СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ: образ русского солдата - Николай Олялин...

Jun 29, 2018 06:59



«Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой “методы” я не могу»

Это великолепное лицо навеки остается в памяти любого человека, хоть раз видевшего фильм с его участием, идеальная славянская иконописная красота, совершенные черты, цельный и гармоничный образ русского мужчины-воина в лучшем его воплощении - вот что такое Николай Олялин, ставший символом солдата великой войны уже для нескольких поколений...

О нем вспоминают не так часто, как он того заслуживает, а ведь недавно ему исполнилось бы 77 лет, давайте же вспомним о том, кто действительно стал символом целой эпохи и умудрился остаться чистым и незапятнанным, пройдя через огонь, воду, медные трубы и кромешный мрак 90-х, когда предательство прошлого многими его коллегами и ровесниками - почиталось за доблесть.

Когда в День Победы Николай Олялин появлялся на параде или на месте встречи фронтовиков, люди, прошедшие войну, бросались к нему со словами: «Коля, помнишь, как мы с тобой под Курском? А помнишь, как мы с тобой на Лютеже? Ты же у меня под Кенигсбергом...

Слыша такое, артист не мог сдержать слез. И ведь люди понимали, что он гораздо моложе, а значит, физически не мог с ними вместе воевать. Созданный актером собирательный образ бойца Великой Отечественной - солдата, офицера, разведчика, командира - давно жил отдельно от него…


[Spoiler (click to open)]
СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

К сожалению, большинство молодых людей его почти не знают. Между тем для нашей страны и искусства это кинозвезда первой величины, один из символов великой эпохи.
Он сыграл в шести десятках самых разных фильмов, но главный кинообраз Николая Олялина - выразительно-фактурный и мужественно-убедительный советский офицер.

Исхудалый, изможденный или победно шествующий по освобожденному городу - это воин-защитник, выполняющий главную и трудную мужскую работу. Само его лицо и весь облик говорит, что он чужую боль чувствует, как собственную.
А ведь сам артист не воевал, даже в армии не служил. Откуда же ощущение, что этот человек знает о войне все?! А он действительно знал - собственной детской памятью.

Николай Олялин родился на Вологодчине в деревне Опихалино (вот откуда эта красивая русская фамилия) 22 мая 1941 года, ровно за месяц до начала Великой Отечественной, которую от начала до конца прошел его отец, человек с мирной профессией портного. Но, кроме отцовских рассказов, были и собственные незабываемые детские впечатления. Казалось бы, далекая от фронта вологодская деревня, куда оккупанты не добрались, тоже была полна войной: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди, - рассказывал артист. - Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».


Потому неудивительно, что, окончив школу, по настоянию отца-фронтовика Николай отправился в Ленинград поступать в военное училище. Удивителен внезапный крутой поворот в выборе профессии: в 1959 году Николай Олялин стал студентом знаменитого Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Хотя Коля и ходил в драматический кружок, доставались ему там роли эпизодические, и те не очень-то получались, а однажды и вовсе освистали. А еще был у юноши заметный вологодский говорок, да и вообще земляки актерство серьезной и достойной профессией не считали. Однако талант и волевой характер северянина взяли свое - его актерская судьба сложилась сразу.
По окончании института в 1964 г. Олялина распределили в только что созданный Красноярский ТЮЗ. Любопытно, что вначале он проявил себя в жанре комическом и быстро стал лучшим комиком Красноярского края. Но тут же проявился и непростой своевольный характер, обернувшийся конфликтами режиссером. Вроде бы именно Николаю принадлежит охальная эпиграмма на главрежа, и поныне живущая в актерском фольклоре. Но и главреж не остался в долгу: эффективно отомстил подчиненному за острый язык, утаивая от актера приходившие от киностудий приглашения. Но в знаменитую эпопею Озерова «Освобождение» Олялин все-таки попал вопреки всем козням театрального руководства. Для поездки на пробы пришлось сказаться больным и даже придумать байку о направлении в санаторий.
«Освобождение» с триумфом прошло по 115 странам. И с первой же кинороли потряс и запомнился всем артист с уникальным лицом, придававшим трагический, почти религиозный смысл любому образу, в котором представал.



