"Москва и москвичи" в домоскальский период - "история с географией" 1000 лет назад...
Feb 19, 2017 23:12
Когда возникла Москва? Нет, ну то, что позже "матери городов русских", это понятно, а все же, когда именно? В 1147-м, но не в сентябре, а в апреле - первое упоминание, то самое, знаменитое приглашение в гости, новгородскому князю, "приди ко мне в Москов", это из общеизвестного. А по некоторым новым археологическим данным, на 100-200 лет раньше, т.е. еще между X-ХI веками (а первые поселения на Боровицком холме так и вовсе в III-II тысячелетии до н.э.) - [Spoiler (click to open)] ... Наша столица - обширный археологический комплекс, который включает более ста памятников средневековья в исторической части города. Планировочную структуру Москвы издревле составляли град (впоследствии Кремль) и его предградие - посад, непосредственно прилегавшие к первоначальной крепости.
Археологические исследования 1990-х годов существенно расширили представления о развитии территории Москвы в динамике исторического роста. Особо важную информацию археологипочерпнули при исследовании предградия, окружающего Московский Кремль. При раскопках ряда объектов Занеглименья (Старое Ваганьково, Волхонка, Манежная и Арбатская площади) обнаружены древнерусские украшения и предметы быта. Во Всехсвятском проезде у храма Христа Спасителя найдены вятические украшения. И на этом же месте ранее обнаружен клад «арабских» дирхемов 9-го века, что, по мнению А.Г. Векслера, «подчёркивает не рядовой характер раннего поселения».
Раскопками на Старом Гостином дворе обнаружены древнерусские украшения, относящиеся к долетописному времени. Раскопками вдоль Ильинки, от начала улицы и вплоть до крепостной стены Китай-города, открыта древняя мостовая в 23 яруса. Начиная от раннего времени, она регулярно ремонтировалась, и сооружались новые бревенчатые мостовые. На участке у Красной площади ниже вымостки обнаружены горизонты первичного освоения территории, которые свидетельствуют о существовании здесь усадебной застройки, перемежавшейся с пахотно-огородным горизонтом. Исследование шестнадцати образцов древесного угля по радиоуглеродному методу дало несколько дат начало распашки и застройки, ранние из них - 890 и 895 гг., поздние - 1041, 1048,1058, 1072 гг.
То есть в районе Красной площади Москва была распаханной и застроенной за 257 лет до первого упоминания в летописи. Поэтому и А.Г. Векслер делает вывод, что «археологические материалы свидетельствуют о раннем возрасте ближайших поселений у града», «ранняя Москва имела более обширные пределы, чем это представлялось до недавнего времени», и что эти данные открывают «широкие возможности для корректирования датировок культурного слоя раннефеодального города»...
...Группа археологов - Л.А. Беляев, Н.А. Кренке, С.Г. Шуляев - свою статью в авторитетнейшем журнале «Российская археология» (№ 1 за 2010 г.) так и озаглавили: «Докремлёвская Москва: новые данные по топографии и керамике Даниловских селищ 9/11 - 14 вв.». Обратим внимание, что самой ранней снова указана дата - 9 век. Это на 3 века раньше летописной даты! Авторы приводят новые данные о размерах, рельефе и керамической хронологии древнерусского селища на территории современной Москвы - Даниловского. Это селище открыто в 1980-х годах в 6 км к югу от средневекового центра Москвы на территории Данилова монастыря (известен с конца 13-го века).
Работами 2000-х годов установлена значительная площадь селища (около 500 м вдоль Москвы-реки) и дата его возникновения - не в конце 10 - 11 веков, как предполагалось ранее, а на 50 - 100 лет раньше. Установлено также, что центром древнего русского селища являлся приречный мыс, на котором ранее существовало поселение раннего железного века (вторая половина 1-го тысячелетия до н.э. - рубеж 1-го тысячелетия н.э.), то есть опять же 5-й век до н.э.
