"Все, что было не со мной, помню", или почему -забыть, значит -предать?
Nov 30, 2017 04:38
"Все, что было не со мной, помню" - это память поколений, память о том, чему ты не был свидетелем и участникам, но что вошло в твой культурно-генетический код с молоком матери, воспринимается как нечто незыблемое и абсолютное, как данность, неподверженная изменениям и пересмотру с переоценкой. То, что унаследовано от тех, кому ты обязан самим своим существованием и потому - свято.
"Забыть, значит предать" - сказано было вчера в споре с очередным переписывающим историю и призывающим к пониманию и прощению тех, кого ни понять, ни простить нельзя, не предав себя, своих предков, свою страну. Мы, забывая, предаем, какие бы ловкие иезуитские аргументы нам ни приводили в оправдание тезиса - "все было не так однозначно, у каждого была своя правда, они только выполняли приказы". Исполнение преступных приказов - тоже преступление, у человека выбор всегда есть - "дьяволу служить, или пророку, каждый выбирает для себя", отговорки-оправдания-объяснения - не принимаются.
Когда на твою землю пришел враг с оружием и намерением землю отобрать, а тебя покорить, или убить - все однозначно донельзя и попытки потом, постфактум, находить объяснения и оправдания - это забвение, оно же предательство и есть. Сколько бы десятилетий ни прошло после тех трагических событий, для нас ничего не изменилось, преступления против человечности, совершенные немецкими фашистами на российской земле, срока давности не имеют. Ненависти давно нет, возмездие свершилось, память - есть и будет.
Вот этот ролик ниже, при всей своей безыскусности, очень неплохо иллюстрирует сегодняшнее состояние постсоветского общества в той его возрастной группе, что до 30-и лет, не всего, конечно, но некоторой части... Посмотрите, он короткий, всего 3 минуты -
Пожалуй, последний период памяти о Великой Отечественной войне, осмысливаемый именно как способ сохранения национальной и гражданской идентичности народа, был в 70-е годы, как я теперь понимаю, просмотрев-прослушав военные песни.
Именно тогда была написана песня-предостережение, песня-колокол, тревожащий душу и не дающий забыть о том, о чем забывать нельзя, если не хочешь повторения пройденного, только уже с другим финалом... О какой песне идет речь, вы, наверное, уже догадались, вот ее история -
Песня «За того парня» была написана композитором Марком Фрадкиным на стихи поэта Роберта Рождественского много позже военного времени - она приурочена к 30-летию со дня начала Великой Отечественной. Впервые прозвучала в кинофильме режиссера Игоря Шатрова «Минута молчания», вышедшем на экраны в 1971 году. Исполнил ее актер Александр Кавалеров, сыгравший одну из центральных ролей.
Спустя два года ее в качестве саундтрека к кадрам современности использовал в своем знаменитом фильме о летчиках Великой Отечественной «В бой идут одни старики» режиссер Леонид Быков.
Но настоящую известность, популярность и даже международное признание песня приобрела в исполнении Льва Лещенко. В 1972 году тогда молодой и стремительно набиравший известность артист триумфально победил в международном певческом конкурсе в польском городе Сопоте. Лев Валерьянович вспоминает, как долго выбирали материал для выступления. Вадим Людвиковский, руководитель и дирижер Концертного эстрадного оркестра Гостелерадио (там работал Лев Лещенко) говорил: нужно найти такую песню, чтобы выстрелила. Остановились на композиции «За того парня».
- Я готовил эту песню специально для конкурса, - рассказывает Лев Валерьянович, - и мы ее с Марком Фрадкиным и Робертом Рождественским проговаривали. А с Марком мы создали новую аранжировку. Песня ведь имела балладную форму, мы ее сделали для «Сопота» более яркой, более эмоциональной, что ли. Там скрытые эмоции внутри, а мы выплеснули их наружу, в концовке - акцент: «Все, что было не со мной, - помню!» Как назидание всем тем, кто хочет навязать нам свою волю, свою силу. Был именно такой подтекст, с таким действием драматургическим, что подчеркивало и смысл этой песни.
