Послесловие к Мьянме. Пара слов о фетве, шайтанах и позиционировании России в мусульманском мире..

Sep 08, 2017 16:28

В связи с последними событиями, удивившим и встревожившими многих россиян,  напрашивается пара слов о  том, что большинству неведомом, поскольку никогда не входило в круг интересов.
А именно - о фетве, шайтанах и позиционировании России в мусульманском мире...

Послесловие к неприятно поразившему москвичей массовому и экспрессивному "митингу бородачей", вот к этому посту -
Митинг "за Мьянму" - запрет на правду? На что провоцировали власти России мусульманские активисты?


Последовали комменты, из которых кое-что прояснилось и ситуация перестала быть плоской и однозначно оцениваемой...
Поначалу, вопросы возникло резонные и выводы были сделаны неутешительные -

schadling
Синьор Кадыров сделал своему патрону бяку. То что заявление с дежурным и обычным в таких случаях призывом властям Мьянмы не перегибать палку последовало бы и без всяких выступлений Кадырова ясно всякому. Но теперь, после этого заявления, получается что Власти РФ сделали это заявление под нажимом Кадырова. Получается , что Кадыров может оказывать влияние на власти РФ, и диктовать им свою волю...
---
Потом, подтянулись сведущие товарищи и картина оказалась сложнее, чем показалось на первый взгляд -

ivanovna_t
Я думаю, что Вы ошибаетесь.
Почитайте что-нибудь о международной конференции в Чечне в августе 2016 года о проблемах ислама и Грозненскую фетву.

Американцы вывезли из района Дейр-эз-Зора главарей ИГ*, сообщил источник https://ria.ru/syria/20170907/1502010574.html, так что бойня будет продолжаться в других местах.
___________________________________________________________________________
В отличие от христианства - Папа Римский, патриархи Церквей - у суннитов Ближнего Востока такого руководства нет.
В России, видимо, задумались о системе религиозного управления ближневосточным суннизмом.
В августе 2016 года Кадыров в Грозном организовал конференцию: "С 25 по 27 августа этого года в Чечне прошла международная конференция, на которой более сотни богословов со всего мира, российские ученые и представители духовных управлений мусульман обсуждали тему «Кто такие Ахлю-Сунна валь-Джама’а».
Принятый на конференции итоговый документ, получил в СМИ название «Грозненская фетва».
http://sufirb.ru/books_data/fatwa_grozniy/fatwa_grozniy.pdf тут и о конференции и текст фетвы.

В России мусульманами управляют ДУМы (Духовное управление мусульман) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD
Это слишком много ДУМ, поэтому 30 ноября 2016 года "в Москве состоялось первое заседание новой религиозной организации "Духовное собрание мусульман России", призванной объединить более десяти региональных муфтиятов.
Ее главой был избран муфтий города Москвы и Центрального региона, председатель Духовного управления Мусульман Чувашской Республики Альбир Крганов."
https://meliemelya.com/politika/91681/print/
Вот так идёт организация централизованного руководства мусульман в России.
__________________________________________________________________________________
Ну, а Кадыров - это связник между мусульманами России и Ближним Востоком: "Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров посетил Саудовскую Аравию, чтобы совершить хадж - паломничество по святым местам мусульман. Так, Кадыров вместе со своей матерью и близкими побывал в Мекке и посетил главную святыню исламского мира - Каабу, расположенную во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам.
Как сообщил сам глава Чечни в своем блоге, Каабу специально открыли для его матери Аймани по личному указанию короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азиз аль Сауда." https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/213449

Правда, это было в 2015 году, а в 2016 году после конференции в Грозном на Рамзана ополчились:
"Саудовский богослов Мухаммед бен Абдельрахман аль Арифи, профессор Университета короля Сауда в Эр-Рияде, резко раскритиковал прошедшую в конце августа этого года в Грозном Всемирную исламскую конференцию «Кто такие последователи суннизма», посвященную памяти первого законно избранного президента Чечни Ахмата Кадырова - борца против ваххабитской идеологии.
Как сообщает сайт катарского информационного агентства Al Jazeera, Арифи в своем твиттере осудил итоги конференции в Грозном, осудившей идеологию ваххабитов, «Братьев- мусульман», «Хизб ут Тахрир» и ДАИШ (признаны в России террористическими организациями - EADaily). По сообщению Al Jazeera, саудовский богослов объявил главу Чечни Рамзана Кадырова «кяфиром» (неверным, немусульманином), а кровь Кадырова «дозволенной». То есть, Арифи сообщал своим последователям - салафитам, что у них есть право убить Кадырова, поскольку он является «врагом ислама»."

