Предвыборная пропаганда в соцсетях. Спасет ли это рейтинг Путина?
Mar 12, 2018 06:14
Широкомасштабная пропагандистская кампания в рамках президентских выборов в России в своем кульминационном периоде, хоть и осталось ей бурлить всего неделю, но накал только нарастает, а страсти бурлят. Достаточно сказать, что новый фильм о действующем президенте, представляющий собой откровенную пропаганду и агитацию за него, как кандидата, распространяется только в соцсетях и одномоментно начал тиражироваться всеми провластными блогерами.
Причины принятия такого рода решения понятны - электорат перекормлен разнузданной телекампанией Первого канала (где Клейменов превзошел себя с "золотыми фаллосами Грудинина") и иже с ним, как и разухабистой заказухой сетевых СМИ вроде желтушного до тошноты Лайфа (серия пасквилей которого в жанре "Грудиниана", кажется, окончательно дискредитировала журналистику как таковую). В силу навязчивости откровенной пропаганды и неразборчивости журналистов в средствах достижения цели - эффект достигается порой обратный желаемому.
Да и в целом - доверие к традиционным средствам массовой информации падает год от года и сегодня некоторые пропагандистские кампании ведутся в интернете куда активнее, нежели в них. В связи с этим, было бы небезынтересно оценить ретроспективно историю развития соцсетей, рассмотрев социальный портрет их пользователей.
Наиболее наглядна здесь инфографика, поэтому давайте обратимся к ней и полюбопытствуем - каков был типичный пользователь различных соцсетей примерно десятилетие назад... Итак, ЖЖ, ВК, ФБ, Одноклассники, Твиттер, по состоянию на 2008-9 гг. -
--- Следующее исследование, весьма подробное, текст которого я опускаю и представляют только половозрастной состав, для сравнения и оценки изменений, происшедших за 6 лет - [Spoiler (click to open)]
--- Ну а вот то, что мы имели летом 2017-го, самое последнее исследование - Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды, в котором представлены данные регулярного исследования активной аудитории ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter, МойМир и LiveJournal.
Основное внимание сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку, как заявлено авторами: "изучались социальные сети как средство публичной коммуникации и влияние их на формирование общественного мнения".
Весьма любопытно в контексте идущей пропагандистской кампании в рамках президентских выборов, рекомендую к просмотру, хотя бы по диагонали - [Spoiler (click to open)] Активность социальных медиа по типам источников Количество «говорящих» авторов за май 2017 года составило 38 млн, ими было сгенерировано 670 млн сообщений. Превалирующая доля контента сосредоточена в социальных сетях - 470 737 тысяч публикаций, что составляет 70,2% от совокупного объема упоминаний в социальных медиа, доля микроблогов составляет 11,7% от общего количества, видео-ресурсов - 10,8%.
Авторы и сообщения
В социальной сети ВКонтакте за месяц зафиксировано 25 722 тыс. авторов и более 310 795 тыс. сообщений. Instagram продолжил тренд роста - в мае на площадке зафиксировано 7 143 тыс. активных авторов. По объему публичного контента в сети существенных изменений не произошло - 71 733 тыс. сообщений. В Twitter - за месяц было опубликовано 78 372 тыс. твитов от 1 171 тыс. авторов. В Facebook 1 953 тыс. авторов и 53 413 тыс. публичных сообщений.
Статистика по каждой социальной сети
ВКОНТАКТЕ
Количество «пишущих» авторов во ВКонтакте составило 25,7 млн, они сгенерировали 310 млн. сообщений.
Гендерное распределение в сети традиционно: 58,4% авторов женского пола, 41,6% - мужского. Основная возрастная группа - 37% - авторы в возрасте 25-34 лет. Вторая по численности группа - 18-24 лет (25,7%).
Что касается географического распределения авторов ВКонтакте, то наибольший уровень проникновения сохранился за Санкт-Петербургом - 44,9%, на втором месте - Мурманская область (30,26%), на третьем - Москва (28,43%).
INSTAGRAM
Из 7,1 млн Instagram-авторов 76,9% женского пола. Авторами сети опубликовано за месяц более 71 млн сообщений.
Наибольший уровень проникновения зафиксирован в Санкт-Петербурге - 13,66%, Москва с показателем 10,91% на втором месте, на третьем - Сахалинская область (10,14%).
FACEBOOK
В Facebook 1,9 млн авторов и 53,4 млн сообщений. 58,9% авторов - женского пола. FB-авторы старше активных авторов ВКонтакте. В превалирующей возрастной группе (25-34) на текущий момент 37% авторов, вторая по численности группа - 35-44, к ней относятся 30,6% авторов. Старше 45 лет - 23,5% авторов.
На первом месте по региональному проникновению - Москва: 7,73% москвичей публикуют посты и комментарии в FB. При этом почти половина авторов FB - жители Москвы (953 417).
TWITTER
В российском Twitter 1,2 млн авторов «генерируют» в месяц 78 млн твитов. Здесь преобладают авторы мужского пола - 55,4%.
По гео-проникновению на первом месте снова Санкт-Петербург (2,28%), на втором - с незначительным отставанием - Москва (2%), на третьем - Республика Саха (1,5%).
