[Spoiler (click to open)] Но для начала мы констатируем, пожалуй, один сильнейший слом. На наших глазах ломается идея имитационной демократии, управляемой с помощью медиамощностей.
Напомним: на стороне Хиллари Клинтон была не только её Демократическая партия.
На стороне Клинтон было также подавляющее большинство основных СМИ Соединённых Штатов. Причём как в силу несопоставимости рекламных бюджетов (Клинтон истратила, кажется, на кампанию раз в 25 больше, чем Трамп), так и в силу политического выбора издателей, почти поголовно переметнувшихся к демократке.
На стороне Клинтон были также (что вообще беспрецедентно) ведущие «лица» Республиканской партии США, включая экс-президента Джорджа Буша - младшего, не проголосовавшего за Трампа.
На стороне Клинтон было вообще всё то, что принято называть истеблишментом. В последние дни, пока Трамп в одиночестве («одиночестве и изоляции», как глумились передовые медиа во главе с «Нью-Йорк таймс») выступал перед толпами своих сторонников один на один, Клинтон разъезжала с целым шапито звёзд рэпа, попа и RnB, превращая свои агитвыступления в весёлые концерты.
На стороне Клинтон в итоге выступило даже пытавшееся сыграть против неё ФБР, завершившее гигантское дело о её электронной почте со сверхсветовой, не встречающейся в природе скоростью - за двое суток.
На стороне Клинтон были элиты всех «младших союзников» США.
На стороне Клинтон был весь передовой «креативный класс» Америки, рисовавший на Трампа боевые фотожабы и в ночь выборов даже заранее прикативший к башне Трампа в Нью-Йорке торт в виде печального Трампа.
И что особенно занятно: в течение почти всей избирательной кампании на стороне Клинтон были социологические опросы.
Не все, отметим. В частности, в опросах LA Times кандидат Трамп в последний месяц опережал Клинтон - но основная масса авторитетнейших социологических служб давала Клинтон от 3 до 8% преимущества.
...И вдруг оказалось, что американский избиратель на стороне Трампа - «рыжего клоуна», «спарринг-партнёра» и «кандидата от деревенщин».
Сейчас ведущая демократическая общественность в шоке, который по своим масштабам далеко превосходит шок отечественных вождей «болотной революции» от своего провала. В уже упомянутой «Нью-Йорк таймс» авторитетный Пол Кругман выступил с оперативной колонкой под названием «Наша неизвестная страна», тема которой вполне перекликается с предперестроечным андроповским высказыванием: «Мы не знаем общества, в котором живём».
Медиаорудия, палившие изо всех калибров по Трампу в течение полугода непрерывно, теперь не просто изумлённо дымятся. Под угрозой, если честно, само их будущее - ибо какая к чёртовой матери «управляемая медиадемократия», если они не сумели обеспечить победу согласованному практически всеми частями элиты кандидату. И если они не в состоянии - то за что их тогда, строго говоря, кормить.
...Есть весьма простое объяснение случившемуся, уважаемые читатели. Собственно, мы об этом говорили ещё до выборов.
Во-первых, кандидат Трамп всю свою кампанию представлял себя в качестве «бунтаря против текущего курса» и, главное, «против нынешнего истеблишмента».
И когда этот самый истеблишмент публично объединился против Трампа, и предал его остракизму, и загнал его в изоляцию, и не поехал с ним петь и плясать по городам Америки - этот самый истеблишмент оказал Трампу совершенно гениальную пиар-услугу. Он подтвердил перед избирателем, что Трамп не врёт. Что Трамп действительно один против всей этой плотно свалявшейся тусовки.
А во-вторых, СМИ, демонизировавшие в течение полугода Трампа и всех, кто за Трампа, банально перестарались. Они действительно убедили избирателей в том, что голосовать за Трампа - это ужасно, неприлично и чревато общественным осуждением.
И в итоге избиратель, который хотел проголосовать за Трампа, но не хотел, чтобы его общественно осуждали, начал просто-напросто врать, когда ему звонили люди из центров изучения общественного мнения.
Иными словами, хитрый истеблишмент, вооружённый самыми передовыми на планете медийными, агитационными и прочими «мягкими» технологиями, обманул сам себя.