[Spoiler (click to open)]gala_gala15
..Так что, Кадырова просто валят? А митингом этим он хотел реабилитироваться просто, показать, что он истинный правоверный мусульманин?

ivanovna_t
Валят- наши, это да! Кадыров не реабилитировался - он позиционировал новое направление внешней политики России в исламе и - Да!- выступил как защитник мусульман
С чего всё началось:
Заявление президента России Владимира Путина по поводу террористических актов в США
11 сентября 2001 года
12.09.2001
Сегодня США столкнулись с беспрецедентным актом агрессии со стороны международного терроризма.
Прежде всего я выражаю искреннее глубокое соболезнование всем пострадавшим и семьям погибших. Сегодняшнее событие в Соединенных Штатах выходит за рамки национальных границ. Наглый вызов всему человечеству, по крайней мере всему цивилизованному человечеству. И то, что произошло сегодня, лишний раз подчеркивает актуальность предложения России объединить усилия международного сообщества в борьбе с террором, этой чумой XXI века.
Россия не понаслышке знает, что такое террор. И поэтому мы лучше всего понимаем чувства американского народа, и, обращаясь от имени России к народу Соединенных Штатов, хочу сказать, что мы с вами, мы целиком и полностью разделяем и чувствуем вашу боль. Мы поддерживаем вас.

Амеры сказали хы-хы и пошли в Афган и далее насаждать терроризм по южной границе России.
Когда задымилось в Сирии, стало понятно, в какую сторону это варится. А уж когда мы плотно вошли в Сирию, стало понятно, как всё запущено. И надо срочно исправлять ситуацию. Бомбы -это хорошо, но и по линии религиозной надо налаживать отношения и влиять.
Посмотрите на карту южной границы России - сплошные мусульмане.
До самого последнего времени Россия занимала по Мьянме нейтральную позицию, хотя там это творится не первое десятилетие. Но самый шик в том, что Китай, в который вписывается вся восточная граница Мьянмы,
сидел всё так же у речки. В этом же районе и китайский Тибет, который не питает любви к Китаю, а северо-западнее Тибета - уйгуры-мусульмане, которые без конца бузят. Кстати, много уйгуров воюют в ИГИЛ, а Великий Китай занимает нейтральную позицию в ООН по Мьянме.
Если они думают откупиться, посмотрим, что будет, когда бармалеи натурализуются у них под боком.

---
А вот обстоятельная публикация в российском СМИ по итогам митинга, с анализом -


Рамзан Кадыров (слева) приветствует арабских гостей перед рабочим заседанием Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир»"
Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

..Всем бояться

Официальные лица московского ислама отреагировали почти сразу же, как только в сети появились сообщения о готовящемся митинге.

«Нельзя участвовать в завтрашней акции, которая планируется у посольства Мьянмы, она несанкционирована!» - такова была первая реакция имам-хатыба Соборной мечети Москвы Ильдара Аляутдинова. В одном из следующих постов последовало подробное объяснение, почему нельзя выходить на митинг, кроме того, что это мероприятие нацелено против действующей власти.

«В последние дни некие люди активизировали свою "диванную" деятельность, при этом оскорбляя власть и не имеющих отношения к государственной власти имамов. Ощущение такое, что кто-то целенаправленно хочет внести смуту среди мусульман и четко делает свое дело, играя на чувствах верующих, подпитывает их душещипательной информацией, которая позволяет с легкостью управлять толпой», - отметил Аляутдинов.

