Секрет приза в Каннах - "православие, блудные родители, квартирный вопрос" и много русофобии...

May 29, 2017 12:13



Я не смотрела фильм Нелюбовь Звягинцева, получивший только что приз на Каннском фестивале, его видели пока только профессиональные кинокритики.
Но зато я видела его же Елену, с которой все сравнивают новую картину, находя между ними много общего и потому ничто не заставит меня еще раз повторить эту эстетическую пытку.
Хорошо помню, как выйдя с этого фильма на залитую светом, чистую и просторную московскую улицу, с ухоженными зданиями, спешащими оживленными горожанами, потоком машин, я ощутила такое облегчение, будто бы выбралась из жуткого мрачного склепа, куда меня заточили на пару часов, не пообещав когда-нибудь выпустить - морок ночного кошмара закончился...
---
Общее впечатление прессы после просмотра уже понятно и прекрасно выражено в емких постах и подробных рецензиях западных журналистов:
[Spoiler (click to open)]
Поляк Радо Фольта написал: «Первая картина смотра не разочаровала. Совершенно снятая драма одной семьи от мастера Звягинцева».

Критик The Guardian Питер Брэдшоу поставил драме Звягинцева высший балл - пять звезд. Брэдшоу отмечает, что «Нелюбовь» заставляет вспомнить не только «Елену» того же Звягинцева, но и также картины Бергмана («Сцены из супружеской жизни»), Антониони («Приключение») и Ханеке («Скрытое»), которые сам режиссер упоминает в качестве источников вдохновения.

«Любви нужны правильные условия, благодатная почва для роста, и Россия в фильме Звягинцева оказывается бесплодной почвой. Мастерство и страсть, с которой она сделана, очевидны», - пишет критик.

«Это величественная и мрачная трагедия о сбежавшем ребенке, полная бытовых подробностей его поисков, благодаря которым создается напряженное ожидание с открытым финалом. Это история отношений взрослых людей и несметных ситуаций, в которых сожаление, гнев и взаимные обвинения бесконечно повторяются от одного поколения к следующему», - пишет критик Барбара Шарс. Uk.reuters.com в свою очередь сразу определил, что именно не понравится в фильме Владимиру Путину.

Почти все критики отмечают, что история одной семьи становится в фильме Звягинцева поводом для рассказа о стране, в которой любви нет места.
Критик IndieWire Эрик Кон называет свою рецензию соответствующе: «В „Нелюбви“ Россия - это место, где семьи умирают».
С ним согласен Стив Понд из The Wrap: «Как „Левиафан“, „Нелюбовь“ - это беспощадный портрет эмоционально, этически и физически опустошенной страны». Однако если «Левиафан» откровенно говорил о политике, то «Нелюбовь» фокусируется на более жизненной истории одной казалось бы семьи, в то же время говоря о более глобальных проблемах. Публика скорее всего достаточно умна, чтобы не ждать от этого режиссера воодушевляющих сюжетов».
http://thr.ru/cinema/pervaa-reakcia-zapadnyh-kritikov-na-nelubov-andrea-zvaginceva/
---
Более-менее ясно что именно снял творец, снискав восторженные отзывы?
Чтобы уж наверняка не ошибиться, прочтите еще пару цитат из рецензий -
[Spoiler (click to open)]
Лесли Фельперин, The Hollywood Reporter
Поиски приводя в пригород Москвы. <…> Заброшенные здания посреди близлежащего леса, где ищет Алексея поисковая группа, принадлежат, кажется, какому-то советскому спортивному клубу или, возможно, это старая школа, - это прекрасные локации с видавшей виды мебелью, битым стеклом и вышедшей из употребления символикой. Музыка зловеще грохочет долгими повторяющимися аккордами - и пустой бассейн начинает напоминать массовое захоронение, которое, впрочем, едва ли способно вместить в себя всех, кто пустился в бега. <…>