И как горько переживали зрители великую жертву артиллериста Цветаева-Олялина - гибель в затопленном метро - в освобождаемом от гитлеровского мракобесия Берлине! Рассказывали, даже боевой генерал Г.Н. Орел, консультант «Освобождения», не мог смириться и говаривал актеру: «Да как же так, что ты утонул, да я режиссеру скажу, пусть выведет тебя из проклятого метро через какой-нибудь люк». ..
«КОЛЯ, ТЫ БУДЕШЬ ЗНАМЕНИТЫМ!»

Побеждать на экране и противостоять житейским невзгодам Николаю Владимировичупомогала большая любовь. А для рождения этой замечательной долгой любви навсегда потребовался всего какой-то месяц.

- Это была очень красивая, романтическая история, - вспоминает сын артиста Владимир Олялин. - . Моя мама была тогда вторым секретарем райкома комсомола - кстати, очень хорошим, в Красноярске ее помнят до сих пор. А еще она любила стихи и часто бывала на поэтических вечерах - тогда в 60-е годы молодые люди часто собирались где-нибудь в кафе и взахлеб читали стихи. Папа работал в то время в ТЮЗе, играл роли из разряда «кушать подано», но в искусстве декламации ему равных не было. Думаю, если бы он не стал киноартистом, из него получился бы великий чтец.


Одно из самых ярких моих детских воспоминаний: папа готовится к правительственному концерту - ходит по коридору и читает Маяковского. А я, 10-летний пацан, стою, буквально раскрыв рот, и по коже у меня бегают мурашки: сложный текст и драйв Маяковского благодаря отцовским интонациям ложатся мне на душу. «Надо почитать!» - думаю. Беру книгу, нахожу это стихотворение и - ничего не понимаю! А как он читал «Жди меня» Симонова - слезы на глаза наворачивались. В общем, папа часто устраивал поэтические вечера, и мама как-то пришла на однин из них. После этого в ее дневнике появилась запись: «Как хорошо Николай читает - просто завораживает!». И когда она по комсомольской линии организовывала праздничный вечер к 7 ноября, пригласила актера Олялина почитать стихи. Это была их вторая встреча. Третья состоялась на Новый год, когда они случайно столкнулись на каком-то мероприятии. О том, что произошло потом, мама тоже записала в своем дневнике: «Он подошел, обнял меня и поцеловал». В новогоднюю ночь они ходили по подъездам - было очень холодно! - и целовались, а 6 января расписались… Они очень любили друг друга. Конечно, как и все, иногда ссорились, но все больше по каким-то ерундовым, бытовым поводам, неизбежным в каждой семье. Возможно, у них случались и более серьезные ссоры, но мы с сестрой Олей их не слышали. Для отца семья была самым главным в жизни, поэтому он считал невозможным выяснять отношения при детях.


Видно, он был однолюбом: его замечательная семья сложилась хотя и быстро, но по-северному прочно - раз и на всю жизнь. Это она, Нелли, которую он ласково называл Нэки, еще тогда, в Красноярске, провожая мужа на первые киносъемки, убежденно сказала ему: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» . И сколько раз потом, когда что-то не получалось, возникали вдруг перед ним глаза Нэки и те незабвенные слова веры в него: «Невероятно, но в следующем дубле я чувствовал, что «поймал» суть своего героя…». Но она же была и самым строгим его критиком.
НЕ УМЕЕШЬ? - УЧИСЬ. НЕ МОЖЕШЬ? - ОБЯЗАН!


К выходу военно-приключенческого фильма Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость» о советском разведчике, где Олялин сыграл главную роль, он действительно уже был знаменитым, и сам Олег Ефремов звал его в МХАТ, обещая московскую квартиру, но Николай Владимирович предпочел Киев. Там и свалились новые испытания. Глава семьи, как, к сожалению, многие его коллеги, не выдержал внезапно свалившейся славы: бесконечные банкеты, вина, коньяки… стали затягивать в омут, даже шла речь об увольнении со студии Довженко. Все катилось по наклонной, спасало, что Нелли всегда оставалась рядом: «Свою последнюю рюмку отец выпил 2 декабря 1973 года, когда родилась моя сестра Оля, - рассказывает сын артиста Владимир. - У нас тогда гуляла вся киностудия Довженко. Но потом мама вышла из роддома и сказала: «Хватит!»…Пришлось всерьез лечиться, зато, в отличие от большинства коллег, хватило ума и воли: с тех пор ни капли не только вина, водки или пива - даже лекарства на спирту не употреблял.