В своем выступлении имам-хатыб Соборной мечети Москвы сделал акцент на двух важнейших моментах: лояльности российской власти и единстве, которое может быть разрушено действиями неназванных «диванных» сил. Резюмируя, Ильдар Аляутдинов призывал к активным действиям, но исключительно в категориях высокой морали, чтобы «не просиживать в ресторанах, болтая часами ни о чем», а «отдать, к примеру, половину своего имущества». Правда, кому отдать - не уточняется. Позиция была заявлена максимально четко: политически правильно и морально обоснованно.

Салам, шайтаны!

В ситуацию с митингом вмешался еще один человек - Рамзан Кадыров, чьи политические амбиции гораздо выше, чем у столичных мусульман. Они ограничиваются осторожными призывами не выходить за рамки легальных действий, а он готов любую ситуацию максимально использовать в своих интересах. Для этого у него имеется эффективный ресурс в виде социальных сетей, а особенно Instagram.

После московского митинга Кадыров не мешкал и организовал в Грозном масштабный митинг. Кроме того, он сделал довольно лаконичное, но важное заявление: «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, - я против позиции России». Впрочем, спустя время Кадыров сделал еще одно заявление, напомнив о готовности умереть за Владимира Путина. Но еще до этого Кадыров успел выступить в качестве основного актора, вынудив Кремль реагировать на свои действия.

[Spoiler (click to open)]
Некоторые видят в произошедшем митинге очередную попытку Кадырова позиционировать себя в качестве лидера всех мусульман. Очередную - потому что Рамзан Кадыров давно осознал потенциал манипулирования исламской тематикой.

Первым серьезным шагом на этом пути стало строительство одной из самых крупных в Европе мечетей - «Сердце Чечни», которое началось в апреле 2006-го и закончилось в октябре 2008 года. После того как ислам материализовался в столь грандиозном строении, надо было окончательно закрепить его в публичном дискурсе. Начались вербальные интервенции в духе «шариат стоит выше законов России» сказанные в интервью французской Le Figaro в мае 2010 года), в 2009 году широкий общественный резонанс вызвало открытие исламского медицинского центра, в котором планировалось изгонять джиннов. В январе 2016-го Кадыров выступил с инициативой создания исламского банка в Грозном.

Особое место в исламской риторике Кадырова занимает женский вопрос и семейная проблематика. С середины 2000-х с разной степенью интенсивности актуализируется тема ношения платков. Кстати, Рамзан Кадыров возвращался к ней совсем недавно в контексте полемики с новым министром образования Ольгой Васильевой.

Правозащитники неоднократно поднимали проблему ранних браков в Чечне, однако Рамзан Кадыров уверен в семейном счастье пар с большой разницей в возрасте - так, например, он высказался о браке начальника ОМВД России по Ножай-Юртовскому району Нажуда Гучигова и 17-летней жительницы села Байтарки Луизы Гойлабиевой, после того как побывал у них на свадьбе в мае 2015 года и станцевал там лезгинку.

Кроме того, недавно стало известно о практике насильного воссоединения пар «ради счастья детей» и для борьбы с терроризмом. Для этого создана специальная программа по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению распавшихся семей.

Недавно, в мае 2017 года, Грозный принимал третье заседание группы стратегического видения «Россия - Исламский мир», созданной сразу после присоединения России к Организации Исламского сотрудничества в качестве наблюдателя в 2006 году и призванной служить «дальнейшему укреплению долгосрочного сотрудничества России и исламских государств». На практике же это инструмент, призванный создавать позитивный образ России в мусульманских странах.

«Россия остается самым верным союзником и защитником ислама», - заявил Рамзан Кадыров на открытии мероприятия. Показательно, что Грозный стал третьим после Москвы и Казани российским городом, принявшим заседание пусть и не принимающей решения, но статусной организации.

Свежая кровь

В случае с мусульманами-рохинджа все укладывается в версию об амбициях мусульманского лидера. Например, в речи на митинге Кадыров говорил о «геноциде», от которого надо защитить мусульман, сослался на одного из популярных лидеров мусульманского мира - Реджепа Тайипа Эрдогана. Но если вдуматься, то исламская риторика вновь оказывается чрезвычайно эффективным инструментом для решения политических задач.

