Последний РУССКИЙ ДРАМАТУРГ МИРОВОГО УРОВНЯ: "канатоходец" Александр Вампилов.

Aug 14, 2017 00:26



19 августа 2017 года исполняется 80 лет со дня рождения драматурга, прозаика и публициста Александра Вампилова.
У Александра Вампилова судьба обычного советского и русского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи, кажется, он предвидел, предощущал, предчувствовал - что с нами всеми произойдет, предостерегая нас своими пронзительными пьесами.
Друзья называли его "канатоходцем" - всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, был парадоксален в суждениях и поступках, искал свой особый путь и никогда не притворялся, знал, что не состарится и уйдет молодым, говорил об этом всегда, весело и спокойно...


Был послан России, чтобы сказать ей нечто принципиально важное, существенное, о ней самой, ее людях, русской душе и русской жизни.
Сегодня его в один голос называют последним русским драматургом мирового уровня.
Мы знаем этого писателя как автора известных пьес и рассказов, на основе которых поставлены фильмы, ставшие любимыми для нескольких поколений, хотя свое главное произведение он так и не успел написать - непредвиденная трагедия не позволила ему при жизни познать заслуженный успех и признание.
Люди старше тридцати-сорока лет без подсказок ответят, кто такой Александр Вампилов, хотя бы потому, что фильмы и спектакли по его произведениям мы смотрели с детства, назвав Старшего сына, Утиную охоту, Валентину, Отпуск в сентябре.

В преддверии его 80-летия в Культуре появился прекрасный материал о уникальном русском писателе-драматурге, масштаб таланта которого, поставивший его в ряд с Островским и Чеховым, был оценен только после его смерти -
Неоконченная пьеса
Названный в честь великого русского поэта Александром, мальчик из затерянного в тайге бурятского поселка Кутулик стихотворцем не станет. Хотя в ранней юности будет писать стихи и покажет их немногим «под страшным секретом». Он пойдет другим путем и совершит некоторый переворот в отечественной драматургии. Даже новое понятие появится - «театр Вампилова».
Сын Сибири, ставшей домом для разных народов, он носил в себе русскую и бурятскую кровь. Не от исконных ли жителей тех родных для него мест передалась эта - многократно явленная в пьесах - вера в предопределенность, в то, что все происходит не случайно? И, конечно, умение видеть, подмечать, без которого в тайге не проживешь. Как его предки по отцовской линии всматривались в лесную чащу или бескрайние степные просторы, Александр Вампилов вглядывался в человеческую душу. И находил много важного для себя и для нас.


Валентин Распутин говорил о нем:
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение».
Останешься ли ты живым в самом главном, духовном смысле?
Ведь можно при всей внешней устроенности, при наличии хорошей работы, просторной квартиры, красивой спутницы жизни быть ходячим мертвецом, как Зилов из «Утиной охоты» - обладая, казалось бы, всем необходимым, не иметь, по сути, ничего. А можно все потерять, но остаться собой, как это произошло с Валентиной из пьесы «Прошлым летом в Чулимске». После тяжелейших душевных потрясений она идет в очередной раз восстанавливать палисадник, а через него по-прежнему беспардонно, с невероятным по своей бессмысленности упорством продолжают ходить все посетители чайной.


Александр Вампилов одним из первых решился перенести на сцену драму обыденной жизни, в которой вроде бы нет ничего такого, что достойно сценического воплощения. Экстраординарные сюжетные перипетии отсутствуют напрочь, герои просто живут в окружении тривиальных бытовых реалий. Однако оказывается, что между понятиями «быт» и «бытие» - вовсе не бездна.
Бытовое в пьесах Вампилова расширяется до философского толкования жизни, осознания проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного «я» или, наоборот, возвращения к своей лучшей ипостаси. Самые обычные, будничные ситуации становятся для героев проверкой, ответом на вопрос, способен ли ты услышать и понять ближнего своего. Если да - еще не все потеряно, если же нет - увы...
[Spoiler (click to open)]

У Вампилова ничего не происходит просто так. При определенном жизненном раскладе персонажу предоставляется шанс услышать голос собственной судьбы, и внезапно, вопреки всему наносному, проявляется истинное. Пожалуй, не случайно свой путь в литературе Александр начал с изданной по окончании Иркутского университета тоненькой книжки рассказов «Стечение обстоятельств».

Для Вампилова-прозаика обстоятельства складывались поначалу довольно благоприятно, для Вампилова-драматурга - иначе. Ведь автор пьес не может состояться лишь на бумаге, вне сцены. Его сочинениями восхищались именитые московские режиссеры, но ставить их не спешили.

