Мелкий бес и Недотыкомка в душе - макабр и гиньоль: "милые современники, это о вас..."

Nov 07, 2016 02:50





«…люди любят, чтобы их любили. Им нравится, чтоб изображались возвышенные и благородные стороны души. Даже и в злодеях им хочется видеть проблески блага, „искру божию“, как выражались в старину. Потому им не верится, когда перед ними стоит изображение верное, точное, мрачное, злое. Хочется сказать: „Это он о себе“.
Нет, мои милые современники, это о вас…»
(Федор Сологуб, из предисловия ко второму изданию романа «Мелкий бес»)
К черту политику, граждане, ведь не только и не столько из нее состоит наша жизнь, к счастью, давайте о вечном, об искусстве, о русском искусстве и, при этом, современном искусстве?
Россия славна и велика именно своей культурой, равной которой нет, не было и, теперь уж точно - не будет.

Именно современной культуры и искусства, неразрывно связанных с классикой, наследующих ей, сохраняющих преемственность.
Самое невероятное, что нам удалось эту культуру сохранить, в отличие от большинства европейских стран и даже, как ни невероятно звучит, порой и преумножить...
Не верите? Хотите, докажу?
Итак, классическое литературное произведение - Мелкий бес, Федора Сологуба, изумительная русская литература вершины Серебряного века.
Вчера мы смотрели премьеру этого года на сцене Камерного музыкального театра им. Покровского - оперу-гиньоль и макабр по мотивам этой хрестоматийной вещи, наверняка знакомой с юности каждому русскому, российскому читателю.

И это - одно из самых страшных, порицающих и сатирических произведений когда-то легло в основу пьесы Тварь, а сама первооснова представляет собой противоречивый материал для любой постановки, драматической или музыкальной.
Русский классик, русский либреттист, русский композитор, русские артисты - все было великолепно, а я весьма придирчива к театральным постановкам, поскольку люблю театр.
Поэтому - кратко делюсь впечатлениями и рекомендую всем.
Для начала - в романе собраны все самые страшные, мерзкие и отвратительные пороки человека, его желания, мысли и поступки, все наружу, все как есть.

Но привычной чернухи постмодернистского спектакля нет как нет, в отличие от  либерастических любимцев...
Режиссер идет по пути гротеска - все самые жуткие подробности из жизни героев мы видим в шаржированном варианте, психологического проживания, страстей в клочья, эпатирующих сцен - на сцене вы не увидите.
Острые моменты нивелируются присутствием посредников - тряпичных кукол, с которыми и происходит все самое ужасное - насилие, оскорбление и прочее, но сила воздействия на зрителя при этом преумножается, как ни странно и невероятно.
На выходе получилась совершенно фантасмагорическая вещь - безумство пороков, пляска страстей, невероятный накал чувств, пошлость и низость, приспособленчество и лживость, клевета и обман совершенно не оставляют чувства безысходности.

И что тому причиной - прекрасная ли музыка Журбина, изумительная постановка, невероятная для актеров оперного театра драматическая игра, фантастически слаженный актерский ансамбль, работающий так, что дух захватывает от безупречности многофигурных композиций мизансцен, лаконичная ли и стльная сценография - загадка.
Но - впечатление таково, как я описала.
И это - русская классика, осмысленная и воплощенная на сцене нашими современниками.
Если вы хотите получить три часа абсолютного, незамутненного удовольствия от театрального действа и забыть обо всем сиюминутном -  вперед.

Гарантирую восторг от музыки, декораций и костюмов, потрясающей пластики и выразительности актеров, волшебной чистоты голосов, невероятной экспрессии действия...
И - фантастической узнаваемости персонажей русской провинциальной жизни 100-летней давности, которая не может не поражать...
В доказательство кратко сказанного мной два отрывка, из практически профессиональной рецензии  и отзыва простого зрителя -[Spoiler (click to open)]
...Опера «Мелкий бес» вряд ли может быть названа сладкозвучной, а романтические темы использованы в ней исключительно под едким сатирическим соусом. Музыка отличается колючестью - в ней много отрывистых нот и ксилофонных трелей, наводящих музыкальный саспенс. Значительную часть партитуры составляют распевные речитативы, в которых атрибуты действия (настроение, отношения, подтексты) передаются лейтмотивами и инструментовкой. Музыка выражает и провинциальность обитателей городка, и бездонную тьму души Передонова, и повадки Мелкого беса - не появляющегося на сцене во плоти, но вполне уютно устроившегося в музыке. Отдушина для любителей номерной структуры - небольшие арии на любой вкус - от нравоучения Передонова о пользе доносов до обреченной на успех китчевой песни Павлушки.

