Лазарева суббота, вербное воскресенье - пальмовые ветви, белый осляти и литургическая культура...
Apr 23, 2016 06:56
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) православная церковь отмечает в последнее, шестое, воскресенье Великого поста, то есть, завтра, а сегодня - Лазарева суббота...
[Spoiler (click to open)] Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).
Так, в Евангелии от Матфея (21:1-7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.
В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло. Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне - символом войны.
В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.
Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, - с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.
Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. - достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.
Вход Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.
Вячеслав Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865 г. [Нажмите, чтобы посмотреть]
Константин Савицкий - Инок, 1897 г. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого
Серафима Блонская - Девочки. Вербное воскресение. 1900 г. Таганрогский художественный музей
Владимир Россинский - Катание в Вербное воскресенье на Красной площади, 1910-е //
Константин Юон - Вербный базар на Красной площади. 1916 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев - Вербный торг у Спасских ворот, 1917 г. Нижегородский художественный музей ------------------------------
Всех верующих и просто радующихся весеннему возрождению природы - с праздником Лазаревой субботы и Вербного воскресения!
14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе внешних церковных связей постоянный член Священного Синода митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с православными рок-музыкантами: Константином Кинчевым («Алиса»), Юрием Шевчуком (ДДТ), Романом Неумоевым («Инструкция по выживанию»), Стасом Бартеневым («Если») и Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»).
Во вступительном слове митрополит Кирилл отметил, что взаимоотношения рока и Церкви следует рассматривать как один из частных случаев распространенного ныне взаимодействия культур. «Вопрос о взаимоотношении культур является основным, - подчеркнул митрополит Кирилл. - Если культурные модели не состыковываются, то это приводит к конфликтам. И вы знаете, что произошло с публикацией карикатур в отношении пророка Мухаммеда. Этот пример - некий символ, который дает понимание того, что сейчас происходит. Но слово “культура” - в том контексте, в котором я сейчас говорю, имеет, конечно, более широкий смысл. А если говорить о предмете нашей встречи, то здесь речь идет о взаимодействии субкультур. Собственно говоря, что такое “литургическая культура”? Это субкультура. Может ли субкультура претендовать на то, чтобы стать культурой для всех? Может, но весьма сомнительно, что она действительно этой культурой станет и всех объединит. А Церковь призвана спасать всех. И здесь мы входим в соприкосновении с очень болезненными темами».
Далее митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путем некой инкультурации, то есть вхождения в ту культуру, которая является народной. «И сегодня молодежь находится под сильным влиянием той музыки, представителями которой вы являетесь, - заметил иерарх. - Я не знаю, хорошая это музыка или плохая. Но если эта субкультура является понятной и убедительной для молодежи, то, конечно, возникает вопрос, может ли эта культура гарантировать, что в этой среде возникают предпосылки для усваивания Божественного Откровения?».
Митрополит Кирилл признался, что у него был единственный опыт проповеди на рок-концерте. Это случилось около двух лет назад, когда в Смоленске организовали фестиваль «Рок против наркотиков». Перед 16-тысячной толпой митрополит Кирилл дал краткое напутствие пастыря, вызвавшее живейший резонанс. Именно тогда он понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. «Рок-музыкантам надо давать молоко за вредность, - шутил митрополит на этой встрече. - Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря».
Константин Кинчев отметил, что «децибелы» служат своеобразным молодежным языком. А Юрий Шевчук выразился еще определеннее: «Я перефразирую: “В начале был Звук”. Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения. Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей».
Лидер группы «Алиса» подтвердил, что рок всегда был вызовом: «Это, прежде всего, искреннее слово и прямое обращение к молодым, которых нельзя обмануть. Они очень чутки к этому».
Тут рокеры совершенно закономерным образом перешли к теме рока и попсы. Кинчев объявил «Фабрику звезд» «настоящим сатанизмом», а Шевчук неожиданно попросил митрополита Кирилла: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока». На это Константин Кинчев резонно возразил, что митрополит Кирилл находится не в лучшем положении и сам большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди. Примечательно, что митрополит Кирилл попросил разъяснить, чем рок отличается от попсы. По мнению Константина Кинчева, для поп-музыки характерны усредненные, второсортные мотивчики, поставленные на конвейер, и некачественные тексты, ориентированные на низменные инстинкты. А диакон Андрей Кураев привел наиболее универсальный пример попсовой песни: «У меня букашки от моей Наташки».