Джессика Киэнг, The Playlist
<…> Как и многие фильмы ужасов, «Нелюбовь» вскормлен яростью, и эти смутные моменты необходимы Звягинцеву для того, чтобы маска формальной точности могла соскользнуть вниз, приоткрывая гримасу праведного гнева. Как только вы открываете для себя аллегорический потенциал сюжета, ярость выплескивается наружу: Женя - женщина, которая презирает своего ребенка и пренебрегает им. Она хочет его вернуть, только когда он пропадает (это желание абстрактно, в нем нет реального чувства). Черное понимание материнства, лишенного любви, полного ненависти и самодовольства в один кадр обретает силу политического высказывания: Женя, словно робот, движется по беговой дорожке в олимпийском спортивном костюме с надписью «Россия» через всю грудь. В «Нелюбви» она - мать, она - Россия, а Мать-Россия - чудовище. <…>

Оуэн Глейберман, Variety
<…> «Нелюбовь» сделана мощно - своего-рода соцреалистический Хичкок - и напоминает самые успешные фильмы румынской «новой волны» («4 месяца, 3 недели, 2 дня», «Смерть господина Лазареску»). Исчезновение Алеши превращает фильм в процедурный детектив, описание поисков. Хотя важнее то, как именно он пропал: его оставили одного, а мама, придя домой, просто не удосужилась проверить, на месте ли он, решив, что мальчик дома. Мелкая оплошность… и впечатляющий пример безразличия.
Московская полиция, которая решает, что ребенок просто убежал (проще думать, что он вернется сам, не хочется открывать еще одно дело), и не особенно может помочь. <…> По мере поисков понятие «Нелюбовь» расширяется. Коррумпированное общество оказывается чашкой Петри для брака без любви, в котором появляется нелюбимый ребенок.

Питер Брэдшоу, The Guardian
<…> «Нелюбовь» - это суровая, таинственная и пугающая история духовной катастрофы: драма, посаженная на скелет процедурного детективного триллера. Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала. Это история современной России, жители которой находятся во власти неумолимых сил, мира без любви, который похож на планету непригодную для человека, место, где обычное выживание мутировало в бесконечную страсть к деньгам, улучшению общественного положения, в желание второго брака, который принесет хорошую квартиру, секс и роскошь, в социальные медиа с их постоянной зацикленностью на себе и собственном статусе. Но все это прикрывается или контролируется консервативными социальными нормами христианства, конформизма и национализма.
http://seance.ru/blog/loveless-foreign-reviews/
---
А это наш критик, единственный, позволивший себе не рассыпаться в похвалах очередному русофобскому пасквилю шедевру обласканного западной кинотусовкой художника -
..Кажется, можно перестать переживать за Россию. Зачем, в конце концов, тратить время, когда рядом есть полный энергии, обладающий возможностями, в расцвете сил человек, который, посмотрим правде в глаза, сделает это лучше. Когда у нас прихватит сердце от очередной несправедливости, когда взгрустнется об онтологическом тупике, в котором оказалась великая страна, разве у нас будет под рукой камера Михаила Кричмана? Андрей Звягинцев, когда-то поставивший абстрактное «Возвращение» и почти комически космополитичное «Изгнание», теперь уверенно держится курса, взятого в «Елене» и развитого в «Левиафане»: он - режиссер фильмов о судьбах родины.
..В «Нелюбви» представлены все фирменные темы режиссера - православие, блудные родители, мотив многозначительного исчезновения (не новый, конечно, в европейском кинематографе), интимные стрижки, квартирный вопрос.
[Spoiler (click to open)]
Есть - словно на спор - минутка Тарковского: экскурсия по живописным развалинам турбазы. Как всегда, преувеличенное внимание отдано интерьерам, от брезгливо воссозданной мещанской квартирки до элегантных апартаментов, проникнутых холодом бесчувствия: у обеспеченного любовника Жени в комнате стоит, кажется, береза.