А мы получили очередное, самое масштабное в этом году подтверждение идеи, что «управляемая демократия» исчерпывает себя и даёт сбой за сбоем. Мы уже наблюдали это в мягком виде на референдуме в Нидерландах, в жёстком виде - на референдуме о брексите и вот теперь в виде супермасштабном - на выборах в США.
Где голосование оказалось, по сути, тем же «референдумом против курса». Причём проводившегося и Обамой, и его предшественником Бушем-младшим в течение полутора десятков лет.
Произошло то, что одна сторона - клинтониты - поставили все на чисто медийную составляющую политтехнологий. Им казалось, что тотального господства в медиа-технологиях (это не только СМИ) достаточно, чтобы впарить американцам старую больную и вороватую лгунью. В то же время команда Трампа сделала упор на использование личных качеств кандидата. А личность Трамп в прямых и косвенных столкновениях с личностью Клинтон всегда выигрывал, какие бы цифры не писало CNN. Является неисправимым идиотом тот, кто считает, что Трамп - антисистемный, антиэлитный кандидат. За ним стоят вполне определенные элиты - на эту тему сейчас много пишет Хазин - повторяться не буду. Но пиаровский образ один против всех был разыгран хорошо. Что же еще создал Трамп? Трамп направил свой основной месседж белым мужчинам средних и низших доходов и возраста среднего и старшего. Он объяснил им, что при избрании конкурентки - они рискуют окончательно оказаться в рамках бесправного меньшинства без работы и без уважения к себе. Это был его ядерный электорат. Но, выяснилось, что создал месседж, который был принят и черными, и латинскими мужчинами. А также теми домохозяйками, которые зависят от своих мужчин. И финансово, и ментально. Политтехнологи клинтонши, во-первых, пропустили этот момент, во-вторых, не создали ему никакого действенного противоядия. Они, как часто в предвыборных кампаниях партии власти, занимались освоением бюджетов и отчитывались за потраченные деньги. Ведь все эти СМИ стоят бешеных бабок. Месседж Трампа очень хорошо лег и на белых мужчин-госслужащих, армейских и спецслужбистов. Есть дурацкое мнение, что глава ФБР Коми был кем-то подкуплен, чтобы открыть заново дело против Клинтон. Коми сам кого хочешь подкупит из секретных фондов ФБР, за которые он ни перед кем не отчитывается. Когда он через три дня закрыл дело - пиарщики Клинтон могли только пить кока-колу. И осваивать оставшиеся бюджеты. Почему так произошло? Ведь американские пиарщики и политтехнологи, по-прежнему, лучшие. Я сам там многому научился и прекрасно понимаю, что тамошние работавшие на клинтоншу пиарщики все понимали. Проблема в организации кампании по номенклатурному принципу, когда все эти полуполитики неоконы со своими жёнками оккупировали все доступы к старческому телу и и отвечали на любые вопросы по схеме - все купим. Поэтому публика политтехнологическая плюнула на победу и стала зарабатывать деньги. О соцопоросах. Шаблонно, если ты начинаешь гнобить своего соперника как маргинала и если у тебя явно больше медийных ресурсов, то противостоящие тебе избиратели будут посылать все опоросные службы, воспринимая их как врагов и часть их противников. Примеры: ранние Жириновский и Ципрас. На этих выборах было и другое. Соцопоросы прямо покупались, чтобы показать свою работу и получить следующий транш. Теперь появятся оналитеги, которые будут рассказывать, что они предсказали победу Трампа. Могли угадать, но предсказать не могли. Не было объективного критерия. Оценить количество замкнувшихся в себе и месседже Трампа было невозможно.
О том, кто такой Трамп можно говорить долго. Но главное Трамп - это вызов России (вызов в смысле Тойнби). Способны среагировать адекватно и дать понятный всем и серьезный ответ, значит Трамповская Америка воспримет нас тоже всерьез. Нет - нет.
Я постарался избегать профессионального жаргона. А где он есть, так понятен из контекста. И это. Я на этот пост никому отвечать не буду. Так, что не пишите. Прочтете и Слава Богу.