Октябрь З0 лет спустя - русский подводник, который спас Америку, или "люди выдерживали, железо нет".
Oct 13, 2016 05:00
Конечно, тогда, 30 лет назад, все зависело не только от этого 20-летнего матроса, Сергея, погибли еще трое членов экипажа. Сразу, на боевом посту. А потом еще четверо, от последствий аварии -
Как и положено командиру корабля, капитан второго ранга Игорь Британов сошел с атомной подводной лодки последним, когда морская вода уже заливала ограждение рубки. Он поставил на предохранитель пистолет, с которым был готов защищать свой лучший в мире атомоход К-219, и шагнул на спасательный плот. Это произошло 6 октября 1986 года, тридцать лет назад. И все эти годы вблизи американского побережья Атлантики, на глубине 5500 метров, на песчаном дне лежит боевой подводный корабль с четырнадцатью баллистическими ядерными ракетами, двумя ядерными реакторами, запасами оружейного плутония, урановыми стержнями, с тоннами азотной и серной кислоты, окислителем ракетного топлива. Лежит мирно, по оценкам специалистов, угрозы взрыва, радиоактивного заражения нет.
Весь этот страшный арсенал мог бы рвануть с такой силой, что громадная часть человечества, а первым делом население таких стран, как Америка, Англия, Исландия, было бы взорвано, отравлено, заражено, если бы не мужество советских моряков. То, что российские, советские, в общем, наши моряки, словно призваны какими-то высшими силами спасать человечество - неоспоримо. Спасали мир члены экипажа атомной подлодки К-19 в 1961 году во время аварии атомного реактора, опять же недалеко от Америки, спасли ценой жизни восьми подводников, получивших смертельные дозы облучения. Русские моряки спасали жителей Мессины после жуткого землетрясения в 1908 году, мирное население Корфу (1799 год), всех, кто жил в блокадном Ленинграде…
Трагедия К-219 по масштабам могла превзойти все трагедии вместе взятые, ведь в одной из шахт корабля, находившегося в подводном положении, впервые в истории всего подводного флота взорвалась баллистическая ракета.
Командир группы радиотехнической службы К-219 Роман Долматов в одном из редких интервью сказал: "Первые секунды можно назвать ошарашенностью. Они прошли, и каждый стал делать то, что положено: бороться за живучесть корабля".
Просто и буднично… А борьба за живучесть тем, кто служил на флоте, помнится всю жизнь как предел напряжения на боевом посту, когда все умение, все силы, в том числе и душевные, надо направить на спасение жизни корабля. Иногда и ценой собственной жизни.
Командир дивизиона движения электромеханической боевой части К-219 Геннадий Капитульский рассказывал: "Смерть Сергея Преминина - не знаю, оправдана, не оправдана, но она произошла, и это гарантировало стопроцентную безопасность всего экипажа и последующих поколений..."
Что же совершил двадцатилетний спецтрюмный матрос Сергей Преминин, что смогло спасти несколько поколений? Вместе со старшим лейтенантом, командиром реакторного отсека Николаем Беликовым он после взрыва вошел в реакторный отсек, где температура достигла 70°С и стал опускать компенсирующие решетки. Проще сказать - офицер и матрос стали предотвращать расплавление активной зоны реактора. И когда Беликов потерял сознание, Преминин дважды входил в камеру реактора в одиночку и вручную завершил опускание решеток. После этой работы юноша уже не мог выйти из отсека - все было деформировано, разность давлений закупорила люки, но до последнего момента, до смерти от удушья Сережа Преминин перестукивался с Капитульским, докладывая о ситуации и не взывая о помощи.
Вместе с Премининым отдали Богу души еще три подводника, вот их имена: командир БЧ-2 капитан 3-го ранга Александр Петрачков, матрос Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Вечная им память, ценой своих жизней моряки остановили то, о чем сказал командир группы штурманской боевой части К-219 Олег Гуськов:
"…Каждый на корабле понимал: последствия могут быть катастрофическими. Планете грозил второй - подводный - Чернобыль..."
На субмарине мог взорваться весь арсенал с ядерными боеголовками.
