Данелия: пророчество "Кин-дза-дза" vs ностальгия "Я шагаю по Москве"?

Apr 06, 2019 22:50



Умер великий советский киномаэстро Георгий Данелия и все наперебой кинулись вспоминать Мимино и Кин-дза-дза, первый, как самый популярный, второй как самый пророческий, ну и Афоню, конечно, тоже обожаемого публикой, с неподражаемым харизматичным Куравлевым и юной прелестной Симоновой.
В профессиональном Искусстве кино лучшие авторы рассказывают об 11 его фильмах, начиная с дебютного «Сережи», продолжая картинами «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Афоня», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза!», «Паспорт», «Настя», и заканчивая работой середины 90-х «Орел и решка».



А я, стыдно признаться, не люблю ни Мимино, ни Афоню, как не полюбила сразу, так и пересматривая через много лет, не изменила впечатления детского, после первых просмотров, тогда коробили, коробят и сейчас - не о том это было, не о Советском Союзе как я его видела в детстве, не о советских людях, как я их вспоминаю сейчас, хотя актеры и образы яркие, талантливые, колоритные, но...

Как ни странно может кому-то показаться, но мои любимые, с первого взгляда и по сей день, его советские фильмы - Я шагаю по Москве и Осенний марафон, да еще Сережа, пожалуй, а все эти Паспорты и Насти с Орлами и решками из 90-х, вообще - никак, будто и не он снимал. Слезы капали - странное кино, Леонов уникален, конечно, но в целом - смурное, мрачное, депрессивное, вот о чем оно, скажите, какие чувства пробуждает и зачем?



К Кин-дзе отношение сложное - тогда радикально не понравился, но сейчас отрицать то, что это было художественное пророчество - язык не поворачивается, оно и было, гениальное, как оказалось. Вот все буквально - в точку, потому и на цитаты растащен, что невозможно было поверить, а что-то коллективное бессознательное наше, видно, почувствовало тогда. Вот пара рецензий на него:

1. ..Главное, на мои взгляд, в веселой ленте «Кин-дза-дза!» (грустной, пожалуй, куда больше, чем веселой) - это зрелище человеческого падения, разложения и деградации личности. Сказать проще - зрелище оскотинивания. Собственно, сам этот процесс остался вне фильма, но результат - перед нами. Вот они, два жителя планеты Плюк: чатланин Уэф и пацак Би. Два экземпляра человеческой (полно, человеческой ли?) породы.
[Spoiler (click to open)]
«Страну рабов, страну господ» и живописуют нам авторы «Кин-дза-дза!», живописуют с горечью фарса, порой гиньоля. Георгий Данелия, человек с обостренным чувством собственного достоинства, пожалуй, только так - брезгливо и жутко - может рисовать мир, где оно утрачено. Тотальному снижению подвергается, пожалуй, все: если пение - то нечленораздельные вопли; если любовь к искусству - то к вульгарному, площадному и притом с унизительными оценками - кличами негодования, плевками или швырянием вознаграждения в клетку, где концертируют бродячие комедианты.

Если техника - то скрипучий лом; если наряды - то лохмотья; если лица - то паноптикум! Даже женское кокетство, пикантное и очаровательное, Данелия саркастически снижает, огрубляя телосложение и вульгаризуя телодвижения плюканок, оснащая к тому же их прелести нелепыми деталями костюма, нашлепками и накладками.
Даже верховный властитель, чье имя страшит и вызывает трепет, сам Пэ Жэ, неказист и нелеп, похож на опереточного идиота и фата. А его забавы с приближенными в бассейне явно пародируют пышный разврат римских терм.

Конечно, смешно... Разумеется, забавно. Но если всмотреться, за десятками фарсово-трагикомических деталей проступает некая общественная система, достаточно последовательно и строго выстроенная.

… Думается, Георгий Данелия сделал на сей раз свой самый трагический фильм. Отсветы внутреннего трагического пламени не раз прорывались сквозь мнимо лучезарную поверхность его комедийных лент. Отчетливее других проявились они в «Совсем пропащем» - все в той же теме утраты, а потом и отрицания человечности. Кстати сказать, из всех леоновских персонажей в фильмах Данелии Уэф показался мне ближе всего к «Королю». Ближе всего именно трагическим сарказмом, который, впрочем, откликнулся потом глухим эхом и в «Слезы капали»...

И все же именно «Кин-дза-дза!» стала для автора лентой особо трудной и тяжкой. Она вобрала в себя и отзвуки личных драм художника, и непростой опыт последних лет жизни нашего общества и искусства, в частности, кино (картина начиналась ведь в 1983-м, а в наши дни лишь завершилась). Меткие диалоги Габриадзе, причудливый рисунок ролей, выделанных Данелия совместно с актерами, изобретательность мизансцен и трюков вызывают улыбку, а порой и смех. Но полынная горечь сушит губы, и холодок безнадежности нет-нет да потревожит душу.

