8 мифов о Гастелло - подвиг, которого не было? 26.06.41, или о пользе исторической правды...

Jun 26, 2016 06:24



Переписывание советской истории, в том числе, истории Великой Отечественной войны, тренд не новый и причины его известны - лишить народ исторической памяти, обесценить его подвиги и его героев, трансформировать чувство гордости, заставить усомниться в подлинности многих фактов из советских учебников истории...
Началось все это не вчера, а десятилетия назад, именно тогда стало с подачи западных партнеров-просветителей и отечественных историков-грантоедов появляться множество "разоблачительных" статей о подвигах, которых не было, героях, таковыми вовсе не являвшихся и военных победах советской армии, одержанных не умением, а числом.

И это было началом инфовойны против страны-победительницы в рамках войны холодной, превращающейся сейчас в гибридную войну Запада против России с использование все того же оружия лжи, клеветы, подтасовок из известного геббельсовского арсенала...
Постепенно все это трансформировалось в "советскую оккупацию и разграбление Европы, миллионы изнасилованных немок и приравнивание сталинизма к фашизму" с соответствующими выводами, вплоть до едва ли не имманентной  агрессивности/преступности сущности и действий СССР и России, как его правопреемницы, а также созданием образа русского как носителя зла.

Сегодня все изменилось - от официальной пропаганды, до личного отношения каждого к великой войне и свидетельством тому хотя бы масштабная акция Бессмертный Полк  9-го мая, или соцопросы, определяющие растущий "индекс патриотизма".
Однако, для того, чтобы не давать в руки вражеской пропаганды козыри, которые приходится опровергать всегда большими усилиями, нежели необходимые для того, чтобы просто рассказать правду, пусть и "не столь однозначную", попробуем рассмотреть только одну такую историю "подвига, которого не было"...

                  

Итак. Ровно 75 лет назад, 26 июня 1941 года, по канонам советской военной истории, произошел первый таран  летчиком-героем Гастелло колонны немецких танков. Летчик погиб, ему было присовено звание Героя Советского Союза и, вплоть до 90-х, этот факт был известен каждому школьнику, изучавшему историю по советским учебникам.
С началом перестройки и разгулом в России англосаксонской гласности и демократии в импортном варианте, для туземцев, факт этого подвига неоднократно  подвергался сомнению и уточнению, в результате чего у не историков, не вдававшихся в тонкости и не занимавшихся исследованием вопроса, осталось смутное воспоминание о том, что "кажется все было не совсем так, не с тем и не тогда, если и было вообще", тот самый феномен "ложечек и осадочка"...
Что же произошло на самом деле на четвертый день той войны в принявшей на себя первый удар войск врага Белоруссии?
 Вот материал двухгодичной давности об этом -
[как это было на самом деле]

Имя Героя Советского Союза Николая Гастелло, летчика, направившего свой горящий самолет на колонну немецких танков, вошло во все учебники истории и энциклопедии и долгие годы служило образцом самопожертвования. Однако личность, ставшая примером советской пропаганды, идеалом, на котором воспитывалось не одно подрастающее поколение, окутана ореолом тайны. 26 июня 2014 отмечается 73-я годовщина с того дня, как Николай Гастелло на объятом пламенем самолете протаранил вражескую боевую технику и взорвался, уничтожив десятки фашистских танков и цистерны с горючим. К этой дате предлагаю ознакомиться с мифами о подвиге героя.



Подвиг советских летчиков, совершенный 26 июня 1941 года на белорусской дороге Молодечно-Радошковичи, был увековечен на месте гибели другого бомбардира, погибшего в районе села Декшняны. Это несоответствие породило в послевоенное время ряд версий о подлинности самопожертвования Николая Гастелло.



1. Поскольку останков героя обнаружено не было (а их не могло быть, поскольку тот сгорел в пламени), его подвиг стали приписывать пилоту Александру Маслову, тоже выполнявшего боевое задание на этом направлении. Однако исследования показали, что этот летчик не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полете: оставшиеся обломки самолета - тому подтверждение.



2. Совершивший самопожертвование в первые дни Великой Отечественной Николай Гастелло был практически сразу удостоен звания «Герой Советского Союза», и долгое время утверждалось, что он был первым в истории таранов наземной цели. Однако это не так. Первым огненный таран совершил 5 августа 1939 года на Халхин-Голе советский летчик Михаил Анисимович Ююкин, однополчанином которого, кстати, был Николай Францевич. То есть ему было, с кого брать пример: когда у Гастелло загорелся самолет, он поступил точно так же, направив огненный факел на скопление врага. М.А. Ююкин был награжден орденом Ленина посмертно.



А если же рассматривать вообще все тараны, то первым, кто додумался до подобного, был китайский летчик Шен Чангхай, который 19 августа 1937 года в ходе шанхайского инцидента взорвал японский корабль.



3. Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны. Это тоже неправильное утверждение. Другой советский летчик, 22 июня 1941-го около 4:15 в воздушном бою над Западной Украиной протаранив фашистский бомбардировщик, Дмитрий Кокорев, сумел посадить свой поврежденный самолет на землю. За этот подвиг он был награжден орденом Красной Звезды. Погиб Дмитрий Кокорев в декабре 1941-го.