Среди ансамблей выделяется секстет, разбитый на три дуэта, в котором переплетены голоса трех пар, поющих каждая о своем понимании момента. Но с наибольшей вероятностью выходя из театра вы будете на все лады распевать лейтмотив российского административного восторга - «Как в гимназии дела?»

Полистилистика оперы предъявила высокие требования к музыкантам, и первым слагаемым успеха премьеры по праву можно назвать работу дирижера-постановщика Владимира Агронского и оркестра театра.

Сам композитор на встрече со зрителями назвал оперу постмодернистской - из-за постоянных отсылок к другим произведениям. В самом деле, обилию литературных цитат в либретто соответствует большое количество цитат музыкальных. Так, лейтмотивом разброда и безысходности стал «Чижик-пыжик», повторяемый с разной степенью явности. Припасены гостинцы и для любителей более изысканных ассоциаций. Например, в сцене явления графини Волчанской вполне прозрачно звучит тема свершившегося рока из сцены судилища в «Аиде»....
https://golos-publiki.ru/opera/melkiy-bes-populyarny-simvolizm/

Вот тут профессиональная рецензия на спектакль  "Мелкий бес - безумства пороков..."
И еще одно, что не могу не привести, удивительный отзыв на само литературное произведение, впервые прочитанное автором, здесь уникально само восприятие русским человеком столетней нашей литературной классики, невероятно живое, горячее и искреннее -
[Spoiler (click to open)]...А "хорошее" всех Передонов. В предисловии (спойлерном, но полезном) писатель объясняет, что П. - это не автопортрет, это все мы; черты Передонова есть в каждом из нас. И во мне, конечно, они тоже есть. Самое простое: Передонов переводил часы, чтобы урок скорее кончился, а я, было дело, прятался в учительской полурока до звонка. Мне этот герой напомнил Джеймса Броуди из романа А.Кронина "Замок Броуди": такой же рафинированный негодяй, без единого положительного качества, мнящий себя пупом земли. Учитель, как поняли. И я учитель, поэтому читать было втройне любопытно. Чеховский Беликов ("Человек в футляре") приходил на ум, но всё же они разные. Сологуб на примере Ардальона Борисовича дарит нам, педагогам, новый термин - "передоновщина". Есть обломовщина (мечтательность, безволие), а есть передоновщина - пренебрежительное отношение к людям и труду, клеветничество; а применительно к учительству - разное отношение к разным детям (в зависимости от сословия), придирки, высмеивания, наговоры, лишние анекдоты на уроке, недобросовестность. Сологуб сам в прошлом учитель и завещает нам бороться с передоновщиной. Сумасшествие Передонова нагоняет как ужас, так и смех. Его бредовые видения, эти живые карточные фигуры, подсматривающие в каждую щелочку соглядатаи, коварный кот и, конечно, противная Недотыкомка - о, они страшат и бросают в дрожь! В то же время чем ближе к концу, тем абсурднее становится поведение героя: побрить кота (который, не дай бог, намяукает городовому слухи), отказаться от трёх невест подряд, доносить на барана и, апогей, послать такое письмо княгине - это смешно. Посмеёмся и пожалеем, ибо каким бы ни был скотиной, он ещё один потерянный для общества человек. Недотыкомка - это в какой-то степени преследующая его совесть. У неумного и сухого, как он, нормальной совести не нашлось, вот и возник эдакий монстр. Мелкий бес - это Недотыкомка, которая сидит в Передонове и толкает под руку, просит совершить злодеяние. Помните же, именно из-за неё Передонов устраивает пожар на маскараде. У всех, даже у самых пушистых сидит внутри своя такая недотыкомка; главное не дать ей стать Недотыкомкой, т.е. не дать вырасти, стать живой; на позволить мелкому бесу стать крупным (в конце повествования строчная буква "н" обращается Заглавной "Н").
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/679066

*******************************************

Собственно, все это я к тому, что иногда прикосновение к хорошо забытому старому из разряда вечной и нетленной классики русской литературы  - может многое объяснить в современности, поскольку история пороков и добродетелей вечная, а мир вокруг нас за сто с плюсом  прошедших лет, как выясняется, не так уж и изменился...
И - да. Все это еще и о том, что можно на самые рискованные темы говорить целомудренно и экспрессивно одновременно, ни в чем не погрешив против хорошего вкуса и добившись аншлага на не самом популярном в народе жанре оперного спектакля...

театр, музыка, литература, Россия, культура

Previous post Next post
Up