МОЙ МИР
В Моем Мире всего 169 тысяч авторов, количество сообщений при этом составляет чуть более 7 млн.
Гендерное распределение здесь более равномерное, чем в других сетях: чуть более половины - 54,4% авторов женского пола. В МоемМире всего 8,7% авторов младше 25 лет. Самая многочисленная группа - 55 лет и старше (34,9%). Доля групп 35-44 и 45-54 - 21,1% и 21,4%, соответственно.
По региональному проникновению лидирует Москва - 0,25%. Чуть отстают Севастополь, Челябинская область и Санкт-Петербург - 0,23%.
LIVEJOURNAL
В Живом Журнале 81 тыс. авторов. Сообщений за май проиндексировано чуть менее 3 млн. 60,4% авторов - мужского пола. 39,7% авторов в возрасте от 35 до 44 лет - это и есть основная возрастная группа ЖЖ. 31% авторов - 25-34 лет. Еще 17,8% - 45-54 лет.
Сравнение социальных сетей по полу и возрасту авторов
LiveJournal и Twitter по-прежнему единственные площадки, на которых преобладают авторы мужского пола: здесь их 60,4% и 55,4% соответственно. ВКонтакте наиболее молодые авторы. Основные группы - 18-24 и 25-34 лет - получили по 25,7% и 37%, соответственно. Авторы FB и ЖЖ максимально похожи по возрастным группам: здесь активны авторы от 25 до 45 лет, но превалирующие группы различаются - в Facebook это 25-34 (37%), а в Живом Журнале - 35-44 (39,7%).
ТРЕНДЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
“Основной тренд состоит в том, что социальные медиа активнее растут за пределами социальных сетей, - говорит CEO Brand Analytics Наталья Соколова. - В соцмедиа наблюдается растущий тренд пользовательского контента за счет наступления эры мобайла и смарфонов, а также за счёт новых форматов коммуникации - мессенджеров и стори-формата. Плюс нужно учитывать рост потребления медиа за счет развития дистрибуции профессионального контента в соцмедийных каналах”.
7 важных трендов соцсетей:
Youtube. Прочно закрепился в качестве основного источника информации для школьников. Но на этом не остановился. Наблюдается заметный рост качественных каналов для всех возрастных групп и интересов. Напомним, на прошлой неделе Brand Analytics выпустила пилотный рейтинг YouTube-блогеров - майский топ-20 по вовлеченности. С результатами можно ознакомиться здесь.
Мобайл. Мобильность как главный тренд в интернете придает ускорение и соцмедиа - смартфон идеален для создания разноформатного пользовательского контента.
Мессенджеры. Телеграм берет на себя медийную и форумную роль - набирающие силу каналы от СМИ и блогеров, публичные чаты в активных целевых группах. WhatsApp - захватил место народных бытовых публичных чатов. Viber - «поход» в молодежь и задача внедрить е-коммерц в мессенджеры.
Медиа. СМИ приходят в соцмедиа - ставка делается на реалтайм-дистрибуцию контента прямо «в руки» пользователей.
UGC-площадки. Тематические площадки оказались наиболее удобным местом для обмена пользовательским опытом. Веб 2.0 живее всех живых.
Стори-формат. Формат историй, пришедший из снэпчата практически во все соцсети, набирает обороты и аккумулирует в себе тренды видео, лайфов, мобайла и легкости коммуникации здесь и сейчас. Наиболее быстро растущий формат.
Живой Журнал демонстрирует не обвальное, но неуклонное падение активности на самой площадке, но по прежнему часто выступает источником информации, распространяемой и потребляемой в социальных медиа за пределами ЖЖ.
--- Как видите, многократно обруганная и теряющая популярность "жежешэчка", тем не менее, как утверждают эксперты-исследователи, служит источником информации и своеобразным "лидером мнений" среди прочих соцсетей, а потому засилье пропагандонов в ней, изрядно поддоставших обычных блогеров, вполне объяснимо...
Как вы полагаете, насколько оправдан перенос выдыхающейся кампании главного кандидата в президенты в соцсети рунета и удастся ли заказчикам, чиновникам АП, спасти ситуацию с падающим на глазах, несмотря на все усилия, рейтингом первого лица?
Такого рода информация, конечно же, имеется у заказчиков и руководителей предвыборной кампании, но нам она, увы, недоступна и мы можем делать выводы исключительно по активности т.н. "кремлеботов" и "ольгинских троллей", вполне незаурядной, стоит заметить...
В целом же, оценивая поведение администрации ЖЖ в рамках предвыборной кампании, можно лишь подтвердить бытовавшее и ранее серди блогеров мнение - при всей мнимой или кажущейся оппозиционности, ЖЖ, безусловно, ресурс провластный и отчетливая либеральность его вполне стыкуется с нескрываемым либерализмом действующей власти.
Так что: за кого агитирует ЖЖ - вопрос риторический, ну а уж о топовых блогерах, тоже становящихся таковыми в основном благодаря усилиям админов, даже говорить не приходится. Так что и этот инструмент вполне активно используется АП для достижения все той же цели - избрания Путина на очередной срок...