Но на встречи с фронтовиками 9 Мая, которые Николай Владимирович не пропускал даже когда из-за болезней стало трудно ходить, шел, непременно захватив с собой фляжку с водкой и две чашки, однако сам не пил, но ветеранам наливал. .Да и вообще компаний не чурался. Высокий, стройный, элегантный, собранный и бесконечно веселый, любил рассказывать истории из детства, как мастеровые посылали его за водкой и как отец, когда шил ему новые штаны, спрашивал. «Колька! Тебе карманы на две или на три бутылки шить?». И гениально подыгрывал общему застолью: наливал в рюмку минералку без газа, говорил тост, готовился, выдыхал, опрокидывал рюмку и смачно закусывал. Готовил феноменальные шашлыки, по собственному рецепту замачивая мясо на ночь в Кока-Коле. А еще любил руль и блестяще водил машину, так как в молодости поработал водителем грузовика. Он вообще сохранил в себе много из детства и юности - например, виртуозно точил пилы - обычным напильником обычную ножовку, зато дрова под такой пилой просто таяли…А все свое свободное время проводил с книжкой. И детей приучал к чтению. «И ведь как хитро это делал! - рассказывает сын. - Возьмет томик, сядет в кресло и, читая, начинает либо громко смеяться, либо вслух комментировать. Мы из любопытства тоже заглядывали в эту книжку, ну а, прочитав пару страниц, уже не могли от нее оторваться».


А еще очень любил лыжи - не горные, обыкновенные и постоянно таскал гири - пудовку и двухпудовку. Потому сам, без дублеров выполнял сложные трюки во многих фильмах - и на МАЗе гонял в фильме «Мировой парень», и на саблях рубился в «Думе о Британке», и на лошадях скакал. Не всегда это было безопасно. Однажды на съемках фильма «Долг» ему в последний день Олялину заменили спортивное седло на кавалерийское. Домой актер приехал весь в крови - стер этим седлом себе кожу до самого копчика. Но никогда не жаловался, мог сниматься с температурой, с воспалением легких… Наверняка потому так убедительны его герои-воины - он сам работал по армейскому принципу: «Не умеешь? - Учись! Не можешь? -Обязан!».

Немалой проблемой для семьи были поклонницы, и их можно понять. Стоит только вспомнить кадры из «Освобождения», когда капитан Цветаев-Олялин с сигаретой в губах спокойно и уверенно идет по горящему и взрывающемуся Берлину «Гитлера брать» - сегодня сказали бы: «настоящий секс-символ!» Но и здесь Нелли проявила замечательную мудрость :«Когда мне было лет пятнадцать и мой голос стал похож на папин, одна поклонница перепутала меня с отцом и прямо по телефону стала ко мне приставать, -.вспоминает Владимир Олялин. - Видимо, во мне взыграл юношеский максимализм, потому что я очень грубо ей ответил, за что тут же получил нагоняй от мамы. «Пойми, - говорила она мне тогда, - папа нравится женщинам, и тут ничего не поделаешь. Не будешь же ты ругаться с каждой особой, которая ему симпатизирует!»


Да что там поклонницы - сам актер вспоминал случай совершенно невероятный: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А мне милиционеры почему-то отдают честь и пропускают…».

И в семье авторитет был непререкаемый. “Папа нас не ругал - просто в этом не было необходимости, - вспоминает сын. - Достаточно было одного его взгляда, чтобы все расставить по своим местам. Если у нас с мамой начинался какой-то серьезный спор, все решал вопрос «А что папа скажет?». При этом отец ни разу в жизни не поднял на меня руку. Если у меня возникали какие-то проблемы, мы с ним спокойно их обсуждали, и сначала он давал высказаться мне, а потом говорил сам. А однажды, вернувшись с очередных съемок, папа услышал, как я повысил голос на маму. Он как раз пил кофе на кухне и очень спокойно, но строго спросил меня: «А чего это ты с утреца на маму орешь? Не сметь орать на нее! Запомни: мать - это святое». Он очень ее любил».

Как и многие родители, он хотел, чтобы дети продолжили его дело. Но когда сын выбрал профессию дедушки-портного, отнесся к его выбору с пониманием: разве сам когда-то не стал актером вопреки родительскому желанию?.


