Кто верит в ВВП как показатель мощи страны - религия и мифология...

Feb 19, 2018 18:18

Читаю сегодня в НГ  -
ВВП страны закачается в 2018 году
И в то же время нам сообщают, что -
ВВП еврозоны показал сильный рост за 2017 год

Ужас? Нет, ужас-ужас-ужас.
Или - ужас-то присутствует, ощущения не обманывают граждан России, все туже затягивающих пояса, но вот как раз ВВП вовсе не показатель его?
Сегодня редко какая экономическая публикация обходится без таких слов как "экономический рост" - измерителем всего и вся в мире стал показатель, называемый "валовой внутренний продукт" или ВВП, великий и ужасный.

Это уже давно не показатель, а фетиш, божество, которому положено поклоняться и от которого якобы зависит благополучие всех и каждого - все, что способствует увеличению ВВП или экономическому росту, хорошо, все что ведет к его снижению - ужас-ужас.
В мире сложилась идеология "экономического роста", которая в высшей степени иррациональна и имеет все признаки религии, которую наши либеральные "экономисты" усиленно нам проталкивают, а мы ведемся, с трепетом внимая "серым двоечникам Кудриным".

Давно хотела найти что-нибудь в доступной для неэкономистов форме о ВВП, которым нам все время тычут в лицо, рассказывая о дремучей Расее, обреченной в противостоянии с блистательным Западом.
Кажется, таковое, наконец, обнаружилось, рекомендую к прочтению и осмыслению, на раз-два:

РАЗ.


Мифология ВВП
ВВП не отражает ни степень богатства страны, ни силу экономики, ни ее готовность к противостоянию

В 30-е годы 20-ого века, когда Саймон Кузнецов предложил в качестве одного из инструментов макроэкономического анализа использовать понятие "Валового внутреннего продукта", ему и в голову не приходило, что когда-нибудь, ссылаясь на сравнение национальных ВВП, те или иные аналитики будут определять экономическую, политическую либо военную мощь государств. И тем более - утверждать, что государства с меньшим ВВП должны подчиняться воле государств с большим ВВП.

История критики несовершенства данного понятия - более чем долгая. Но дело не в том, что оно неправильно либо порочно, а в том, что оно ограничено и не характеризирует даже экономическую силу государства в целом, не говоря о его политической силе. Оно даже не определяет ни уровень благосостояния населения, ни богатство государства.

И одним из первых об этом говорил сам его создатель: Саймон Кузнецов изначально подчеркивал, что речь идет об аналитическом инструменте ограниченного применения, и уже в год, когда это понятие и предложил, сам подчеркивал бессмысленность отождествления роста ВВП с увеличением экономического или социального благосостояния. Когда представители тех или иных политических групп либо ангажированные с ними эксперты начинают утверждать, что Россия не может в своей политике противостоять США в силу того, что она имеет ВВП, как они говорят, в десять раз меньше ВВП США - по их утверждению, 1,7% мирового ВВП при 17% доли США, - они либо просто малограмотны и как минимум думают, что ВВП тождественен с экономической мощью страны, либо просто сознательно работают на разложение общественного сознания своей страны, вбивая в него мысль о бессмысленности сопротивления США и вообще, более сильному и более богатому, а соответственно - приучая к мысли о необходимости национальной капитуляции.
[Spoiler (click to open)]

И тут есть два момента. Первый - соответствует ли экономическая сила и богатство государства его политической, военной и геополитической силе, второй - выражает ли ВВП вообще экономическую силу и богатство страны.

Если вести речь о первом. Экономика, ее развитие, конечно, в итоге определяет всю организацию общества, базис, общественное бытие - конечно, определяет общественное сознание и все надстроечные явления, но именно в конечном счете. И характер этого определения вообще может подчас быть прямо противоположным. Теоретически тот, у кого есть мешок золота, всегда может купить и подчинить себе того, у кого есть лишь стальной меч. Но на практике при прочих равных куда с большей вероятностью последний просто отберет мешок золота у его самонадеянного обладателя. Близкий литературный пример - опыт перехода обладателем заветного миллиона Остапом Бендером советско-румынской границы.

Американские государства 15-16 веков были много богаче и приплывших к ним конкистодоров, и пославшую их Испанию - и не смогли сопротивляться последним. Ограбившая ту Америку Испания стала богаче Англии и Франции - и проиграла им все сражения и потом рухнула из-за огромного богатства, утратив стимулы к развитию.

Персия была богаче Афин, Афины - богаче Спарты, эллинистические государства Восточного Средиземноморья - богаче Рима, Рим - богаче Атиллы, Византия - богаче славянских племен, Русь - богаче монголов и так далее.

Об этом можно говорить и писать очень много и отдельно, но все это вообще не связано с ВВП и имеет в данном случае значение лишь в том плане, что демонстрирует: в противостоянии двух политических либо национальных субъектов победа более богатого ничем не предопределена. Более того - чаще богатство, наоборот, предопределяет поражение своего обладателя. Хотя бы потому, что стимулирует бедного к борьбе.

