"Удачная утопия будущего": 110 лет загадке ученого, писателя, футуролога Ивана Ефремова

Feb 06, 2018 02:42



В 2018-м году исполняется 110 лет со дня рождения русского советского писателя, философа-космиста, ученого-палеонтолога, футуролога, чье имя известно всем - Ивана Ефремова.
Ко всему прочему, Иван Антонович еще и лауреат Сталинской премии второй степени.
В капиталистической России праздновать юбилей не собираются, но мы-то с вами можем себе позволить вспомнить о нашем выдающемся почти-что современнике?
Ручаюсь, что даже в этом кратком посте некоторые факты его биографии сумеют вас удивить..
Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились настойчивые слухи, что Ефремов - инопланетянин, путешественник во времени, индийский йог и т.п.

Ну, например, сегодня мы можем констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в запрещенном в советское время романе «Час Быка».
Кто-то из запретителей - увидел в ней карикатуру на советскую действительность, но, на самом деле, Ефремов писал не об этом.
Этот роман-предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века и повествовал о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит инферно, разрушающий и сжигающий души ад при жизни.
Властвует на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая всепроникающая массовая культура.
Сам писатель говорил о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры» - разве не это видим мы сейчас вокруг и далеко не только в России?
Предлагаю вам подборку крайне интересных материалов о жизни и творчестве Ивана Ефремова...

Будущее может быть счастливым: Иван Ефремов и его «Туманность Андромеды»
[Spoiler (click to open)]


5 января 1957 года в первом номере журнала «Техника - молодёжи» началась публикация романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» - этапного в развитии советской фантастики. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли «удачной утопией будущего». А советские читатели - «беспрецедентным романом».

Впрочем, почему утопией? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии, ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п.
Однако, основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования «Туманности Андромеды». Речь идет о картине Будимира Метальникова «Молчание доктора Ивенса». «Что гласит первый закон Земли»? - спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа. И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями.

Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому. Не случайно действие «Туманности Андромеды» происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Что касается «Туманности Андромеды», то это произведение, долгие годы бывшее не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, а нравственным ориентиром, показывающим каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремление к развитию, теперь, похоже, забыто либо многим «скучно и малопонятно».
На одном из общественных форумов в 2011 году известный российский журналист, претендующий на грамотность и третейские суждения, услышав выражение «идеология «Туманности Андромеды», долго не мог успокоиться. И публично обвинил произнесшего это в неадекватности. И не потому, что он не любит Ивана Ефремова. А потому, что он его не читал. И «Туманность Андромеды» в его понимании - это что-то из Космоса. Где-то далеко. А про роман он, очевидно, никогда и не слышал.

Почитайте на форумах в интернете отзывы молодых людей о других произведениях Ивана Ефремова. Души их часто глухи, а потребности сродни потребностям насекомых. Не это ли «Час Быка»? Но беда даже не в этом, а в том, что себе подобным они считают весь мир. «У Ефремова две студентки в «Лезвии бритвы» во время поездки по Средиземноморью обсуждают памятники архитектуры.
Этот Ефремов, что не знает, о чем говорят между собой студентки»? - цитата с форума на сайте, посвященного творчеству Ивана Ефремова. Нет, он не знал таких студентов. А если и знал, то не считал эту патологию нормой.
Возможно, что сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев «Туманности Андромеды», таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль. Но многие черты их людям моего поколения были понятны, близки, различимы в толпе и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир.

Кстати, Иван Ефремов никогда не лакировал советскую действительность. Темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду. И как отголоски - в будущем. Не случайно, в «Туманности Андромеды» одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному. Судьба ученого Мвен Маса («Туманность Андромеды»), который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему - пример того, как в будущем будут решаться подобные проблемы. Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В «Туманности Андромеды» есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуется историей найдет в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины.

У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем будет устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову - это тоже симптом болезни.
Сам Иван Ефремов так вспоминал о времени работы над «Туманностью Андромеды»: «Так и остался у меня в памяти период работы над «Туманностью Андромеды» как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звёздное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне».
А у нас, тех, кого в 1980-е годы называли советской молодежью, романы Ивана Ефремова - «Туманность Андромеды», «Час Быка» (хоть и был запрещен, но читали), «Лезвие бритвы» были глотком воздуха, вселявшим веру в то, что жизнь может и должна быть иной.