Во-первых, все мероприятие в Грозном было обставлено как театр одного актера. В своей речи Кадыров лишь вскользь упомянул про многострадальных мусульман Мьянмы, основной акцент был сделан не на сострадании или организации гуманитарной миссии, а на прорисовке деталей образа защитника всех мусульман: «Но если бы была моя воля, была бы возможность, я ударил бы ядерным (оружием) туда даже, просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков».

Во-вторых, лидера создает его окружение. Рамзан Кадыров использует этот принцип максимально эффективно: за ним всегда стоит тот, кто уверенно скажет то, что митингующие готовы услышать, а сам лидер не рискнет высказать. Так, спикер парламента Магомед Даудов пообещал в своем Instagram оплатить всем желающим участвовать в борьбе «билет до ближайшего к Бирме аэропорта». Но этим дело не ограничилось.

«За моей спиной стоит человек, которого Всевышний наделил великой миссией объявить слова истинного джихада, истинной веры, сконсолидировать в единый кулак мусульман», - таковы были слова министра Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулата Умарова.

В этих словах видна знакомая идея консолидации и единения, но не под крылом государства, а под крылом лидера всех мусульман. Умаров проронил и еще одну фразу: «Рядом со мной стоит человек, который войдет в историю».

В-третьих, игра Кадырова в панисламизм проявляется в медийности множества религиозных ритуалов. Почти три миллиона подписчиков в Instagram, около 750 тысяч в Facebook, где посты радости по поводу удачной рыбалки перемежаются смелыми политическими заявлениями. Одних его читателей подкупает честность и открытость, а других - эпатажность и вызов, которым проникнуты многие посты Рамзана Кадырова.

Митинг в Грозном также превратился в такое резонансное событие благодаря социальным сетям. Ведь в июне 2012 года в результате схожего конфликта в Мьянме погибло гораздо больше людей, но эта новость прошла в общем потоке незамеченных новостей из стран третьего мира. Все внимание было приковано к митингу, а между тем после речей состоялось не менее важное с точки зрения политического позиционирования Рамзана Кадырова мероприятие: коллективная молитва.

Именно она, по мнению Кадырова, «наглядно продемонстрировала высокий уровень зрелости чеченского гражданского общества». Стоит отметить, что попытки переплести религию и политику не раз предпринимались мусульманским сообществом. Но если мусульманские лидеры старались использовать трибуну религиозных мероприятий для обозначения своей политической позиции, то Рамзан Кадыров зачастую делает все в точности до наоборот: встраивает политические события в религиозный контекст.

Игра минаретов

Чтобы убедиться в том, что события в Мьянме стали только предлогом для очередного предъявления прав на лидерство, стоит обратиться к более широкому контексту конкуренции в среде российских мусульман. Противостояние различных ДУМ (Духовное управление мусульман - своего рода административный орган управления мусульманской общиной в отдельном регионе - прим. «Ленты.ру») продолжается с разной степенью интенсивности с 1990-х годов. В результате этого сформировалось три наиболее влиятельных центра - московский, казанский и уфимский.

Пик противостояния пришелся на 1994 год, когда молодой Равиль Гайнутдин (ныне председатель ДУМ РФ и Совета муфтиев России) решил выйти из состава ДУМ европейской части СНГ и Сибири под руководством Талгата Таджуддина (ныне возглавляет Центральное духовное управление мусульман в Уфе) ввиду «высокого морального и политического авторитета Исламского центра Москвы и Московской области».

Спустя время некогда единая структура под руководством Талгата Таджуддина начала трещать по швам, и из ее состава выделилось еще несколько региональных ДУМов. В 1996 году Равиль Гайнутдин смог сделать правильную ставку во втором туре выборов, оказав поддержку будущему президенту Борису Ельцину и обеспечив влиятельное положение как московскому муфтияту, так и недавно созданному Совету муфтиев России.