«Сейчас важнее всего свергнуть нового идола, имя которому - “формат” и “ротации”, - настаивал Кинчев. - Это настоящее неоязычество». Митрополит Кирилл припомнил, что однажды митрополиту Антонию Сурожскому задали вопрос: «Что общего между Православием, гомеопатией и рок-музыкой?» Тогда священник не смог уловить связи, но, тем не менее, она была. Все три сферы являлись альтернативой советскому режиму.
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в 1992 году он написал предисловие к пластинке «Антология христианского рока в России», за что был огульно обвинен в сатанизме с кафедры одной из конференций. На этом основании о. Всеволод задал пару полемических вопросов: доходят ли рок-песни до молодежи или остаются уделом 30-40-летних слушателей, и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? И Юрий Шевчук, и Константин Кинчев заверили отца Всеволода, что с многотысячными залами у них все в порядке. В ответ на второй вопрос Кинчев деликатно заметил: «Если честно, я не знаю, стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни».
Протоиерей Максим Козлов, приглашенный на встречу в качестве оппонента, высказался против организованной поддержки Церковью этого явления. «Если РПЦ обзаведется синодальным отделом по взаимодействию с музыкантами, а в новостях будут сюжеты типа “священник такой-то дал проповедь на выступлении определенной рок-группы”, тогда вам никакой андеграунд не поможет», - категорично обратился он к рок-музыкантам. Выступивший затем лидер группы «Инструкция по выживанию» Роман Неумоев предложил митрополиту Кириллу материалы о своей рок-миссии на Алтае. По мнению Романа, 80% рок-музыкантов исповедуют язычество и оккультизм. Он считает, что каждый музыкант, вознамерившийся нести Свет Христовой Истины со сцены, должен получить у иерархов особое благословение. После этих слов Константин Кинчев продемонстрировал собравшимся свой нательный крест и с неподдельным недоумением произнес: «Я не понимаю, какое благословение мне еще необходимо». После этого Роман Неумоев уточнил свою мысль, предложив более детально закрепить сотрудничество православных рок-музыкантов и Церкви в миссионерском делании.
Митрополит Кирилл выразил сомнение в необходимости повсеместного священнического напутствия на рок-концертах. «Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В “Капитанской дочке” Пушкина ни разу не упоминается слово “Бог”. Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе».
Подводя итоги дискуссии, митрополит Кирилл отметил, что многое зависит от контекста, обстановки и способностей конкретного священника. Невозможно обращаться к аудитории рок-концерта с традиционной храмовой проповедью. «Нужно войти в эту среду и изнутри проповедовать, уметь дать слушателям правильный импульс. Если есть люди, которые могут обратиться с верными словами к этой аудитории, не надо им мешать», - сказал он.
Обращаясь к рок-музыкантам, председатель ОВЦС подчеркнул: «Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение». В то же время митрополит Кирилл подчеркнул необходимость соблюдать во всем такт и меру.
Он напомнил еще об одном миссионерском ресурсе рок-музыки. Подчеркнув самоценность православной литургической культуры, митрополит Кирилл выразил убеждение, что она не нуждается в модернизации, в том числе в использовании на богослужениях каких-либо музыкальных инструментов, в частности электронных. В то же время председатель ОВЦС обратил внимание собеседников на особое направление православной миссии, в котором творчество рок-музыкантов может быть весьма полезным. По его мнению, имело бы смысл проводить молодежные собрания, на которых ребята могли бы не только обсуждать различные богословские темы, но и петь под гитару, в том числе исполнять рок-композиции. Правомерно ли такое слияние, православие и рок, как полагаете? И как бы вы ответили на вопрос: "Что общего между православием и рок-музыкой"? Кстати, обратили внимание, что 10 лет назад Кинчев и Шевчук, оба православные, были еще вместе?