А побеждает не тот, кто имеет более дорогую и изысканную пищу, а тот, кто меньше боится смерти. Кто-то может спорить, говоря, что, к примеру, нынешние США предельно дорожат своими жизнями и боятся умирать, но все время побеждают. Однако те, кто так говорит, не могут привести ни одного примера, войны, в которой США в итоге вышли бы победителями за семьдесят лет после Второй мировой войны.

Если вести речь о втором - ВВП как раз вообще не отражает ни степень богатства страны, ни силу экономики, ни тем более ее готовность к войне либо иному противостоянию.

Потому что под ВВП понимается даже не продукт как таковой, который высчитать подчас довольно сложно, если не вести речь о натуральных показателях, а рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

То есть, во-первых, речь идет о рыночной стоимости, иначе - о "наиболее вероятной цене" для рыночных условий. Если мы ведем речь о продукции и производстве, создаваемой и осуществляемой на вне рыночных условиях, скажем, по госзаказу и по твердым государственным ценам, то есть об оборонном и научно-технологическом прорывном производстве, оно при определении ВВП учитывается более чем косвенно.

Во-вторых, хотя речь идет о "конечном продукте", стоимость его зависит от массы составных. Если предельно упростить: если продукт создается из составных, проходящих большее число посредников, стоимость его растет и формально ВВП возрастет. Если посредников меньше и все они представляют звенья единого государственного комплекса, стоимость и цена падают и ВВП сокращается. Иначе - чем больше в стране спекулятивных операций и чем менее эффективна экономика, тем больше окажется ВВП. Что и происходит, когда однотипная продукция оборонного комплекса США стоит порой в десятки раз больше, чем аналогичная в России.

Третье. Хотя речь идет о "конечном продукте" и все пытаются считать именно конечный продукт, на деле, поскольку все выражается в денежных показателях, ВВП выражает лишь совокупность денежных взаиморасчетов в стране, а не уровень развития ее производства. То есть, ВВП от силы отражает развитость рыночных отношений в стране. Для нерыночных экономик он не значит вообще ничего.

Четвертое. Даже если исходить из того, что ВВП отражает действительную конечную совокупность товаров и услуг, он не отражает готовность страны к противостоянию. Если мы имеем страну, в которой каждая девушка посещает салон красоты и делает укладку волос у стилиста, ВВП при прочих равных у нее будет больше, чем у страны, в которой девушки не ходят к стилистам, а делают укладку самостоятельно.

Но это не значит ни того, что эта страна экономически сильнее, ни что она лучше готова к войне. Можно даже предположить, что в обществе, где меньше салонов красоты, девушки скорее возьмут в руки снайперские винтовки и встанут к зенитным установкам. Разумеется, это не призыв закрыть салоны красоты - это просто подчеркивание отсутствия прямой зависимости от развитости сферы услуг и величины ВВП с готовностью встать на защиту своей страны.

В-пятых, размер ВВП вообще подчас отражает парадоксальные ситуации и возрастает не от позитивных, а от экономически-негативных факторов.

Один из почти классических примеров. Если в автомобильной катастрофе сталкиваются два автомобиля, в каждом из которых находилось по четыре человека, причем по два из них погибли, а остальные получили увечья, экономически это влечет следующие последствия:

1.Четырех человек нужно похоронить и заплатить за все процедуры, гробы и погребение;

2.Четырех человек нужно доставить в больницы, лечить и заплатить и за это.

3.Две машины нужно либо отдать в ремонт - либо купить новые - то есть, оплатить либо ремонт, либо покупку новых.

4.Родственники, если они есть, должны приехать, подчас из другого региона, как на похороны, так и для посещения госпитализированных и оплатить как транспорт, так и, возможно, проживание в гостинице…

Ну - и так далее. То есть все эти расходы окажутся засчитаны в увеличение ВВП.


Каждая смерть - увеличение ВВП. Каждая катастрофа - увеличение ВВП. Каждый природный катаклизм - увеличение ВВП. Каждый вырубленный и проданный как стройматериалы природный заповедник - увеличение ВВП.
Все это не значит, что само по себе понятие, сам показатель ВВП не нужен - это значит лишь, что в плане силы и геополитической, да и вообще политической и военной значимости он практически ничего не говорит, но лишь оказывается средством демагогического обмана со стороны политических групп, заранее мечтающих о капитуляции и ждущих прихода новых хозяев. И не больше.

И еще один момент. Во время Великой Отечественной войны валовый внутренний продукт СССР был примерно в полтора раза меньше ВВП Германии. И в два раза меньше ВВП объединенных ею и захваченных европейских стран. Результат известен. Побеждают не более богатые - побеждают более волевые. И более волевыми, подчас, оказываются более бедные. (с)
---
ДВА.


ВВП как мировой экономический пузырь: обозначено в меню, а в натуре нету

В старые добрые времена под ВВП понимались конечные результаты хозяйственной деятельности - товары и услуги для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека. В стоимостном выражении совокупность этих товаров и услуг и давала значение ВВП. Назовем это "классическим ВВП". Но даже наращивание такого показателя ВВП не означает, что в экономике и обществе все благополучно.

