилось эмоционально. Мы уже знали цену жизни, радости и счастья. Для счастья нам было нужно совсем немного...
А сегодня люди даже редко разговаривают друг с другом. Это ужасно.
Человеческая душа жестко отформатирована аккаунтами в соцсетях и "СМСками".
http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/101033_elena-obraztcova-o-muzyke-o-zhizni-o-sovremennoy-opere
---


- Жизненных трудностей я не боюсь. Справляюсь с ними по мере их поступления. Я же русская, чего мне пасовать. Вот если бы я была француженка, тогда можно было бы позволить себе слабину. Но вообще-то я по жизни хулиганка и где-то даже авантюристка. Зато - везучая.
- Если я прекращу радоваться, пора будет умирать. Пока человек любит, до тех пор он живёт.
А любовь, как и талант - от Бога. Кому-то даёт, кому-то - нет. И талант всегда пробьёт себе дорогу. Обязательно. Не пробил - не талант, значит. Но и везение нужно. Просто, чем раньше везение улыбнётся, тем больше и ярче карьера. А если везение приходит в конце жизни, тогда уже сложнее. Хотя я не люблю этого слова - карьера. Дурацкое слово. Мы в своё время не учились делать карьеру. Мы учились вкладывать свою душу в исполнение и нести своё творчество людям. А сейчас и учатся, и творят для карьеры, чтобы деньги получать. У нас были другие цели и другие задачи. О деньгах я думала в третью, в пятую очередь. Мы были по-хорошему одержимыми.
- Раньше, в Советском союзе были передачи с концертов, по телевидению показывали балеты и оперы. А сейчас весь эфир отдан шоу-бизнесу. Какой канал ни включи, везде - шоу, шоу, шоу, песенки, кривляния.
http://www.putrossii.ru/sozidanie/1272/
---


-Как я понимаю, у Сталина в Советском Союзе так мудро было сделано, что все республики делали что-то свое. Один кусочек турбины в одной республике, другой - в другой. Когда Союз рухнул, распалась вся промышленность, вот и все. До сих пор все это не могут собрать. Это время принято сейчас хаять, но в Советском Союзе было много хорошего, мы были великой державой. Но это вопрос-то не к певице…
-Знаете, мешают очень чиновники. Когда хочется сделать что-нибудь быстро и хорошо, то они очень мешают. У меня есть очень много предложений, но даже мне сложно встретиться с большими людьми в нашем государстве. Чиновники просто лежат на пути, и невозможно встретиться. Это очень печально.
- Некоторые деятели культуры называют чиновников бесами у власти…
- Бесами? Да, наверное. Их очень много, и они очень бездарны. А бездарности всегда вместе. Таланты - одиночки, вместе они не бывают, поэтому бездарности всегда сильнее, чем одаренные люди
http://www.classicalmusicnews.ru/interview/elena-obrazcova-2010/
---


- В советское время вы часто выезжали за границу с гастролями. Известно, что тогда даже в социалистические страны отпускали самых проверенных. Значит, вам доверяли?
- Конечно, мне доверяли, у меня не было попыток остаться за границей, меня приглашали, меня отпускали.
- Как-то даже Андрей Громыко говорил, что вы сделали для советской дипломатии больше, чем целый МИД…
- Говорил… Я имела большой успех, и когда говорили или писали обо мне, то говорили и писали о России, Советском Союзе. Я поднимала престиж нашего государства и очень горда этим. Когда после спектакля принимала овации, то думала: «Какое счастье, что я представляю искусство Советского Союза».
- Вы представляли все-таки не просто Россию, а коммунистическую страну.
- Это моя родина.
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/obraztsova/interview7.html
---
Елена Образцова - "Хабанера" на Голубом огоньке 1970 г.

image Click to view


---
Елена Образцова - "Кони-звери" из музыкального фильма "Новогоднее Похищение" 1969 г.

image Click to view


---
Елена Образцова исполняет романсы и песни Г.Свиридова, СССР, 1977
На стихи А.Пушкина, А.Блока, Б.Корнилова, С.Есенина, А.Прокофьева, М.Исаковского. Партия фортепьяно - Г.Свиридов. Вступительное слово - И.Смоктуновский
[Spoiler (click to open)]03:34 "Роняет лес багряный свой убор", стихи А.Пушкина
07:30 "Зимняя дорога", стихи А.Пушкина
10:25 "Предчувствие", стихи А.Пушкина
14:30 "Подъезжая под Ижоры", стихи А.Пушкина
16:57 "В Нижнем Новгороде", стихи Б.Корнилова
20:40 "Слеза", слова народные
23:30 "Как прощались, страстно клялись", стихи А.Блока
27:15 "Флюгер", стихи А.Блока
29:45 "За горами, лесами", стихи А.Блока
32:54 "Утро в Москве", стихи А.Блока
35:40 "Русская песня", слова народные
39:45 "Осенью", стихи М.Исаковского
44:40 "Не мани меня ты, воля", стихи А.Блока
49:30 "Невеста", стихи А.Блока
54:13 "Песня под тальянку", стихи С.Есенина
56:10 "Березка", стихи С.Есенина
1:00:07 "В сердце светит Русь", стихи С.Есенина
1:04:00 "Изгнанник", стихи А.Исаакяна в переводе А.Блока
1:07:38 "Русская девчонка", стихи А.Прокофьева
1:10:28 "Русская песня", слова народные