Он смотрел на мир как-то особенно. И художественную реальность измерял непривычными доселе критериями. В его пьесах действует видимое и невидимое. Первое - банальное, объяснимое, предсказуемое, соответствующее установленным нормам. Но есть и иное - почти неразличимое, ирреальное, незаметно пробуждающееся в душах людей, где все живое погребено под спудом штампов, стереотипов: то ли совесть, то ли любовь, то ли желание верить и надеяться. Вампилов смотрел на жизнь как на совокупность возможностей для творческого и экзистенциального преобразования.


«Старший сын»
В «Старшем сыне» Бусыгин, взявшись поначалу дурачить простодушного Сарафанова ради ночлега, к финалу пьесы действительно становится его сыном - по духу. И никакая это, в сущности, не комедия, а философская притча, рассказанная языком бытовых реалий, удивительно прозаичная, но одновременно и подлинно христианская. Когда обман раскрывается, Сарафанов отвечает единственной фразой, снимающей все дальнейшие вопросы: «Вы мои дети, потому что я люблю вас». Оратория, которую он пишет много лет, недаром называется «Все люди братья». И вот это вневременное, высокое звучало тогда, когда медленно, но верно осыпались извечные истины, становились малозначащими или даже вообще ничего не значащими слова «дружба», «верность», «любовь», «честь», когда жизнь начала превращаться в ярмарку, требующую постоянной спешки: «А как же не спешить? Тут самое главное - не опоздать. Надо побывать на качелях, пострелять резинового зайца, выиграть пари, напиться, подраться, протрезветь, купить коня, поглазеть на скоморохов. Все надо успеть», - констатирует герой написанной в 1964 году «Ярмарки».

Одна из характерных черт творчества Вампилова - разрыв героя с миром отчего дома. Нет такового у Колесова (персонажа «Ярмарки», позже получившей название «Прощание в июне»), в поисках ночлега стучатся к Сарафановым Бусыгин и Сильва, чужой в Чулимске Шаманов ночует у Кашкиной.

Единственный счастливый обладатель настоящей квартиры - Зилов. Но оказывается, что жилье у него есть, а родного дома - нет. Весь его бытийный уклад с этим понятием несовместим. Неспроста вместо настоящей кошки, которую принято первой впускать в новое жилище, на новоселье ему и супруге Галине дарят плюшевую игрушку.

В этой пьесе Вампилов наглядно показывает: оторвавшись от корней, с чистого листа и на пустом месте нормальную жизнь построить невозможно. И сегодня это, пожалуй, даже актуальнее, чем в советские годы. Ведь на смену «комедии» застоя пришла трагедия мира, ориентированного на материальные ценности, а в сущности - все то же представление: жизнь «проигрывается», растрачивается на что попало.

«Утиная охота» стала не только главным произведением Александра Вампилова, но и поворотным моментом в развитии советской драматургии. Если до сих пор герои спрашивали себя, как поступить в той или иной ситуации, то перед Зиловым уже встал вопрос иной: как жить дальше - теперь, всмотревшись в себя и увидев, кто ты есть на самом деле?


«Отпуск в сентябре»
Эта пьеса, как и другие вампиловские, сложилась из очень узнаваемых реалий иркутского быта: литераторы любили путешествовать по Байкалу, ночевали в тайге у костра, и мужской компанией, и семьями, ружье имелось почти в каждом доме. Сам драматург был страстным рыболовом и охотником. Ключевую для «Утиной охоты» историю рассказал ему иркутский геолог по фамилии Зилов: его коллеге приятели прислали венок с надписью «Дорогому Юрию Александровичу, сгоревшему на работе». Один из знакомых Вампилова получил телеграмму о смерти отца и не поехал его хоронить. А дом у планетария был хорошо знаком каждому иркутянину (все эти детали отражены в означенной пьесе).

Лев Аннинский полагает, что Вампилов - родоначальник драматургии провинциальной жизни. Критик видит своеобразие - и этой драматургии, и этой жизни - в том, что Александр Валентинович открыл в них «нечто непредсказуемое. Вампилов прямо сказал, что именно тревожно ему в «провинции»: неопределенность. Мнительность из страха мнимости - вакуум духа, который может заполниться чем угодно... уж как судьба повернется».


В душах многих вампиловских героев словно качаются чаши весов, и какая перевесит - неизвестно, что из этого в дальнейшем получится - тоже. Быть может, некое радостное чудо или, напротив, - трагедия.