Мне думается, что и неровное дыхание фильма, отдельные его длинноты и несообразности проистекают из того же: из трагического ощущения режиссером утраты человеческого тепла. Вокруг в жизни становится все меньше кислорода - как в том эпизоде на планете Хануд, где его всего-то два процента. Это ведь и про себя, наверное: сесть вот так на белесую, а может быть, седую, отравленную землю, снять противогаз и подышать бескислородьем напоследок. Хватит, мол, уже с меня...

Л. Гуревич

---
2. ..Нет, такое будущее понять и принять тогда было категорически невозможно. Но увы, оно оказалось именно таким, пусть и не в деталях. И этот фильм, в котором было немало острой социальной критики и сатиры, вдруг стал едва ли не самым просоветским фильмом эпохи перестройки. Почему? Потому что он без прикрас показал советскому зрителю грядущий буржуазный мир, и выглядел тот на редкость неприглядно и непрезентабельно. Просто отвратительно!
[Spoiler (click to open)]

Что ещё поражает в этом фильме сейчас - так это контраст между пришельцами из социализма и коренными обитателями планеты Плюк. Тогда, в 1986-м, советские герои фильма казались обыкновенными, самыми типичными людьми, взятыми с улицы, из толпы. Такими же, как и все вокруг, и отнюдь не самыми лучшими. Студент Гедеван, страдающий клептоманией, и прораб со стройки дядя Вова - отнюдь не образцовые и далеко не выигрышные посланцы из страны 1986 года! Но свалившись на планету Плюк, среди местных «жуликов» вроде Би и господина Уэфа эти два вполне заурядных советских человека приобретают черты едва ли не полубогов и героев, почти святых. В чём тут дело? Это не так-то просто понять... Хотя объяснение простое: в обществе, из которого они прибыли, резко снижен градус конкуренции между отдельными людьми. Моих однокурсников в 1986 году, помню, ужасно веселили диалоги из фильма, вроде таких:

«― Ну вот у вас на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
― Ну, это на глаз.
― Дикари!»
Или фраза плюканина Би: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Почему эти шутки веселили? Потому что по правилам «советского хорошего тона» дяде Вове на такой вопрос следовало бы ответить: «У нас никто ни перед кем приседать не должен, у нас все равны». А он вместо этого неожиданно признаётся, что «на глаз». То есть эти шуточки разоблачали конкуренцию между людьми, которая, конечно, существовала и в СССР 1986 года. Но каков был её градус? Он был несравненно ниже, чем на Плюке и чем стал позднее. Правило «человек человеку волк», которое является незыблемым законом и основой жизни на Плюке, для пришельцев из СССР выглядело давно отжившей дикостью, варварством и анахронизмом.

Если бы тогдашним советским зрителям сказали, что «мораль» планеты Плюк, убогая и смешная ― «Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам. Никогда!» ― что эта «мораль» станет их собственной моралью через каких-нибудь пять лет, то они бы не поверили... (Кстати, эцилопп ― это просто-напросто «полицейский», прочитанный наоборот).

Довольно символично, что сам Данелия в фильме сыграл эпизодическую роль Абрадокса с коммунистической (не социалистической) планеты Альфа. Которая тоже по-своему жестока. Гедеван и дядя Вова, пришельцы из социализма, могут находиться на этой планете, хоть и должны надеть респираторы, чтобы не портить её чистый воздух. А вот Би и господину Уэфу на Альфе существовать нельзя, их немедленно превращают в кактусы и отправляют в оранжерею... Тогда, в 1986-м, это казалось ужасно жестоким (и возмутило Гедевана и дядю Вову до глубины души).

Пришельцы из социализма на коммунистической Альфе должны носить респираторы, а пришельцев из буржуазного мира ждёт превращение в кактусы

Подытоживая сказанное. За последние 35 лет советское общество 1986 года скатилось с того уровня отношений между людьми, на котором оно находилось, вниз, под горку регресса и деградации. На нижестоящий уровень, и катится дальше. Одним из наказаний за это стало и его творческое бесплодие. Если мы хотим, чтобы всё это закончилось, нам надо не катиться дальше к дальнейшему торжеству «цветовой дифференциации штанов», а подниматься вверх, пусть это и несравненно труднее...

А.Майсурян

---
Конечно же, все это так, но как несправедливо вспоминать творчество режиссера, только исходя из конъюнктуры дня, не так ли?
Наверное, все же, лучшее его гражданское и социально-публицистическое высказывание - это Кин-дза-дза, самое сердечное и эмоциональное - Я шагаю по Москве, а самое личное - великолепный Осенний марафон с восхитительным букетом звездных ролей, где каждая совершенно, даже крохотная.

Фильм, который снимался на фоне и по следам собственной любовной и семейной драмы с Соколовой и Токаревой, о чем, может быть, не стоило бы поминать, если бы он не стал, на мой взгляд, лучшим художественным произведением кинорежиссера, по прекрасной литературной первооснове, Александру Володину, великолепной психологической мелодрамой, из разряда лучшего европейского кино этого жанра, но при этом нашего, российского и советского...