Помимо взрыва ракеты, на подлодке вспыхнул пожар, с которым моряки-подводники вместе с экипажами пришедших на помощь советских судов "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев" в адовых условиях беспрерывно боролись с 3 по 6 октября. Одновременно предпринимались все усилия, чтобы остановить распространение ядовитых газов. Эта борьба за живучесть шла до последнего мига жизни атомохода, когда оборвался буксирный трос и корабль стремительно пошел ко дну.
В причинах аварии К-219 разбирались опытные специалисты СССР и США, были написаны научные труды, сняты художественные и документальные фильмы. Было несколько версий причин аварии, в том числе и столкновение с американской подводной лодкой, диверсия.
Самая реальная версия - технический брак, из-за которого вода поступила в ракетную шахту № 6 на большой глубине, что и вызвало взрыв ракеты. Но не об этом сейчас речь.
С каким-то гнусным бездушием подвиги моряков замалчивались, скрывались от народа. Сергей Преминин получил звание Героя Российской Федерации посмертно лишь в 1997 году!
Награды пришли гораздо позднее, как часто бывало после Великой Отечественной войны. В годы войны и после нее все могло быть оправдано несовершенством работы почты, утерей документов, а здесь - только трусливостью, осторожностью и бездушием чиновников в военно-морской форме, для которых главным было сохранение тайны аварий, катастроф, гибели, в общем - неудач, к которым они могли быть причастны. Поэтому обвиняли экипаж и командира К-219 в "плохой борьбе за живучесть корабля", на что Игорь Кудрин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников заявил: "Ходили такие разговоры, что вы боролись за живучесть, но плохо, людей мало погибло. А вот погибло бы пол-экипажа, значит, вы хорошо боролись".
Было также несколько версий, почему атомоход, уже буксируемый с места аварии, так быстро ушел на дно. Специалисты считают: скорее всего, из-за того, что подлодка К-219 приняла слишком много воды в машинное отделение через винтовую группу и поврежденный ракетный отсек. Была и вероятность того, что последний оставшийся на атомоходе офицер, командир Игорь Британов, так и не допустивший на борт американских военных, собственноручно отправил К-219 на дно. Были для этого и веские причины. Командир корабля не мог выполнить нелепый приказ из Москвы, где предписывалось: "В связи с невозможностью дальнейшей буксировки высадить экипаж на крейсер и следовать своим ходом в ближайший порт Советского Союза". В этом случае пустой корабль с заглушенной энергетической установкой становился легкой добычей противника. Некоторые версии, документы спрятаны под грифом "секретно", возможно - навсегда.
Российский военный моряк - особое сословие нашего общества. Это элита вооруженных сил страны, их нравственная сила. Это патриоты, с самых истинных, честных, душевных позиций. Во время борьбы за живучесть своего корабля они упорно отказывались от помощи экипажей прибывших туда американских кораблей, подлодок. И этот отказ был обусловлен не только желанием сохранить секретность оборудования и вооружений К-219, но и тем, что не могли допустить наши подводники, чтобы на палубу корабля ступила нога моряка вражеского флота.
Флот США в те годы был определен для СССР как вражеский. Здесь можно и нужно вспомнить затопление русского флота в 1885 году возле Севастополя, гибель "Варяга" и "Корейца", миноносца "Стерегущий", отказ от эвакуации на американские суда экипажа К-19. Не могут наши моряки позволить, чтобы их родной дом, а военный корабль всегда ассоциируется в сознании матросов и офицеров с родным домом, был захвачен врагами. Лучше уйти на дно.
Экипаж атомной подводной лодки К-219 сделал все возможное, а матрос Сергей Преминин - невозможное, чтобы спасти не только советских моряков, своих флотских братьев, но и миллионы жизней мирных жителей, чтобы не допустить ядерной подводной катастрофы, страшного заражения мирового океана. Склоним перед ними головы, помянем в своих душах погибших, пожелаем благополучия живым и не будем забывать о подвиге, спасшем нашу планету.
******************************************
А вот что пишут о судьбах героического экипажа, возможно, спасшего Америку, в России сегодня - Спустя тридцать лет выжившие члены экипажа и родственники погибших встретились в Северной столице. Панихиду по усопшим провели в Никольском морском соборе. Зажженные свечи, красные гвоздики… Но без слез. Все понимают: подводники погибли героической смертью. Батюшка молвил: - Моряки сделали то, что и должны были сделать. Исполнили священный долг перед государством. Воин - человек перед Богом особенный...