У певца были тогда некоторые опасения - ведь конкурс в Сопоте ориентирован на легкую песню, а тут - такая тяжелая тема. Однако расчет оказался правильным. Лев Лещенко завоевал первое место. А зрители-поляки (да-да, тогда в Польше еще не заявляли, что Освенцим освободили украинцы, а войну начали русские, не сносили памятников советским солдатам и были благодарны за избавление от фашизма!) приняли композицию буквально «на ура»: на финальном концерте артисту пришлось спеть ее трижды!
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
- Почему она не уходит из нашей памяти, из вашего репертуара, с чем это связано?
- Я думаю, что она в принципе «непредметная» песня, то есть не о каком-то событии, а, такая очень гуманная - для каждого человека, который потерял на войне своих близких, своих родных. Скорее всего, символическая песня. «За того парня» - это можно отнести к любому человеку нашей планеты, к любому воину любой войны, будь то Великая Отечественная или какая-то другая. Поэтому она вне времени, эта песня. И сегодня звучит так же достаточно современно и понятно. И текст, и музыка, все это до сих пор свежо очень. С точки зрения творческой.
А с точки зрения ее восприятия, воздействия, - она очень современна, особенно в сегодняшнем мире.
Это монолог о нашем долге перед воевавшими, о наших обязательствах перед тем опаленным поколением.
Поэт Рождественский был ребенком, когда шла война. Но это обстоятельство лишь породило у него чувство собственной вины за то, что не он, а другие отстаивали свою страну с оружием в руках и отдали за нее свои молодые жизни.
Этот мотив долга появляется в стихах Рождественского не раз:
Мы - виноваты
Виноваты очень:
Не мы
с десантом
падали во мглу.
И в ту -
войной затоптанную
осень -
мы были не на фронте,
а в тылу.
И сейчас, когда фронтовиков и людей, лично переживших войну и знающих о ней правду из своего опыта, становится все меньше и меньше, а желающих переписать историю для собственных корыстных или политических целей - все больше и больше, - так важно новым поколениям помнить то, что «было не со мной».
--- Сейчас выражение «за того парня» употребляется в ироническом смысле, когда речь идет о работе за других, а между тем, в год своего выхода на экраны фильм «Минута молчания» получил широчайший резонанс и тогда, в в 1974-м, выражение "за себя и за того парня" стало названием трудового почина (в честь 30-го юбилея победы над фашистской Германией). Комсомольцы Москвы предложили включать в списки рабочих бригад имена погибших на фронте работников своего предприятия и таким образом выполнять план за себя и «за того парня». Звучит совершенно фантастично, правда? Сама не поверила, обнаружив эту инфу. Впрочем, то было в другой стране и с другими людьми, первым поколением потомков победителей...
Кстати, последняя версия этой песни была записана группой Ундервуд в 2014-м -
А очень простое объяснение того, почему эти ребята не забыли, прозвучало из уст одного из них - [Spoiler (click to open)] Для фронтмена «Ундервуда» Владимира Ткаченко, по его же собственным словам, песня «За того парня» является самой проникновенной из посвящённых ужаснейшей войне XX столетия. Второй фронтмен группы, Максим Кучеренко, говорит, что эта песня близка ему с детства, поскольку именно её любили исполнять во время застолий собиравшиеся в родительском доме гости. Свою версию произведения музыканты записали для проекта «Наша победа», организованном «Нашим радио». Источник: https://reproduktor.net/2014/05/gruppa-undervud-spela-za-togo-parnya/
--- Вы видите, что очень многое зависит от нас, даже если официальная идеология направлена на забвение и предательство памяти, медленное, ползучее, постепенное, заключающееся в поэтапном отказе от символики, традиций, ритуалов, все чаще звучащих лукавых мантрах о примирении и прощении.
И не говорите мне, что идеология запрещена Конституцией и ее нет, она очень даже есть, либеральная идеология западноевропейского фашистского реваншизма и примирения с абсолютным злом. В облике национализма она уже победила на соседней территории и теперь пытается проделать то же самое у нас, для чего и трансформирует память о прошлом под предлогом якобы примирения и прощения. Скажу просто - этого НЕЛЬЗЯ допустить ни в коем случае.
Аноним ...мне кажется, порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей....
gala_gala15 гамзатовское, там изначально было не солдаты, а джигиты
the_arioch ....даже не был я знаком с парнем, обещавшим "я вернусь, мама!"