image Click to view


---
Полный список званий и наград еле поместился в посте -
[Spoiler (click to open)]
Почетные звания:

Народная артистка СССР, 1976
Народная артистка РСФСР, 1973
Заслуженная артистка РСФСР, 1971
Народная артистка республики Северная Осетия-Алания, 1999
Профессор Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, 1984

Государственные награды и премии:

Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, 1990
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, 2009
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, 1999
Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени, 2014
Орден Ленина, 1990
Орден Трудового Красного Знамени, 1971, 1980
Ленинская премия , 1976
Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки, 1973
Награды вокальных конкурсов:

Золотая медаль конкурса вокачистов VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Хельсинки, 1962
Золотая медаль II Всесоюзного конкурса вокатистов им.М.И. Глинки, Москва, 1962
Золотая медаль IV Международного конкурса имени П.И, Чайковского, Москва, 1970
Золотая медаль VIII Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса, Барселона, 1970
Награды и призы зарубежных общественных организаций:

Медаль Э. Гранадоса. Испания, 1970
Приз «Золотое перо критики». Германия, 1972
Награда города Сан-Франциско «За выдающиеся заслуги перед обществом». США, 1977
Приз «Золотой Верди». Италия, 1978
Приз XIV Международного фестиваля телевизионных фильмов «Злата Прага», 1978
Медаль Белы Бартока. Венгрия, 1982
Гран-При Французской Академии грамзаписи. Франция, 1982
Премия Ассоциации театров Сицилии. Италия, 1994
Орден Святого Николая Чудотворца. Украина, 1998
Почетная медаль Фонда Зураба Анджапаридзе. Грузия, 2001
Европейская премия Trebbia «За достижения в творческой деятельности».,Прага, 2010

Награды и призы российских общественных организаций:

Орден Искусств Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, 1999
Почетная Медаль Академии Российского Искусства, 1999
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», 2003
Орден «Звезда Созидания». Российская Национальная академии культуры, меценатства и благотворительности, 2004
Российская Национальная общественная премия «Российский Национальный Олимп», 2004
Высшая Российская Общественная награда Знак Ордена Святого Александра Невского «За труды и Отечество», 2004
Национальная общественная премия «Добрый Ангел» в номинации «Муза милосердия», 2006
Золотой орден «Служение искусству» .общественное движение «Добрые люди мира», 2006
Орден Ломоносова, Национальный комитет общественных наград РФ, 2007
Орден Екатерины Великой, Академия проблем и безопасности, обороны и правопорядка, 2008
Российская Национальная Премия имени Людвига Нобеля, 2008
Орден «За усердие во благо Отечества». Национальный Фонд «Во благо Отечества», 2008
Почетная Грамота Мэра Москвы, 2009
Орден Славы. Международная Академия творчества, 2009
Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом», 2009
Золотая медаль Законодательного собрания Санкт-Петербурга, 2009
Золотая медаль Министерства культуры. Армении, 2009
Золотая медаль театра «Лисео». Испания 2009
Награды Русской Православной Церкви:

Орден «За преумножение добра на земле», 2003
Орден Святого Благоверного Даниила. Князя Московского1 степени, 2009
Членство в Ассоциациях и Организациях:

Член Союза театральных деятелей РФ
Почетный член Пушкинской академии, 1995
Член Международного общества друзей Русского музея, 1998
Почетный член Русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства, 1999
Действительный член Академии Российского искусстве, 1999
Малая планета 4623 Образцова, открыта 24.10.1981 г. циркуляр Малых планет №22503, 1993 (официально сообщение МАС).

Выпущена почтовая марка «Елена Образцова» в серии (Знаменитые петербуржцы», 2003

Жизни и творчеству певицы посвящены книги: Р.Шейко «Елена Образцова. Записки в пути.Диалоги.» изд. «Искусство», 1984, 1987

В. Тимохин «Елена Образцова. Творческий портрет.» юд.»Музыка», 1979, 1988 А. Парин «Елена Образцова.Голос и судьба.», изд. «Аграф», 2009



музыка, русские, ЖЗЛ, СССР

Previous post Next post
Up