По этим новым данным археологи делают закономерный вывод: «Эти сведения важны для решения вопроса о существовании, датировке и расположении поселений, которые должны были предшествовать строительству княжеской крепости в 1150-х годах на Кремлёвском холме». Да, Москва это не один холм, даже если он Кремлёвский. Москва, как и любой другой город, это поселение людей, существовавшее на одном и том же географическом месте. Не случайно авторы делают упор даже не на 9-м веке, что уже удревняет возраст Москвы на 300 лет, а на раннем железном веке, то есть времени «до новой эры». Началом этого периода ориентировочно считается 5-й век до н.э. Эта отправная археологическая точка делает возраст Москвы равным 2500 годам.
Но можно ли эту дату считать датой основания Москвы? Нет. Городища дьяковской культуры раннего железного века открыты у села Дьяково близ Коломенского, на территории Кремля, на Ленинских горах, на реке Сетунь, в Кунцевском лесопарке и во многих других местах Москвы. Группы курганов вятичей обнаружены у станции Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове, Деревлёве, Зюзине, Черемушках, Матвеевском, Филях, Тушине и в других местах. Известен фатьяновский могильник бронзового века у села Давыдково, Щукинская неолитическая стоянка на реке Москва и так далее и тому подобное. На территории столицы зафиксировано более 200 археологических памятников, уходящих своими корнями в палеолитические поселения типа Зарайска возрастом 20 тысяч лет...
В то время как, заметим, Киеву было приписано, по разным оценкам, от 100 до 500 лет, о чем говорили в домайданные времена, как последние относительно добросовестные киевские исследователи, так и сам О.Бузина (опять же, не городу, а деревушкам на Подоле). Если кому интересно, то здесь подробнейшим образом разбирается презабавная история возникновения мифа "древнего" Киева и "Киевской" Руси... Впрочем, мы сейчас не о нем, а о Москве, которой ведь в ту пору и в помине не было, это-то уж точно, докУменты нужные не выправили, как Киеву, к первому его, советскому еще юбилею. А вот эти реконструкции облика ее жительниц, на основании многочисленных раскопок московских курганных захоронений, датируемых IX-XI веками, они не в счет, конечно же -
Это ведь из той самой, несуществующей еще по источникам Москвы и ее окрестностей - вятичи, на них характерные семилопастные височные украшения, по которым они опознаются, реконструкция по раскопкам многочисленных подмосковных курганов. А ниже, под катом, это - Новгород, Рязань, Смоленск примерно того же времени - [Spoiler (click to open)]
Реконструкция древнерусских головных уборов кандидата исторических наук Натальи Жилиной.Реконструкция сделана на основе материалов по раскопкам. Рисунки Олега Фёдорова. Опубликовано в журнале "Родина" за 2002 год.
А вот так выглядят эти украшения из раскопок, в обычном краеведческом музее, в Подмосковье - Намного бледнее, не правда ли? Жаль, что так редки выставки-музейные реконструкции быта той, домоскальской, эпохи, хоть изредка они и случаются... Эту выставку, ниже, мы уже непростительно почти пропустили, к великому сожалению, давайте хоть вдогонку посмотрим и поаплодируем человеку, который не болтал в сети, подобно всем нам, а просто взял и воссоздал маленький кусочек нашей истории, достойной любования и гордости (он и сам вызывает восхищение, как по мне)... О выставке написал starina_chuk в Как одевались «москвичи» и «зеленоградцы» XI века?
Недавно побывал по работе на выставке «Яркий мир древних славян». Не спешите проскролливать - это история не так скучна, как можно подумать. :))) Фишка в том, что эту выставку создал на свои деньги и в свое свободное время житель Подмосковья Иван Коновалов. Ему надоело смотреть в музеях на непонятные железки, выкопанные археологами, и он захотел воссоздать полный образ наших далеких предков. Под катом - фотографии выставки, рассказ об истории ее создателя и портрет физика, ударившегося в музейное дело. :)
Причем по образованию Иван - физик, а работает на предприятии, выпускающем оборудование радиационного контроля, то есть профессионалом в области истории он не является. Но его выставка - это не какая-то самодеятельность. К работе над созданием экспозиции Иван привлек ведущих специалистов страны, и результат получил признание в научной среде. Теперь посмотреть на одежду, оружие и украшения, которые носили древние славяне, может любой желающий - в выставочном зале Музея Зеленограда. - Что мы обычно видим в музеях? Археологические экспонаты, которые могут дать массу информации специалистам, но для посетителей зачастую выглядят просто как куски побывавшего в земле железа, - говорит Иван Коновалов. - И, как правило, такой посетитель очень смутно представляет, как этот предмет выглядел в оригинале и как использовался. Так почему бы не показать человеку комплексную картинку, законченный образ? Не абы какой, а достоверный, подтвержденный заключениями ученых, укладывающийся в историческую концепцию.