При этом Звягинцев-сатирик по-прежнему может произвести впечатление разве что на интеллигентных иностранцев (хотя в то, что среди них окажется каннское жюри, верится с трудом). Чего стоит искусственная и несмешная - скорее, впрочем, забытая - линия про православную корпорацию (с репродукции иконы камера наплывает на надпись «Отдел продаж», тонко!), где запрещено разводиться. Или чудовищный эпизод в дорогом ресторане, где, о ужас, блондинки делают селфи, раздают свои телефоны незнакомцам, а то и залезают в инстаграм; бедная, бедная Россия.

Что касается Звягинцева-лирика, у него есть, конечно, свои моменты. Но чувства, которые и он, и сценарист Олег Негин, неплохо слышащий устную речь (хотя порой выдающий конструкции вроде «Ты обещал мне счастье, а принес только боль и разочарование»), испытывают к своим героям, находятся в диапазоне от презрения до приветливого равнодушия. Последнее касается волонтеров-спасателей, которые занимаются поисками ребенка при бездействии полиции и как бы призваны символизировать эмпатию. В конечном счете ни один из портретов в «Нелюбви» не идет дальше более или менее искусного шаржа. В том, с какой иронической тщательностью фильм воспроизводит речевые характеристики российского миддл-класса, его манеру одеваться, есть, заниматься сексом, уже в самом выборе профессий главных героев сквозит не участие и не любопытство, а неприятное, нечестное высокомерие. И жесты сочувствия - когда Звягинцев вдруг похлопывает Бориса или Женю по спине - выглядят фальшивыми.

Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя; Звягинцев снимает про других. В притче про отсутствие любви было бы здорово увидеть хотя бы отблеск этого чувства.
https://daily.afisha.ru/cinema/5443-recenziya-na-nelyubov-andreya-zvyaginceva/
---
Окончательный итог подведен тут -
...Что хочется отметить в связи с этим?
Во-первых, на себя посмотрите, кикиморы заморские.
А во-вторых, перед нами - не более, не менее - благосклонное принятие европейскими врачами прошения «родственников русского народа» об эвтаназии. Как следует из петиции, русский народ не живет и не любит, а мучается.
Все эти люди - режиссеры, критики, писатели, философы - заняты в индустрии выдачи Западу справок о том, что русский народ сам желал бы прекратить свое бытие, но, по причине темности и неспособности говорить человеческий языком, не может. И поэтому они говорят от его имени.
Вопрос, который задавал Стинг: «Любят ли русские своих детей?» - получил ответ от режиссера Звягинцева: «Нет. Русские своих детей ненавидят». Подразумевается: потому что русские - не люди.
И все эти заламывания рук, страдальческие гримасы, приступы сострадания и совести вдруг оказываются обычным ритуалом, который проделывают родственники, чтобы получить уже, наконец, в свое распоряжение квартирку «безнадежно больного и напрасно страдающего» народа.
http://www.russiapost.su/archives/114105
---
И да. Посмотрите трейлер непременно, он передает то ощущение, о котором написали все критики:

image Click to view


Мне одной кажется, что г-н Звягинцев обладает пониженной социальной ответственностью(с) несколько необъективен и не исключено, что ангажирован?
Если без обиняков - то каннский лауреат просто участвует в гибридной информационной войне против своей родины, рисуя злобные шаржи на нее в интересах заказчика?
И что он, тем самым, ставит себя на одну доску с коллаборационистами?
А вот эта иллюстрация с подписью к одной из статей об успехе Нелюбви плод креатива человека недалекого и невежественного?


«Нелюбовь» выйдет в российский прокат 1 июня.
Интересно, кто в России окажется готов профинансировать своими кровными успешный прокат кинотворения, отправившись в кино?
Думаю, что сумма сборов будет очень показательной, поделив ее на среднюю цену билета, мы примерно прикинем количество киноманов-русофобов в стране...
P.S.
Кстати, актриса, которая сыграла в русофобском пасквиле главную роль и звездила в Каннах, внучка прекрасной Жанны Прохоренко, получившей там же приз за Балладу о солдате почти 60 лет назад.
Ну, то есть, в Каннах давали призы и достойным картинам о России и русских людях.
Правда тогда, когда их еще снимали...

русофобы, Россия-Запад, кино, днище, враги

Previous post Next post
Up