Во-первых, потому что бенефициарами такого роста являются не все члены общества, и лишь некоторые. Прирост ВВП достается у нас небольшой группе людей - олигархов. И сопровождается усилением социально-имущественной поляризации общества. Экономический рост зачастую не только не ослабляет социальные конфликты и противоречия общества, а наоборот, еще более их обостряет.

Во-вторых, экономический рост достигается ограблением будущих поколений. Многие виды хозяйственной деятельности достигают своих результатов за счет хищнического использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Жертвами такого роста оказываются не только будущие поколения, но и настоящие.
[Spoiler (click to open)]

Но и это не все. Экономический рост, измеряемый с помощью такого показателя как "классический ВВП", давно канул в лету. А то, что мы сегодня видим в новостях на этот счет, можно назвать откровенной ложью или "сеансами статистической магии". Или "экономическими галлюцинациями".

Еще раз напомню, что "классический ВВП" - это стоимость товаров и услуг, созданных в экономике страны за определенный срок и предназначенных для потребления. Потребление может быть личное (одежда, продовольствие, транспорт, жилкомхоз) и производственное (станки, корпуса заводов, коммуникации). В любом случае речь идет о том, принято называть реальным сектором экономики. Но сегодня возникла еще такая экономика, которую можно назвать "виртуальной".

Что это такое? Сфера так называемых услуг. Финансовых, риэлторских, юридических, маркетинговых, консалтинговых и еще такие, смысл которых понять крайне сложно. Под влиянием так называемой "экономической науки" в ХХ столетии происходило постоянное "совершенствование" методологии оценки макроэкономических показателей, прежде всего - показателя ВВП. Любой доход, который получают спекулянты, ростовщики, разные посредники, консультанты и прочие "паразиты", олицетворяющие собой "постиндустриальное общество", стали означать "общественный продукт" и включаться в ВВП.

Показатель ВВП стал походить на кружку с пивом, в которой есть жидкость, называемая пивом (продукт реальной экономики) и пена (продукт виртуальной экономики). Сегодня у всех стран Запада в этой кружке пены больше, чем жидкости.

Деньги стали направляться преимущественно туда, где можно получать высокую прибыль, причем немедленно. Появились гигантские финансовые рынки, которые стали поглощать растущую бумажную массу и генерировать астрономические прибыли. Реальный сектор экономики стал выглядеть анахронизмом для искателей быстрых и больших денег.

Пользуясь нашими образными сравнениями, можно сказать, что "пиво" стало производить невыгодно, все бросились создавать "пену".

И современная статистика ВВП, с одной стороны, создает иллюзию экономического роста. С другой - без статистического "оптимизма" (на языке экономических либералов это называется "позитивными ожиданиями" участников рынка) невозможно надувать "пузыри" на финансовых рынках и выстраивать долговые пирамиды.


ВВП в этом "постиндустриальном обществе" тем больше, чем больший процент банкиры-ростовщики сдерут со своих клиентов. Чем больше люди будут судиться друг с другом, тем больше будет объем "юридических услуг", что опять же повышает ВВП. Чем хуже людей будут лечить, тем дольше им будут оказывать "медицинские услуги". Значит, недобросовестные врачи будут получать большие доходы, тем самым внося свой вклад в "экономический рост". И т.п...
(с)
---
Вот, кстати, красноречивая иллюстрация, еще 4 года назад -
В Великобритании повысят ВВП за счет наркотиков и проституции
Можете даже не сомневаться, что наши либералы, в случае, если им удастся удержать власть, сфальсифицировав выборы-2018 в пользу действующего президента, непременно легализуют то и другое, благо такого рода предложения периодически вбрасываются некоторыми "элитариями".
И все во имя роста мифического реигиозного показателя ВВП, исключительно, чтобы не отставать от дорогих партнеров, а также потому, о чем сказано выше - может быть и так, что, чем более несчастно население страны-колонии, тем выше ВВП, зависит от того, как посчитать.

Думаю, читающие этот блог никак не заподозрят меня в попытке оправдания существующей компрадорской власти и  системы периферийного капитализма, действующей в российской полуколонии Запада вообще.
Но и передергивать с жупелом ВВП - не стоит в любом случае, это любимое занятие  по"экономистов"-пропагандистов, способных объяснить с его помощью все, что угодно, но только доверчивой публике.

Это буржуйский показатель, придуманный буржуями для своих буржуйских целей, используемый для отвлечения внимания от реально существующих проблем буржуйской системы.
Манипулируя им, нам рассказывают то, что выгодно существующей власти в тот или иной момент времени, мотивируя те или иные действия этой власти, неизбежность которых население должно принять.
Не ведитесь на разговоры о ВВП, сограждане, растет он или падает...

власть, экономика, ВВП, Россия, капитализм

Previous post Next post
Up