С этой идеей Иван Коновалов пришел к профессионалам, в частности к Юлии Степановой, замдекана исторического факультета Тверского государственного университета, одному из лучших специалистов в области истории костюма в нашей стране. - Поначалу, возможно, было какое-то недоверие к «человеку с улицы», пришедшему с такой идеей, но как только работа началась, оно исчезло, так как всем стало понятно, что мое желание сделать выставку - не пустые слова, - вспоминает Иван.
На каждый костюм Юлия Степанова разрабатывала подробный паспорт со ссылками на источники. Потом все эти документы критически оценивались другими специалистами. На их основе мастера-реконструкторы изготавливали предметы одежды, оружие, аксессуары.
Каждый предмет на этой выставке - от верхней одежды до сумок, ножей и амулетов - имеет реальный исторический прототип в виде находки, сделанной во время археологических раскопок.
Костюмы не только шили вручную, но и использовали для этого ткани ручного производства.
Наверное, единственным серьезным отступлением от технологий древних славян было применение в паре случаев синтетических красителей, поскольку натуральные, которыми пользовались в то далекое время, сейчас найти крайне сложно.
На выставке можно не только проследить, как менялись костюмы славян с IX до XI века, но и сравнить, как отличалась одежда представителей разных племен. Изначально у Ивана Коновалова была идея воссоздать костюмы только псковских кривичей и новгородских словен...
Вот кривичи.
Вот словене.
...но в процессе к ним добавились еще и вятичи, которые жили, в том числе, на территории современной Москвы и Зеленограда, где и состоялась премьера выставки (сам Иван - житель соседствующего с Зеленоградом подмосковного поселка Андреевка). - Я решил, что зеленоградцам будет интересно взглянуть на то, как одевались люди, жившие здесь тысячу лет назад, - улыбается Иван.
Характерные особенности женского костюма вятичей - семилопастные височные кольца и шапочки с бахромой. Форма височных колец, как говорят специалисты, - этноопределяющий признак племен восточных славян. Если в захоронении находят семилопастные височные кольца, становится понятно, что здесь покоятся вятичи.
Помимо одежды на выставке представлены копии оружия древних славян, в том числе меча из Сарского городища в Ярославской области и меча из украинских Шестовиц.
Кое-что из амуниции славянских воинов можно даже примерить на себя - в интерактивном уголке экспозиции сложены на скамеечке кольчуга и шлем. Этот аттракцион очень нравится детям, которые развлекаются таким образом, пока их родители внимательно изучают поясняющие материалы, - выставка рассчитана на семейное посещение.
Иван признается, что в первые дни работы экспозции приезжал сюда практически каждый день, следил за реакцией посетителей, с интересом читал отзывы. Сейчас в планах у него выпуск каталога выставки, который мог бы стать хорошим учебным пособием для студентов-историков, а также расширение экспозиции и организация сотрудничества с другими музеями Москвы и Подмосковья, куда могла бы отправиться выставка после Зеленограда.
Хочется надеяться, что выставка будет гастролировать по городам России, не ограничившись окрестностями Москвы...
Да, если кому-то интересно, множество ссылок по истории древнерусской протомоскальской одежды в рунете и сообществах энтузиастов, историков-любителей, например, здесь и здесь. Ну что, потомки вятичей, кривичей, словен и прочих будущих москалей(не только москвичей, в широком смысле), как вам костюмы наших монголо-кацапских и финно-угорских предков примерно тысячелетней давности? По-моему, это прекрасно - стильно, достойно, благородно, лаконично и почти изысканно, с учетом понятной утилитарности, а украшения так просто великолепны, жаль, что сейчас ничего подобного не делают...
Кстати, пламенный привет и наихудлучшие пожелания создателям и историческому консультанту фильмы Викинг, побежденному простым подмосковным историком-любителем. И один вопрос на засыпку - какая ошибка допущена художником в самом верхнем, первом рисунке-реконструкции женских образов того времени?