Благодаря сложившейся ситуации Равилю Гайнутдину удалось консолидировать под своим руководством большую часть лидеров региональных мусульманских общин. Звездный час третьего центра - казанского - также начался в середине 1990-х благодаря усилиям Минтимера Шаймиева. Все они с разной степенью успешности смогли сохранить лидирующие позиции после избрания Владимира Путина, не скрывая существующих между ними противоречий. Ярость 1990-х годов поутихла, и конфликт перешел в латентную фазу, чем и воспользовался Рамзан Кадыров, включившись в борьбу за лидерство среди российских мусульман.

Борьба, как всегда, идет за выгодное распределение ресурсов - как материальных, так и символических. Что касается первых, то речь идет о финансировании ДУМов, второе - о влиянии и близости к власти, причем зачастую второе оказывается более ценным. Одно из самых популярных средств в этой борьбе - разговоры о традиционном исламе.

Все должно быть максимально понятно и просто объяснимо: есть мусульмане «плохие» - условные «салафиты» или «ваххабиты», а есть «хорошие» - «наши». И традиционность лучше всего подходит для описания этих самых «наших» мусульман. Это очень удобный концепт: можно говорить и про традиционные ценности, и про патриотизм, и про единение, и про духовность.

В экспертном сообществе не раз предпринимались попытки изобрести «российский ислам»: в начале 2000-х политолог Сергей Градировский предлагал канувший в безвестность проект «русскокультурного ислама», который включается в пространство русской культуры и русского языка и отвечает интересам российского государства. Эта идея была активно воспринята и такими радикальными представителями экспертного сообщества, как Раис Сулейманов, для которого традиционный ислам «в первую очередь подразумевает восприятие России как своей Родины и готовность ее защищать и даже воевать за нее со своими единоверцами, если они выступают против России». Поэтому многие мусульманские лидеры в России упражняются в адаптации этой самой «традиционности» к нашим мусульманам.

Равиль Гайнутдин в «рождественском послании» к мусульманам сравнивает праздник Мавлид Ан-Наби с Рождеством, а минарет - со Спасской башней; Талгат Таджуддин без ложной скромности позиционирует Уфу как оплот традиционного ислама в России, призывая активно возрождать «традиционные ценности российского ислама»; а Дамир Мухетдинов (заместитель председателя ДУМ РФ) даже разработал целую концепцию «российского мусульманства».

Чужая повестка

Рамзан Кадыров пошел дальше соперников и в августе 2016 года организовал масштабную международную конференцию «Ахль Сунна валь Джамаа».

Нашумевшая грозненская фетва (правовое решение по какому-либо вопросу, обязательное для исполнения теми, кто признает ее легитимность), принятая на этом мероприятии, была призвана зафиксировать на бумаге разделение на мусульман «плохих» и «хороших», наших и не наших.

Определить, кто же те самые «люди сунны», - вопрос, над которым мусульманские улемы бьются не одно столетие. По тексту данной фетвы получалось, что самой «правильной» остается одна небольшая группа тех самых сторонников «традиционного ислама», представленных на Кавказе рядом суфийских тарикатов. Все остальные выносились за скобки. С одной стороны, это вызвало ожесточенные дискуссии внутри мусульманской общины в России. Принять позицию новоявленного претендента на лидерство среди всех российских мусульман означало отказаться от своей позиции, что недопустимо среди политических игроков такого уровня.

Но Рамзан Кадыров не ограничился Россией: так как конференция носила международный статус, то и действие данной фетвы должно было распространяться далеко за пределы Чеченской Республики, что было негативно воспринято странами-лидерами мусульманского мира, такими как Саудовская Аравия и Египет. В СМИ даже появилась информация о том, что один из саудовских улемов, известный своими радикальными убеждениями, объявил такфир Рамзану Кадырову (обвинил его в неверии), однако потом появилось опровержение.

Саудовская Аравия издала свою фетву, в которой выражала несогласие с тем, что ее записали в ряды салафитов. После той конференции Рамзан Кадыров отправился в Эр-Рияд с визитом.

