Айфон-индекс, очередь в ГУМе, секта свидетелей Джобса и "разные поучительные выводы"...

Sep 29, 2016 03:01

Видели очереди в ГУМе в день явления Айфона-7 народу в прошлые выходные? Впечатлились?
Вот и некоторые известные колумнисты тоже, так, вдохновленный чудесным событием, m_yu_sokolov написал для РТ проникновенный, проникнутый ностальгией  текст - Айфоны и сырихи


«У нас свобода совести, и свидетели Стива Джобса имеют право исповедовать свою веру и совершать обряды, предписанные их религией. Доколе они не впадают в изуверство, так и пускай их».
В эконометрике используют не только хитро вычисленные интегральные показатели. Наряду с ними бывают индексы, просто основанные на цене какого-нибудь товара ширпотреба. Журнал «Экономист» уже тридцать лет составляет бигмак-индекс, показывающий его сравнительную стоимость в разных странах - типа того, что в Швейцарии бутерброд стоит шесть с лишним долларов, а на Украине - полтора, то есть в четыре раза дешевле. На основании таких сравнений делаются разные поучительные выводы.
Теперь, вслед за продукцией Макдональдса, пищу для не менее поучительных выводов обнаружили и в айфоне последней модели.
Беснование фанатиков фирмы Apple, давящихся в огромных очередях, которые вызывают в памяти самые тяжёлые годы социализма, давно уже отмечено и является излюбленной темой для жёлтой прессы всего мира. Помешательство людей, готовых на всё, лишь бы в самый первый день приобрести новинку, - картина живописная и цепляет.
[Spoiler (click to open)]

В принципе это можно сравнить ещё с премьерой или с гастролью знаменитости - в начале XX века на шаляпинские спектакли тоже стояли ночные очереди, и поклонники жгли костры, чтобы совсем не околеть. Возможно, для фанатиков выпуск новой модели iPhone - это вроде премьеры гениального артиста в новой партии. Отсюда и такая горячность...

Но у нас свобода совести, и свидетели Стива Джобса имеют право исповедовать свою веру и совершать обряды, предписанные их религией. Доколе они не впадают в изуверство, так и пускай их.

Но дело в том, что явился на свет новый экономический показатель. Был бигмак-индекс, а теперь в России есть айфон-индекс. Эксперты Hi-Tech Mail.Ru отмечают: «По итогам первых выходных iPhone 7 и 7 Plus в российской рознице аналитики впервые с начала кризиса зафиксировали миллиардные продажи. В сравнении с iPhone 6s и 6s Plus «семёрки» впереди и по количеству, и по деньгам. Продажи смартфонов Apple в России превысили планку в 2 млрд руб. за первый уик-энд. Прошлогодних моделей на старте было продано только 15 тыс. штук, вдвое меньше. А по структуре спроса россияне чаще стали покупать более дорогие версии».

На основании чего другими экспертами делается вывод, что дела в экономике не так плохи, если публика готова наперебой покупать модные изделия. «IPhone 7 в интернет-магазине Apple стоит в зависимости от памяти от 56 990 до 74 990 руб. IPhone 7 Plus, особенность которого - более широкий дисплей, продается за 67 990-85 990 руб». Цена изрядная, доходящая до 1000 евро и выше, и когда люди в достаточно массовом порядке готовы платить такие деньги, возможно, это признак выхода из депрессии. Во всяком случае хочется так думать.

Однако, с айфон-индексом, таким вроде бы обнадёживающим, следует всё же быть осторожнее. Если показатели потребления растут, это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, есть потребление - и потребление.

Одно дело, когда люди больше тратят на жильё, автомобили, дачи, товары длительного пользования, продукты. Эти траты - не всегда, но по большей части - рациональны. В таком потреблении нет особых признаков оргий фанатизма.

Другое дело, когда фанатизм есть - и изрядный, и в потреблении новейшей продукции Apple весьма большую роль играют так называемые понты. «А Надя: и мне с эмблемами платье, // Без серпа и молота (вар.: без последней модели айфона) не покажешься в свете. // А в чем сегодня буду фигурять я // На балу в Реввоенсовете?». А равно: «Тем, кто носит «Адидас», тем любая девка даст» - были ещё при советской власти и такие оргии фанатизма.

В общем-то ничего страшного. Суетность вообще присуща роду человеческому, изделия Стива Джобса тут не первые и не последние.

Проблема в том, что траты, продиктованные суетностью, можно использовать для анализа экономических тенденций лишь с большой осторожностью. Cum grano salis.

Конечно, беспонтовое потребление - не до жиру, быть бы живу - в чистом виде наблюдается разве что в минуты экстраординарных общественных бедствий. Даже если бы в блокадном Ленинграде каким-то чудом продавали новейшие айфоны, большого ажиотажа они бы не вызвали. Сто двадцать пять были значительно актуальнее.