Капитан 1 ранга Игорь Курдин должен был отправиться в поход вместе с «К-219».
- «К-219» - мой экипаж и мой корабль. Но волей судьбы меня с ними не было. Меня отправили на учебу, - признался «КП» он. - Но я горжусь, что ребята до сих пор считают меня своим старпомом и приглашают на встречи.
Капитан 1 ранга Игорь Курдин
Личный состав «К-219» эвакуировали в Гавану. Оттуда специальным рейсом доставили в Москву. 31 октября 1986 года Игорь Курдин навестил моряков в доме отдыха в подмосковных Горках.
- Командование советовало мне держаться от экипажа «К-219» подальше: «Вам еще не раз припомнят, что вы служили на затонувшей подводной лодке. Ну и что, что вас в момент крушения на ней не было…». Я все равно поехал, - рассказал подводник. - Советчики не ошиблись. Моя связь с «К-219» действительно мне аукнулась. И не раз. Но ничего. Я со всем справился.
Игорь Курдин напомнил, что советский Военно-морской флот в полной мере нес тяжесть ракетно-ядерного противостояния двух империй - СССР иСША. Американское побережье патрулировало более половины состава ВМФ! Одновременно с «К-219» на боевой службе находилось еще пять подводных лодок.
- Советский Союз использовал корабли сверхинтенсивно. Люди-то выдерживали. А вот железо не всегда, - отметил капитан 1 ранга.
По усопшим отслужили панихиду
Численность экипажа «К-219» составляла 120 человек. Четыре из них погибли во время крушения. Еще четверо умерли вследствие аварии (капитан 3 ранга Владимир Марков, капитан-лейтенант Владимир Карпачев, капитан 2 ранга Игорь Красильников и старшина первой статьи Раймундас Садаускас).
На встречу в Петербург приехал сын Владимира Карпачева капитан 3 ранга Евгений Карпачев. Молодой человек пошел по стопам отца и продолжил морскую династию. В Никольский морской собор он прибыл вместе с женой и маленьким сыночком.
- Как и мой папа, я нахожусь на службе своему Отечеству, - сказал нам Евгений. - Бывает трудно, но служить хочется. Кто защитит страну, если не мы?..
Евгений Карпачев пришел на панихиду вместе со своей семьей
- Сереге было всего двадцать лет… Если бы не его подвиг, то мы бы здесь с вами не стояли, - поделился с «Комсомолкой» командир «К-219» Игорь Британов. - Произошла бы разгерметизация ядерной установки. За ней последовал бы тепловой взрыв. Последствия могли быть ужасными.
Командир "К-219" Игорь Британов
Расследование длилось около года. Командира корабля уволили по «служебному несоответствию», а экипаж расформировали. Орденом Красной Звезды наградили лишь матроса Сергея Преминина. В 1997 году ему посмертно присвоили звание Героя России. Крушение «К-219» произошло буквально за несколько дней до встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике. СССР впервые официально сообщил об аварии на борту боевого корабля и поделился информацией со своим вероятным противником. *****************************. Я не думаю, что Америка бы погибла, даже не уверена, что фатально пострадала бы, взорвись все эти боеголовки, просто не могу знать. Об этом могут судить только профессионалы и то, наверное, лишь предположительно? Но какая-то мрачная, злая ирония в этом трагическом событии, безусловно, присутствует.
Стал бы этот мальчишка спасать мир, как сейчас говорят военные журналисты, и просто выполнять свой воинский долг, как он, наверняка, думал в тот момент - зная о предательстве Горби, развале Союза, беспределе 90-х? О сегодняшнем противостоянии России и Штатов, об угрозах уничтожения и призывах капитулировать, которые доносятся в наш адрес едва ли не ежедневно? Полагаю, что - да, стал бы. Про "валенок на пульте" потому и шутят так безмятежно, что русский никогда его не бросит, напротив, ценой своей жизни будет "спасать Америку". Надо ли? Может быть, планета-то одна. Главное, чтобы потом не явился Горбачев...