Как показала ситуация с грозненской фетвой, на богословском уровне чеченским улемам не повлиять на глобальную повестку, зато претензия на лидерство во всероссийском масштабе была заявлена уверенно. Ведь никто другой из мусульманских лидеров не решился бы даже на разговоры о подобной фетве. А Рамзан Кадыров был уверен в успехе. Во-первых, потому, что у Чеченской Республики и так хорошо налажены связи с арабским миром во всех сферах.

В культурной - это ежегодные конкурсы чтецов Корана, проходящие при поддержке стран Персидского залива, в экономической - это целый ряд проектов с теми же государствами (например, недавнее крупное соглашение с фондом «Халифа» по поддержке малого и среднего бизнеса). Но самое главное, что Рамзан Кадыров по максимуму использует и иные каналы своей символической легитимации во внутрироссийском пространстве.

Помимо активного позиционирования себя в соцсетях, он всеми возможными способами оказывает помощь братьям-мусульманам из Сирии: вывозя оттуда брошенных детей, отправляя отряд отборных бойцов спецназа для противодействия «Исламскому государству» (ИГ; деятельность организации запрещена в РФ).

Кстати, косвенным доказательством того, что это опять же работает исключительно на раскрутку Кадырова внутри России, может служить настороженное отношение сирийцев к тем самым чеченским отрядам. На одном из сирийских информационных сайтов в августе 2017 года был проведен опрос на тему «Поддерживаете ли вы отправку Россией чеченских военных для реализации соглашения о снижении напряженности?» Более половины опрошенных (51 процент) ответили отрицательно. Это лишь косвенное подтверждение, так как ресурс не самый популярный, а проголосовавших было всего около 350 человек.


Кроме того, развернута кампания по возвращению уехавших воевать в ИГ. Могут ли эти люди после триумфального возвращения в Чеченскую Республику продолжить экстремистскую деятельность в России, уехав за пределы республики, - не уточняется.

Ситуация с мусульманами-рохинджа, с одной стороны, полностью укладывается в контекст противостояния различных российских центров силы внутри мусульманского сообщества, а с другой - ярко показывает намерение Рамзана Кадырова набирать политический вес любой ценой. Исламская риторика является одним из самых эффективных инструментов чеченского лидера в этом вопросе.

К этому можно относиться по-разному, но пока Рамзан Кадыров виртуозно наполняет площади Грозного и свои аккаунты в соцсетях, другие мусульманские лидеры даже не пытаются конкурировать с ним по популярности. И пока те будут сетовать на старые дыры, Кадыров будет и дальше примерять новые наряды, эффективно решая давно обозначенные политические задачи.
https://lenta.ru/articles/2017/09/07/kadyrov_95/
---
Как видите, при ближайшем рассмотрении вопрос значительно сложнее, нежели просто митинговая активность мусульманской диаспоры в России и Москве...
Претензии России на создание некого "российского ислама" и позиционирования себя как страны,
дружественной мусульманам всего мира и борющейся исключительно с "плохим исламом", представленным ваххабитами-салафитами(?) - игра сложная и многоходовая и судить сколько-нибудь квалифицированно и здраво о ней может далеко не каждый наблюдатель.
А уж манипулировать в своих интересах мнением непосвященных россиян, немусульман, к тому же, напуганных митингами в центре столицы - проще пареной репы.

- Никакой фронды тут нет! Прошу всех успокоиться. Все в порядке, - уверил ВВП. Он добавил, что каждый гражданин РФ, и губернаторы не исключение, имеет право высказывать свое мнение относительно внешней политики России, которую по Конституции, напомним, определяет президент. (В.В.Путин о Кадырове и митинге по Мьянме на саммите БРИКС)

P.S.
Другое дело, что проблему бесконтрольной миграции в России и концентрации нероссийских мигрантов-иноверцев, как одной из сил, способной принимать участие в политической митинговой активности Москве, это никак не снимает, напротив...

власть, Россия, религия, митинги, геополитика, политтехнологии, общество, Москва, мусульмане

Previous post Next post
Up