Что касается самого автора произведения - Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления - тафономия, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой. Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились настойчивые слухи, что Ефремов - инопланетянин, индийский йог и т.п.
Во всяком случае, человек, обладающий экстраординарными способностями. Таких героев в его произведениях, действительно, много. Но непохожесть и оригинальность мышления привлекла внимание к Ивану Ефремову и так называемых компетентных органов.
Иван Ефремов скончался 5 октября 1972 года, а через месяц после его смерти в квартире писателя сотрудники КГБ СССР провели обыск. По факту смерти было заведено уголовное дело, которое было прекращено 4 марта 1974 года. И это еще одна тайна Ивана Ефремова.

https://www.livelib.ru/group/109/post/17672-buduschee-mozhet-byt-schastlivym-ivan-efremov-i-ego-tumannost-andromedy

---
Впрочем, сама по себе история жизни Ефремова тянет, если не на фантастический, то на приключенческий роман

Биография


[Spoiler (click to open)]
Родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье лесопромышленника. В 1914 году семья переезжает в Бердянск, где Иван Ефремов поступает в гимназию. Революция сопровождается давно назревшим разводом родителей, в 1919 г. мать с детьми перебирается в Херсон, выходит замуж за красного командира и уезжает с ним, оставив детей тётке, которая вскоре умирает от тифа. Иван прибивается к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» доходит до Перекопа.
При бомбардировке Очакова был контужен, с той поры слегка заикался.
В 1921 году, демобилизовавшись, едет в Петроград с твёрдым намерением учиться и, благодаря бескорыстной помощи учителей, оканчивает школу за два с половиной года, пройдя программу за пять лет. В 1923 году Ефремов сдаёт экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уезжает на Дальний Восток. К палеонтологии молодой Ефремов пришёл, познакомившись в 14 лет с академиком П. П. Сушкиным, который открыл для него эту науку и помог сделать в ней первые шаги. Отплавав по протекции знаменитого капитана Д. А. Лухманова навигацию на Тихом океане простым матросом в 1924 году и побывав в Японии, будущий палеонтолог возвращается в Ленинград и поступает в университет на биологическое отделение. Но доучиться он не смог - с середины 20-х его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.

Список его экспедиций внушает уважение: 1925 - орнитологическая экспедиция в Азербайджан, плавание по Каспийскому морю капитаном катера. 1926 - Тургайская палеонтологическая экспедиция. Палеонтологическая экспедиция на гору Большое Богдо. 1927 - Палеонтологическая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга (по её итогам Ефремову впоследствии была присуждена премия имени А. А. Борисяка и вручён почётный диплом Лондонского Линнеевского общества). 1928 - вторая экспедиция на реки Ветлуга и Шарженьга. Вторая экспедиция на гору Большое Богдо. 1929 - экспедиция в Среднюю Азию. Экспедиция в Каргалинские рудники (Оренбургская область). 1930 - Урало-Двинская геологическая экспедиция. 1931 - Нижне-Амурская геологическая экспедиция. 1932 - Олёкмо-Тындинская геологическая экспедиция. 1934 - Волжско-Камская палеонтологическая экспедиция. Верхне-Чарская геологическая экспедиция. 1935-1939 - палеонтологические раскопки у села Ишеево (Татария). 1941-1942 - участие в Экспедиции Особого Назначения. 1946 - первая палеонтологическая экспедиция в Монголию. 1948 - вторая палеонтологическая экспедиция в Монголию. 1949 - третья палеонтологическая экспедиция в Монголию.

В 1935 году Ефремов становится кандидатом (при том, что диплом об окончании Горного института получает лишь два года спустя), а в марте 1941-го - доктором биологических наук (диссертация «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР»). В это время Иван Антонович уже живёт в Москве, поскольку в 1935-м сюда переезжает Палеонтологический институт.

В 40-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания - тафономия. Так было названо учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Во время Великой Отечественной войны, во время эвакуации И. А. Ефремов начинает писать свои первые «рассказы о необыкновенном», в которых сочетается научная фантастика и приключения. В дальнейшем его мировоззрение и вера в светлое "космическое" будущее отразились в его произведениях, по которым читатель может проследить эволюцию мысли писателя - от искреннего энтузиазма ("Туманность Андромеды") до тревожного скептицизма ("Час Быка").
https://www.livelib.ru/author/112726-ivan-efremov#information

---
Перечень любопытных фактов о Ефремове тоже впечатляет и позволяет приблизиться к разгадке его тайны -

Интересные факты
[Spoiler (click to open)]Именем Ивана Ефремова названа литературная премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики.
В честь Ивана Ефремова названа малая планета 2269 Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных. Ивантоза́вр (лат. Ivantosaurus ensifer) - примитивный терапсид, «Ивана Антоновича ящер», назван в честь Ивана Антоновича Ефремова.
Иван Антонович Ефремов стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
Сбылась часть его «предсказаний», таких как:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.
Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».
Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего». Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».
Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).
Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.
Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).
Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»)
https://www.livelib.ru/author/112726-ivan-efremov#%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B

---
Книги Ефремова просто кладезь мудрых, глубоких мыслей и острых, точных наблюдений, просто на удивление актуальных, злободневных и поныне -

Цитаты из произведений

Одно из самых тяжелых заболеваний человека - это приступы равнодушия к работе и жизни.