Вторым пилотом, который совершил воздушный таран в первый день войны, был Иван Иванов. Разница между первым и вторым составляла 10 минут. Этот летчик погиб. Ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».



Первым пилотом, 22 июня 1941 года направившим свой горящий самолет на скопление фашистской боевой техники, был Петр Чиркин.
4. Гастелло таранил зенитную батарею. Этому заблуждению способствовало неправильное место крушения самолета. Около села Декшняны взорвался самолет не Гастелло, а Маслова.
5. Таким же неправильным утверждением считался таран механизированной батареи в стороне от дороги.
6. Гастелло совершил свой подвиг в одиночку. Данный миф возник из рассказа о подвиге Николая Францевича. Превозносилось только имя героя, а фамилии членов его экипажа умалчивались. Вместе с Гастелло погибли штурман Анатолий Бурденюк, летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, стрелок-радист Алексей Калинин, удостоенные в 1958-м ордена Отечественной войны I степени.




Слева: штурман Анатолий Бурденюк, справа вверху летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, справа внизу стрелок-радист Алексей Калинин

7. Гастелло совершил таран, управляя истребителем.



Самолет, на котором совершил таран экипаж под командованием Николая Францевича, Ил-4 - бомбардировщик. Н.С. Скрипко в книге «По целям ближним и дальним» в главе «Капитан Гастелло» так описал его подвиг:



«Как и другие части, немногочисленный по своему составу 207-й дальнебомбардировочный авиаполк выполнял в тот день второй боевой вылет. Подвесив бомбы и дозаправившись горючим, вторично вылетал и экипаж капитана Николая Францевича Гастелло. Имея за плечами несколько десятков боевых вылетов на Халхин-Голе, в Финляндии, он участвовал и в боевом вылете корпуса в первый день Великой Отечественной войны. На митинге перед боем коммунист Гастелло горячо и взволнованно сказал:
- Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе не сдержать!..
Примерно через полтора часа полета экипажи вышли в район южнее Радошкевичи. Обнаружив на шоссе большую вражескую моторизованную колонну, Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся фашистских танков, автомашин и атаковал врага. Штурман Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель.



Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист старший сержант А. А. Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи (начальник штаба) лейтенант Г. Н. Скоробогатый обстреливают разбегающихся в панике гитлеровцев. Захлебываясь, непрерывно бьют по нашему самолету вражеские зенитки.
И вот уже при отходе от цели в бензиновый бак самолета попадает снаряд. Возникает пожар. Попытка сбить пламя не удалась. Огонь все более разгорался от встречного потока воздуха. Это с болью в душе наблюдали, не в силах ничем помочь, летевшие в паре с капитаном Николаем Гастелло заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас.
На их глазах самолет, объятый пламенем, стал крениться вправо. Гастелло сумел выровнять его, затем развернул машину на скопление фашистских танков и автомашин, перевел в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники.



Вплоть до роковой секунды из пылающего самолета летели по врагам огненные трассы разящих пуль. Это вели огонь лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин. Они сражались до конца...
Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!
Я держал в руках снимок и думал, какая же огромная нравственная сила нужна человеку, чтобы пойти на такой жертвенный подвиг!
Все летчики соединения были потрясены героической гибелью экипажа, испытывая одновременно глубокую печаль и гордость. Печаль оттого, что потеряли такого хорошего, душевного и отзывчивого летчика, как Николай Гастелло, членов его экипажа. А гордость - потому, что своим подвигом Гастелло и его экипаж продемонстрировали непревзойденный моральный дух, доблесть и боевые качества советского воина. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу. До последней минуты жизни он помнит о высоком долге перед Родиной и даже смертью своей утверждает победу!»

8. Гастелло был штурманом в экипаже М.А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Это заблуждение родилось из преемственности героических традиций. Михаила Анисимовича называли наставником героя. На самом деле штурманом Ююкина был Александр Морковкин, выпрыгнувший с парашютом непосредственно перед тараном.

Автор: Наталья Ханина Оригинал записи  на LiveInternet.ru


А вот, в дополнение к сказанному биография с подробным описанием подвига Гастелло и интервью с внуком Гастелло в Правде.ру от 2013-го г., которые весьма небезынтересно именно в свете всего, сказанного выше....
************************************************
Умаляет ли все изложенное подвиг Гастелло? Ни в коей мере. Стоит ли его "переименовывать" в "подвиг Ивана Иванова", или чей-то еще? Конечно же, нет.
К чему тогда эти исторические изыскания и уточнения? Зачем обо всем этом говорить в день 75-й годовщины события?
А вот именно затем, чтобы услышав очередную предательскую байку в духе "подвиг, которого не было" от нового Резуна, Эха дождя или иноСМИ о том, что "все не так однозначно" в советской истории ВОВ - не смутиться, не усомниться, не поразиться, не удивиться, а спокойно и аргументированно возразить в ответ...
Предупрежден - значит вооружен, а знание - сила(с). В этом  случае - как и в любом другом.
******************************************
И- да. Вот эти две доски - они могут существовать  в одном пространстве и рамках одной идеологии?

   &    

подвиг, инфовойна, ВОВ, история

Previous post Next post
Up