Но интересно, в каком году это пошло.
В тот момент, когда все страна наглядно лежала в руинах - напоминать, возможно, было и в самом дел не зачем. А вот когда отстроили страну и войны стало не видно - тогда и дали заказ напоминать.
gala_gala15 Да, это тоже. В том-то и дело, что таких песен целый ряд. Для меня это и Прасковья, и Сережка с Малой Бронной, и Даже не был я знаком с парнем, и Мне кажется порою, что солдаты, и До свидания, мальчики, и целый ряд еще. И стихи - Я убит подо Ржевом, и Ты помнишь, Алеша, и Жди меня. В том-то и дело, что это было огромное пространство смыслов, целая Вселенная по имени Великая Отечественная и мы, поколение потомков победителей, в нем существовали. Это была система координат абсолютных, она нас формировала ежечасно, ежедневно, незаметно, но уверенно, просто входила в плоть и кровь. А нынешние? Чем они формируются? Голливудскими фильмами, играми, роком, мультами, гаррипоттерами. Вот их вселенная. Национального там нет НИЧЕГО.
Возможно.
the_arioch > В том-то и дело, что это было огромное пространство смыслов
для нас, выросших в 80-е и 90-е
но были ли они разрешены до Хрущёва?
мы просто предполагаем, что раз в 80-е и 90-е их все знали ,то так было всегда, от сотворения мира
а не факт, вот эти статьи говорят совсем о другом
gala_gala15 Кстати, интересный вопрос. Не факт, действительно...
the_arioch и да, "я знаю: никакой моей вины"
если такое в себе пол-страны носило, то выпускать это наружу такими песнями было рисковано
мог случиться катарсис, а мог и взрыв
пусть лучше катарсис вызывают небольшими неофициальными компаниями под водку с черным хлебом, чем толпами на концертах и всей страной синхронно по радио/ТВ
в 1960-ых острота восприятия уже ушла, тогда уже основным слоем населения были те, кто "сорок трудный год, омский госпиталь" и " - Мама, а в летчики примут меня? / - Примут - куда они денутся."
gala_gala15 В любом случае - главное то, что и в 60-е, и в 80-е было вот это социокультурное поле "мы поколение победителей, наследники Победы", был абсолютный эталон - воины, народ-победитель, самый сильный, самый честный, самый достойный. "И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось" - вот как это работало, мы были индоктринированы этими военными-победными смыслами-идеологемами, которые модифицировались, ессно, под конкретные обстоятельства времени-места, но в целом сохраняли неизменность. А потом, в 90-х, их просто убили. Изнасиловав, обесчестив предварительно всеми этими ублюдками резунами и проч. мразью.
the_arioch > абсолютный эталон - воины, народ-победитель, самый сильный, самый честный, самый достойный
что имеет и обратную сторону
бандеровцы - тоже "самый сильный, самый честный, самый достойный"
а столкновении же маленького человека с бюрократией этот пункт приводит либо к чинопочитанию, либо к "золотой рыбке"
> мы были индоктринированы этими военными-победными смыслами-идеологемами
и когда столкнулись, что реальный СССР не соответствует этим пропагандистским штампам - отвернулись от него как минимум, помогли разрушить как максимум
> А потом, в 90-х, их просто убили. Изнасиловав, обесчестив предварительно всеми этими ублюдками резунами
популярность Резуну и Солженицины создал СССР, запретивший доступ к альтернативным точкам зрения и фактам. Превратившим реальную историю в квазирелигиозную секту. Придёт поп - вам дуракам скажет, как надо перед памятниками лоб расшибать.
Оттого и Бессмертный Полк - акция разовая. Да, вышли, да показали. Что дальше?
--- На последний вопрос ответа не нашлось. А что дальше, действительно?
P.S. А лучшее исполнение песни "То, что было не со мной, помню", на мой взгляд, было все же у Муслима Магомаева, вот оно -
И напоследок - еще одна песня, тоже послевоенная, о войне, по силе эмоционального воздействия не уступающая самым пронзительным военным песням, хотя пафос ее значительно шире, это антифашистский гимн, заклинание и пророчество, написанный в 1958-м году поэтом-фронтовиком Александром Соболевым, но сейчас практически не исполняемый, не те времена...