НИ ШАГУ НАЗАД

Актерской судьбе Николая Владимировича можно позавидовать .Но, конечно же, были и несбывшиеся мечты. Например, он грезил ролью Ивана Грозного, готовился к ней - изучал документальные материалы, читал историческую литературу. Он мог часами говорить об эпохе царствования Ивана Грозного, как будто сам жил в то время. Даже на несколько лет переехал из Киева в Вологду, Дело в том, что Иван Грозный, решая, где быть российской столице, колебался между Москвой и Вологдой? Но, по преданию, во время службы в одном из соборов вологодского кремля оторвался кусок потолка и упал на царя. Грозный посчитал, что это знак свыше, и столицей стала Москва. А он любил Вологду и в начале 90х мечтал сделать из нее русский Голливуд. Даже нашел спонсоров, начал строить киностудию, но потом все как-то заглохло... Как и запуску картины, помешала грянувшая перестройка Еще одна невоплощенная мечта - Остап Бендер, где развернулся бы во всю давно неиспользуемую силу комика.



С глобальными переменами в стране пришло много новых трудностей. В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух мелодраматических картин - «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка» по собственному сценарию, где исполнил одну из главных ролей. Но ни у прокатчиков, ни у телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не нашли спроса. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой “методы” я не могу», - - с горечью констатировал Николай Владимирович И - просто стал писать очерки о коллегах.



И многие режиссеры не забыли о его выдающемся таланте - до последнего Олялин был востребован как актер. Запомнился в статичной роли Инквизитора из Дневного и Ночного «Дозоров» (2004, 2005 годы), которую сам предпочел после предложения Т. Бекмамбетова «выбрать любую», а также в сериале «Охота на изюбря» (2005 год). Но с самым большим удовольствием на самом излете 90-х Олялин сыграл Кольку Полуянова в фильме «Окраины» П. Луцика. Роль одного из главных героев в экстремальной «притче об обездоленных сатанинским олигархом крестьянах, в своей непреклонной жажде справедливости доходящих по трупам до самой Москвы и покидающих ее охваченной пламенем» - своеобразный гражданский ответ Олялина волчьим временам 90-х, когда, по его словам, «пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел». В отличие от официальной критики, назвавшей картину «ироническим вестерном», «черной комедией», «стебом», Олялин вместе с автором были убеждены в полной серьезности и важности повествования о людях социальной окраины, чья жизнь и судьба и сейчас мало кого интересует. Однако они есть и готовы драться за то, что у них отнимают


Последние лет десять Николай Владимирович сильно болел, перенес несколько тяжелых операций на сердце. Но продолжал оставаться собой. Каждая встреча с друзьями, каждое приветствие - это был ритуал. Не было наверное случая, чтобы он не рассказал какой-то новый анекдот, и даже самый старый, «бородатый» в его исполнении оживал заново. Даже когда у него почти пропал голос, продолжал шутить над собой и улыбаться. Ни разу не сказал, что чья-то работа коллег в кино ему не понравилась - в таких случаях просто отмалчивался. Зато, уж если ему что-то нравилось, всегда говорил об этом с радостью, от чистого сердца. .В общении ценил простоту и душевность, ненавидел хамство и вычурность и сам был человеком доступным, своим в доску -: недаром все одноклассники детей называли его просто дядей Колей. А на праздники в их доме собирались самые разные люди - строители, водители, милиционеры…

http://chtoby-pomnili.net/844-844.html
http://www.aif.ru/culture/person/nikolay_olyalin_nashe_pokolenie_vzyali_i_vykinuli_iz_zhizni
http://vm.ru/news/2013/05/09/nikolaj-olyalin-nevoevavshij-frontovik-195673.html




Николай Олялин ушел от нас 17 ноября 2009 года.
Ушел тихо и, хотя уже не однажды останавливалось больное сердце, как-то внезапно и нелепо . Как его герой майор Топорков из сериала «Обратной дороги нет» - выдержав колоссальные испытания, проявив стальную волю, невероятную силу духа, выполнив сложнейшее задание, вдруг упал замертво, потому что отказало перетруженное, ответственное, страдающее за чужую боль сердце…

А в памяти кинозрителей он так и остался вот таким: худой, контуженный, почерневший и надежный защитник Родины - будь то погибший майор Топорков или освободитель-артиллерист Сергей Цветаев, за спиной которых Отечество, которое они заслоняют от нашествия врага.
Образ - вневременной, вобравший в себя и русскую историю с ее воинами-подвижниками, и трагедии новых времен.



кино, война, русские

Previous post Next post
Up