Его девушки воплощают авторский идеал чистоты и душевной цельности. Валентина - обычная официантка в чайной и в то же время необыкновенная, чувствующая подлинную красоту, способная восстанавливать разрушенное - и в окружающем материальном мире, и в человеческой душе.

«Валентина»
Эти светлые создания - последняя надежда для сомневающихся, до сих пор не нашедших себя героев-мужчин. Таня покоряет Колесова силой своей безоглядной любви, Ирина видится Зилову новой путеводной звездой, Шаманов, общаясь с Валентиной, преодолевает собственное духовное оцепенение.


Центральным событием вампиловской драматургии становится то, что можно с некоторой долей условности назвать «чудом». Например, чудесно воскресает Шаманов, человек, которому в начале пьесы безразлично абсолютно все, даже собственное тело и мысли кажутся чужими: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, - я сейчас ехал через лес, - трава, деревья, запахи - мне кажется, я не слышал их с самого детства». Чудо, таким образом, происходит, однако счастливого финала оно не гарантирует. Не получится, как в сказке со счастливым концом, ибо это все-таки не сказка...

Вампилов считал: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам». В своей последней пьесе он сумел удивительно точно показать драму близкого и дорогого ему мира, таежной глубинки, которую рвут надвое исконное и современное. Крошечный Чулимск - пограничье леса и городской цивилизации. «Урбанистический» порядок взял верх над старым укладом, и здешний народ, прежде живший собственным умом и трудом, оказался униженным, морально раздавленным фактом своей удаленности от центров. От этого люди, раньше чувствовавшие себя абсолютно полноценными, те, кому городской уклад чужд, начинают страдать. Таким, как эвенк Еремеев, кроткий старик-охотник, в этой новой жизни просто не находится достойного места.
Устав от бесконечного ожидания сценического воплощения своих пьес, Александр Вампилов не раз говорил друзьям, что собирается бросить драматургию и уехать учительствовать в глухое село. Не бросил. Осень 1972-го должна была стать по идее самой счастливой в его судьбе: в Москве готовились сразу две громкие постановки. Но столичных премьер он не увидел. На любимом Байкале, куда приезжал каждый год отдыхать и творить, его лодка перевернулась, наткнувшись на топляк.



Драматург успел написать четыре одноактные пьесы и столько же многоактных, однако сумел сказать о многом, создал уникальный художественный мир, особую этическую и эстетическую систему. Все его произведения полифоничны, допускают различные толкования, у всех, по сути, открытый финал - в конце не точка, но многоточие. Вампилов неизменно оставляет героя на пороге важных решений, предоставляя зрителям самим додумать его дальнейшую судьбу. Ведь пока жив человек, точку ставить рано.
http://portal-kultura.ru/svoy/articles/rodnoe-slovo/163556-neokonchennaya-pesa/
---
Он не утонул, он умер от разрыва сердца в толще ледяной байкальской воды...
После гибели писатель получил заслуженную славу и признание - в театрах родного Иркутска, которые ни разу не поставили ни одной его пьесы при жизни, теперь шли премьеры за премьерами, ежегодно проводятся фестивали, посвященные писателю, а иркутский ТЮЗ был назван в его честь, на берегу Байкала, неподалеку от места гибели, установлен памятник Александру Вампилову, а по озеру курсирует пароход.
Как многие русские гении, он ушел очень рано, оставив потомкам множество замечательных рассказов и всего лишь пять пьес, только пять, но вошедших в сокровищницу русской драматургии...


Просто пересмотрите фильмы по пьесам Вампилова, или перечитайте его рассказы, не пожалейте времени, многие исследователи его творчества сходятся на том, что мы до сих пор до конца не осознали всю глубину того, что он отчаянно хотел нам сказать -

[Spoiler (click to open)]


  1. Стечение обстоятельств
  2. Железнодорожная интермедия
  3. На скамейке
  4. Стоматологический роман
  5. Сумочка к ребру
  6. Финский нож и персидская сирень
  7. Девичья память
  8. Шорохи Рассказ ночного сторожа
  9. На другой день
  10. Коммунальная услуга
  11. Настоящий студент
  12. Глупости
  13. Ревность
  14. Конец романа
  15. Успех
  16. На пьедестале
  17. Сугробы
  18. Эндшпиль
  19. Тополя
  20. Студент
  21. Моя любовь
  22. Листок из альбома
  23. Последняя просьба
  24. Чужой мужчина
  25. В сугробах
  26. Страсть
  27. Шепот, робкое дыханье, трели соловья…
  28. Станция Тайшет
  29. Солнце в аистовом гнезде
  30. Комментарии




кино, литература, Россия, русские, культура

Previous post Next post
Up