В общем, о вкусах не спорят, конечно же, но, тем не менее, ответьте -
Poll
Ах, да, Кин-дза-дза, конечно же, это РФ образца 1991-2019, в динамике, даже заблудившиеся во времени и пространстве этой жесткой антиутопии советские люди - поразительно точный образ, жаль только, что конец  у нашей притчи вряд ли будет безоблачным.
Светлая память мастеру и провидцу...



UPD
Еще кое-что об отношении и восприятии кинотворчества мастера, в дискуссии -[Spoiler (click to open)]

kind_igor
7 апреля 2019, 02:20:49
Я тоже терпеть не могу «Афоню» и искренне не понимаю, что люди в нём находят. Фильм о пропащем человеке, юмор очень бытовой и непритязательный. Куравлёв у Шукшина гораздо больше нравится, жаль, что именно с Афоней его ассоциируют. Тем не менее, 15-й по посещаемости советский фильм за всю историю. Наверное, ко времени пришёлся.

В «Мимино» нравится только первая "грузинская" часть, напоминает «Не горюй» - мой любимый фильм Данелии, в котором всё органично. Вторая "московская" часть как-то наспех написана и снята (а они реально писали и снимали всё это впопыхах, изначально вообще другой фильм планировался). И шутки с коверканьем русского языка несмешные.

А вообще, люблю его первые опыты - «Не горюй», «Я шагаю по Москве» и совсем забытый сегодня «Серёжа». Там и сценарии, и съёмки прекрасны, и посылы у фильмов добрые. В «Осеннем марафоне» и «Кин-дза-дзе» особая атмосфера, поэтому тоже нравятся. Ещё по Марку Твену интересный фильм. Остальное - на любителя, но он хотя бы не скатывался в откровенный треш в отличие от Гайдая или Рязанова.

gala_gala15
7 апреля 2019, 02:33:10
Ну да. Именно - непритязательный, крайне, причем весь фильм, от и до, не будь любимых и талантливых актеров, вообще не о чем было бы говорить. Ко времени? Возможно. Или все же магия любимца публики Куравлева в образе персонажа из анекдотов, забавного и узнаваемого.

Я бы сказала, что в Мимино многовато пошлости, хотя есть и трогательные моменты, и отличные образы, но в целом - непритязательный фильм-анекдот, просто снятый рукой талантливого мастера, если наспех снимали, говорите, то это многое объясняет..

Осенний великолепен, в нем есть все - любовь, грусть, тоска, ирония, юмор, нелепость, абсурдность, безысходность, такая палитра красок и все как в жизни, вперемешку, а уж сыграно просто великолепно, все роли, включая крохотные.

О, да, Совсем пропащий, шикарное кино, тоже его люблю)

kind_igor
7 апреля 2019, 03:00:45 Комментарий изменен: 7 апреля 2019, 03:02:02
Да, Куравлёв был очень харизматичный, мог целые фильмы на себе тянуть. Остальные персонажи «Афони» либо серые, либо очень карикатурные - ну, может, кроме Леонова и милой Симоновой. Это, кстати, тоже объяснимо: сценарий был дипломным для Бородянского, писал его, ещё будучи студентом. Но с режиссёром повезло, конечно.

В «Мимино» похожая ситуация с поправкой на график съёмок. "Фильм-анекдот" - хорошее определение. Там и сюжета по сути нет. Персонажей Куравлёва и Леонова вообще как будто вставили для галочки, абсолютно ненужные. Плюс мне сам герой Кикабидзе никогда не нравился, невротик какой-то.

А «Марафон» не так, чтобы сильно нравится своей володинской "обыденностью" (я об этом уже писал в посте про Володина)), но вот именно эта палитра красок и данелиевская атмосфера завораживает. Очень хороший, душевный фильм, слепок эпохи. Из всех фильмов Данелии я его, наверное, чаще всех цитирую в быту.

gala_gala15
7 апреля 2019, 03:15:10
Леонов способен украсить любой фильм, даже мелькнув в нем просто, магия присутствия в кадре была у человека - появился и уже тепло на душе)
Да, и Симонова прелестная юная девушка там, еще трогательно пухленькая, не то что в Обыкновенном чуде..

Нет сюжета, в том-то и дело, набор даже не новелл, а эпизодов со сквозным персонажем. Невротик? Не знаю, я тогда списала это на непонятную мне чужую ментальность, грузинскую, но вдаваться было неинтересно, на душу не ложилось - чужой герой, чужая душа и жизнь, не наше кино, не родное, потому успех его и удивил..

Марафон прелестен, в нем такие нежные пастельные, акварельные краски порой, такое смешение и перетекание один в другой жанров, такие дивные работы актерские, что Вы - камерная история, но такая многоплановая и многослойная, тут автор сценария и режиссер удивительно совпали душевно и срезонировали - вышло искусство высокое, а, казалось бы, "мелкотемье"...


---
*прошу прощения, пропустила в опросе Мимино, случайно, не специально, так что, кто любит его - пишите в комментах..)

* *согласные с тем, что Кин-дза с ее Плюком - это наши реалии последних десятилетий, лайкните

кино

Previous post Next post
Up