Знать, как действовать, - половина дела, другая половина - знать время, когда совершать действие. Для всех дел в мире есть надлежащее время, но чаще всего люди упускают его.

Деньги не цель, а возможность. Если относишься к ним как к силе, дающей разные возможности, то ты будешь ценить деньги, но они не поработят тебя.

...только в начале своего существования любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни - обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь.

Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой.

Верить можно во все, что угодно, но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее.

Надо опорочить прежнее, чтобы утвердить новое. Чем нелепее вера, тем больше цепляются за нее непросвещенные люди, тем темнее их душа, тем они фанатичнее.
Только на низшем уровне веры люди нуждаются в кровавых жертвах, умилостивляя богов и судьбу потому, что ставят своих богов на один уровень с собою.

За обидчивостью кроется сознание собственной неполноценности, за сентиментальностью - жестокость.

Чем ниже падает нравственность и достоинство в народе, тем сильнее старается он доказывать свое превосходство перед другими, унижая их.

Это люди, с которыми можно сделать все, что угодно! Ограбить, отнять жен и возлюбленных, выгнать из удобных домов. Надо только применить старый, как наш и земной мир, прием - восхвалять их. Кричите им, что они велики, прекрасны, храбры и умны, и они позволят вам все. Но попробуйте назвать их тем, что они есть на самом деле: невеждами, глупцами, тупыми и беспомощными ублюдками, и рев негодования заглушит любое разумное обращение к ним (...)

[Spoiler (click to open)]
Что же делают в жизни мертвые души? - Мешают жить живым, внешне не отличаясь от них. Только они ненасытны в пустых и самых простых желаниях: еде, питье, женах, власти над другими.

Главная цель всех наук одна - счастье человечества. - А из чего оно складывается, ваше счастье? - Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира. - Но это же противоречит одно другому! - Напротив, это диалектическое единство, и, следовательно, в нем заключено развитие!

В каждом из нас две половинки: одна рвется к новому, другая бережет прежнее и рада вернуться к нему. Вы знаете это и знаете, что никогда возвращение не достигает цели.

Коротка жизнь! Пока соберешь крохи знания и увидишь, как надо жить, уже не сможешь идти дальше.

Без уединения человеку недоступно никакое совершенствование

Молодежь ругают по всему миру. Это модно. Понять нас, конечно, труднее. Никому нет дела, что наше сознание раздваивается, раскалывается между грубой реальностью жизни, её неумолимой жестокостью и той призрачной жизнью, доведенной почти до реальности искусством кино, литературы, театра и или политической пропагандой

Великое преступление возникает из цепи малых ошибок и проступков, а великое достоинство, равное богам, родится из бесчисленных действий сдержанности и обуздания самого себя.

Мудрость, афинянка, малоприятна для ее обладателя. Мудрых людей мало. Мудрость копится исподволь у тех, кто не поддается восхвалению и отбрасывает ложь. Проходят годы, и вдруг ты открываешь в себе отсутствие прежних желаний и понимание своего места в жизни. Приходит самоограничение, осторожность в действиях, предвидение последствий, и ты - мудр. Это не есть счастье в твоем поэтическом понимании, вовсе нет. Люди излечиваются от тревоги и гнева песней и танцами, ничего не зная о сущности их. Не следует много рассуждать о знании богов и людей, ибо молчание есть истинный язык мудрости. Открытые сердца это хорошо понимают. Тем более не мудро говорить истины людям, предпочитающим чудеса и достижения кратчайшими путями, которых нет, а есть лишь постепенное восхождение.

В каждом из нас две половинки: одна рвется к новому, другая бережет прежнее и рада вернуться к нему. Вы знаете это и знаете, что никогда возвращение не достигает цели.

https://www.livelib.ru/author/112726/quotes-ivan-efremov

---


ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ПОЧЕМУ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ-2018 НЕ ПРАЗДНУЮТ 110-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ - ИВАНА АНТОНОВИЧА ЕФРЕМОВА,
А ПРАЗДНУЮТ - ИУДЫ СОЛЖЕНИЦЫНА?
2018-й - год Солженицына? НЕТ. Сделаем год - Тургенева, Горького, Ефремова, Носова?

P.S.
Иллюстрации к произведениям Ивана Ефремова -


Час быка[СМОТРЕТЬ]

Иллюстрации к роману Ивана Ефремова
"Туманность Андромеды"(В. Смирнов)

































литература, Россия, культура, СССР

Previous post Next post
Up