Но стоит только чуть-чуть отойти от такого абсолютного нуля, как понты тут же возвращаются. Сытость и изобилие брежневских 70-х вряд ли стоит так уж преувеличивать. И дефицит был, и на 120 руб. особо роскошно не проживешь. Но в этом довольно скудном мире была немалая джинсомания, не хуже нынешней айфономании. Чернорыночная цена на аутентичные фирменные (Wrangler, Lee и Levi Strauss) джинсы, причём обязательно американского производства, доходила до 200 руб. - то есть до полутора-двухмесячной зарплаты. Причём понты были столь важны, что те же джинсы тех же фирм, но произведённые не в США, а, допустим, в Италии (китайского ширпотреба в те былинные времена не существовало как класса), стоили уже дешевле - рублей 150. Ценовые тонкости прямо как со смартфонами.

Из тогдашней готовности граждан платить за понты такие деньги тоже можно было бы сделать крайне оптимистические выводы о перспективах развития советской экономики - «Мчим вперёд паровозом труда». Но экономисты проявляли осторожность - причём не только советские, но и ЦРУшные.
В начале 50-х же годов, когда послевоенная нищета и вовсе была запредельной, в столице появился феномен «сырих» (в принципе ещё даже раньше, в конце 30-х годов, но после войны движение «сырих» достигло апогея). «Сырихами» назывались «козлистки» (как вариант: «козловистки») и «лемешистки», то есть фанатки двух теноров Большого театра - И.С. Козловского и С.Я. Лемешева. «Сырихи» не только тратили большую часть своих нищенских зарплат на билеты и цветы, не только прогуливали службу (что при т. Сталине совсем не приветствовалось), но и сопровождали своих кумиров, когда те отправлялись в гастрольные поездки. С издержками, потребными на то, чтобы посетить Саратов или Одессу, не считались. Фанатизм - он и при т. Сталине был фанатизмом.
Можно было бы, глядя на «сырих», уверенно заключить: «Возрастает год от года мощь советского народа» - но тогдашняя пропаганда от такого силлогизма воздерживалась.
Айфон-индекс, конечно, занимателен, явление любопытное, но для уверенных суждений всё же лучше поискать индекс потребления, не столь обременённый понтами. Так будет понадёжнее.

****************************************
Кстати, вот здесь можно посмотреть карту зарплат по регионам РФ, выраженную в ценах на айфон, если кому интересно...
А вот сравнительный анализ бигмаковского и айфонского и еще любопытные индексы -
[Spoiler (click to open)]...Причина разницы между iPhone и Big Mac отчасти кроется в различии стоимости рабочей силы, сказал Хафиз. Производство гамбургеров включает в себя значительную часть затрат на местную рабочую силу, которая дешевле в развивающихся странах, что делает их валюты относительно недооцененными. Эзотерические индексы покупательной способности не представляют собой ничего нового. Кит Джакс из Juckesof Societe Generale SA говорит, что он придумал свой собственный iPad-индекс, а также меры, основанные на стоимости латте и мартини. Все они представляют собой "беззаботный способ посмотреть на справедливую стоимость валюты, чтобы поддержать другие критерии оценки, такие как ставки фундаментального обмена", сказал Джакс, стратег в Лондоне. Джакс является "умеренным быком" по доллару, прогнозируя его укрепление до $1.08 за евро до конца текущего года. Из неофициального исследования, почерпнутого из своих путешествий, можно заключить, что мартини стоит больше в долларовом выражении в Париже, чем в Нью-Йорке, говорит он, однако он не видит отскока единой валюты Европы, которая упала более чем на 3 процента после Brexit. "Это удерживает меня от мысли, что мы получим большой подъем в евро", - сказал Джакс...

*****************************************

Так является ли айфон символом демонстративного, или престижного потребления? Каковым в 70-80-е гг. были фирменные джинсы "мэйд ин юса"?
И не кажется ли вам странным, что таким символом статусного потребления сегодня мы снова имеем товар американского производства?
Под демонстративным потреблением обычно понимают покупку и использование товаров, с осознаваемой или неосознанной целью привлечь внимание окружающих или конкретных персон.
Причем товар должен соответствовать хотя бы двум из следующих критериев: престижность, высокая цена, эксклюзивность, новинка последнего сезона, ну и - яркость цвета/броскость внешнего вида товара.
Каков сейчас усредненный алгоритм демонстративного потребления?
Оно на фоне социального расслоения становится все более стратифицированным, откуда и возникает стремление элит подчеркнуть свою элитарность, среднего класса - догнать хотя бы в показном потреблении высший  и стремление низшего, пусть через то же показное потребление - не опуститься в этом расслоении ниже.
И выходит, что именно обладание последним айфоном становится единственным способом достижения этой призрачной цели и символом статуса для целой социальной группы?
А секта ли сообщество любителей Айфона? Судя по некоторым отдельным признакам, о которых мы говорили здесь вовсем недавно - вполне себе.
И да, обоснован ли айфон-индекс, или лучше какой-нибудь индекс борща, борщель - помните, мы его расписывали  как-то, в подробностях?
Poll
Для справки: Индекс Биг-Мака (англ. Big Mac Index) - неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС).

символы и знаки, Россия, общество, секты

Previous post Next post
Up